Египет. История Палаты волос

О египетских причёсках говорят, имея ввиду, главным образом, великолепные парики – подобие европейских париков дворян и королей XVII – XVIII века, но выстриженные, завитые или заплетённые так изысканно, что "версальский" стиль "под пуделя" лишь бледная тень такого высокого искусства.Парики были и короткие, и длинные, покрытые струйчатым орнаментом строгих "ступенек" или из массы тонких спиралей длинных локонов и косиц, уложенных в замысловатом "африканском" стиле. Парики на любой вкус! Больше всего париков хранится в Каире, но есть отличный образец и в Британском музее, а также экземпляры из Турина, где вообще много красивых примеров древнеегипетской одежды и предметов быта идеальной сохранности.

О египетских париках бытовало мнение, что они сплетены из шерсти овец и конского волоса (возможно, их сравнили с судейскими париками, такими например, как в Англии) и эти сведения попали во многие египтологические книги, а затем и в популярные издания. А. Лукас исследовал много париков, и в первую очередь 15 каирских, и ни в одном не обнаружил ни «каракуля», ни конского волоса, но отметил два парика римского периода из пальмового волокна и хальфы. К слову, и угольно-чёрный цвет найденных париков после очистки реставраторами бесследно исчез, и выяснилось, что египтяне предпочитали шевелюры кофейного а также каштанового, или, как выразился бы Клот-Бей, «кедрового» оттенка – ведь именно модный красно-коричневый цвет старались извлечь из листьев лавзонии (хны) египетские косметологи и для париков, и для естественной причёски.

Это был цвет спила ствола ароматного можжевельника, называемого в античности «кедром». В некоторых париках (например, в британском образце парика чиновника или даже вельможи) изящно сочетали тёмно-шоколадные спирали или косицы с целым облаком мельчайших белокурых колечек на темени.И с древнейших пор косицы и пряди дамского парика ещё и унизывали массой золотых трубочек или колец, перевивали их бусами, раковинами каури, лентами, закалывали прелестными шпильками или накидывали на темя ювелирные сетки и покрывала. И у мужских, и у женских париков нижний край парика часто зафиксирован в ровную плетёную «струнку» с фестончиками из волосяных кисточек или мелкими подвесками (чаще шариками). Но иногда подвески могли и «болтаться» свободно.

Традиции египетских причёсок оказались столь сильны, что даже у погребальной маски грекоегиптянки Аретмидоры, дочери Гарпократа (римский период), она вылеплена в картонаже на манер древнейшей укладки среднеегипетских царевен – толстые косицы, унизанные трубочками. Мы не знаем, носила ли молодая колонистка в Египте в действительности такой же парик, как и погребённая много веков до неё дочь Сенусерта II, дама с тонким вкусом, но посмертно она во всём согласилась с египетскими канонами. В реконструкциях, например, канала Дискавери, да и в большинстве любых постановок вообще, двор Клеопатры VII часто изображают подобием двора рамессидов, что довольно-таки смешно. Скорее всего, греко-македонские правители одевались в египетский «винтаж» на религиозных церемониях, и то такие одеяния были сильно в стиле «модерн».

Это особенно хорошо видно по светским и храмовым изображениям последней царицы независимого Египта.Не случайно, наверное, костюмы Э. Тэйлор – это что-то среднее между востоком и западом того времени, а Вивьен Ли в роли Клеопатры предстаёт то в наряде неоегипетского стиля, то в римском пеплуме. Это уж точно ближе к истине, что бы ни говорили злые критики. В Египте римской эпохи парики стоили уже неимоверно дорого, и, судя по многим мумиям из греко- и римо-египетских погребений, люди часто носили свои причёски. Но даже на файюмских портретах попадаются детишки, остриженные как малыши из семейства Инхеркау, жившего при XX династии, а у некоторых дам слегка волнистые кудри до плеч, как у достославной царицы Тэйе, о которой они даже и не слышали. Это – неизбежный итог слияния культур разных цивилизаций воедино.

Если не считать странных лубяных и травяных париков очень поздней эпохи, прочие исследованные доктором Д. Флетчер парики, довольно древние, и правда оказались исключительно из волос человека. Эти самые волосы для парика, сплетённые на все лады как макраме на сетчатой основе, ошпаривали для фиксации укладки горячим воском – то есть, так же, как традиционные причёски японских гейш, к примеру. И вместо посыпки мукой, пудрой, как много веков спустя в Европе, их так густо пропитывали бальзамными помадами (вроде амаракинума), что за тысячи лет, проведённые без ухода их облепила густая пыль, вот они и казались чёрными.А волосы животных, как и птичьи перья, шли на опахала и хлопушки (известна хлопушка даже из хвоста слона, хотя обыкновенно ради неё казнили жирафа).

Так что бараний парик сборщика податей из романа «Фараон» – враки. Не носили мелкие чины и простолюдины дорогого убора, сложно сплетённого и трудного в уходе – они стриглись «под горшок» или надевали чепец на бритую голову.И не случайно волосы играли весомую роль на древнеегипетском рынке, их оценивали при бартерных расчётах наряду с золотом, ароматами. В медицинских папирусах тьма-тьмущая рецептов для роста и защиты волос, пусть иногда и вздорных, но кажется, что они предназначены для дам, растивших волосы на продажу. Геродот упоминает о сдаче детских волос в храм за еду для домашних священных кошек (хотя те могли бы и мышек наловить). А аристократки обыкновенно лелеяли свои короткие стрижки, вполне схожие с типами «боб», «паж» и «фокстрот».

Б. Мертц пишет о находке женской мумии с целой копной взбитых к темечку завитушек – ни на одном изображении нет дамы с таким «вавилоном» на голове, но надо же учитывать, сколько изображений исчезло и утрачено навсегда. Завивку в то время делали "холодной" укладкой – намотав волосы на тростниковые папильотки или деревянные коклюшки, их обмазывали нильским илом, который сам отваливался кусками, когда высыхал, а укладка оставалась. Ещё можно было просто слегка расчесать некогда туго заплетённые в многочисленные афрокосички волосы – и получалась лёгкая и мелкая "речная волна". В дамских ларцах (например, у жены архитектора Ха) находят целые наборы гребней и шпилек, и даже на статуях не считалось зазорным показать, что из-под «капюшона» парика на лоб выступают и «живые» волосы.

В 1998 г. Флетчер исследовала останки женщины, жившей в 3400 г. до н.э. в некогда священнейшем египетском городе Нехене (Иеранкополис греков). И оказалось, что горожанка "наращивала" свои редеющие волосы при помощи бесчисленных косичек-шиньонов. Но бывало, что люди и брились из-за проблем с паразитами (в этом случае можно было надеть чепец в обтяжку – так часто делала Нефертити). У очень многих мумий царственных женщин, да и мужчин на самом деле свои волосы, но обычно короткие и туго-натуго заплетённые в мелкие «колоски» косичек или завитые «мелким бесом». На древних каменных барельефах есть сцены завивки коротким «барашком» цариц и царских наложниц, и во всех случаях это делают сноровистые придворные мастерицы.

В иных источниках есть мнение о том, что ремесло парикмахера было в Египте не дозволено женщине. Но на самом деле некогда был даже титул начальницы «палаты волос». С эпохи Нового царства, однако, все придворные дамы носят общий, ныне единый для них всех титул – «хекерет-несу» («краса царёва» – нечто вроде обращения «её сиятельство»), а мужчины с их правом карьеры в своих титулах перечисляют и точный род занятий при дворе. В действительности, скорее всего, в мастерских по плетению париков (на каждый из которых уходило более месяца работы) трудились мужчины, а вот уходом за головой и готовыми париками царицы или царевны ведали её «камер-фрау». У просто знатных и богатых женщин был в доме свой штат служанок-парикмахерш – как рабынь, так и наёмниц.

На снимке: досуг прекрасных дам в Древнем Египте (реконструкция в "Деревне фараонов" доктора Хасана Рагаба. Египет, Эль-Гиза, остров Якоба.)

Источники:

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Ю.Я. Перепёлкин. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.

Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. Монография. М.: Наука, 1988 г.

Эрман Адольф. Жизнь в Древнем Египте./пер. с англ. И.А. Петровской. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2008 г.

Мертц Барбара. Красная земля, Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. Изд-во «Центрполиграф», 2004 г.

Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. АО «Академия моды», Москва, 1993 г.

Сыромятникова Ирина Сергеевна - История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ— М.: Искусство, 1983.— 230 с. ил. Редактор Н. В. Каминская

Борис Рубенович Асоян. Все еще удивительная Африка. Рецензент доктор исторических наук В. Б. Иорданский – Москва: Мысль, 1987 г.

Геродот, «История», книга 2-я, «Эвтерпа», Библиотека «Вехи», 2008 г.

Сборник статей на сайте http://brewminate.com/archaeologies-of-hair-the-head-..
1. An Ancient Egyptian Wig: Construction and Reconstruction by Dr. Joann Fletcher and Filippo Salamone
Fletcher – Honorary Visiting Professor, Egyptologist, University of York/ «Древнеегипетский парик: его создание и реконструкция», Доктор наук Джоанн Флетчер и Филиппо Соломон Флетчер – почетный профессор, египтолог Йоркского университета.
2. Archaeologies of Hair: An Introduction by Dr. Steven P. Ashby Senior Lecturer in Archaeology University of York. Originally published in Internet Archaeology as Ashby, S.P. (ed) (2016) Archaeologies of Hair: the head and its grooming in ancient and contemporary societies, Internet Archaeology 42. https://doi.org/10.11141/ia.42.6 / «Археология волос: голова и ее уход в древних и современных обществах». Д-р Стивен П. Эшби Старший преподаватель археологии Университет Йорка.
3. The Hair and Wig of Meryt: Grooming in the 18th Dynasty, by Dr. Stephen Buckley and Dr. Joann Fletcher
Buckley – Research Fellow, Archaeology and Egyptology, University of York Fletcher – Honorary Visiting Professor, Egyptologist, University of York / «Волосы и парик Мерит: уход за ними при XVIII династии». Авторы: Д-р Стивен Бакли, научный сотрудник, археология и египтология, Йоркский университет и д-р Джоанн Флетчер, почетный профессор, египтолог, Йоркский университет
4. The Egyptian Hair Pin: Practical, Sacred, Fatal by Dr. Joann Fletcher Buckley – Research Fellow, Archaeology and Egyptology, University of York Fletcher – Honorary Visiting Professor, Egyptologist, University of York /Египетская шпилька для волос: практичная, священная, смертельная, Автор: д-р Джоанн Флетчер, почетный профессор, египтолог, Йоркский университет.


Рецензии