Шам-Шахар
=====================================
Этот древний город располагался на Кумыкской платформе, его ассоциируют с Губденским городищем близ нынешнего села Губден в Дагестане.
В 20-м веке он назывался Ленинкент, потом Шамшагар, в переводе с даргинского Город свечей. А местность вокруг называлась Шаншкьяр, то есть Зелёная трава.
Эта местность в Терско-Сулакском междуречье всегда отмечалась ровностью и мягкостью климата, что позволяло пасти скот круглогодично без заготовки сена на зиму. Сюда приводили свой скот и из других местностей.
К тому же сама местность эта была очень живописной, вокруг отроги гор, горные долины, источники с чистой и прозрачной водой, ручьи и реки.
Крепость была основана в начале 5-го века по Рождеству Христову персами на месте городища, возникшего здесь в 1-м веке. Она находилась на некотором возвышении над местностью и занимала площадь в 2 гектара. При городе были посады ремесленников и торговцев. Всё вместе разместилось на довольно приличной по тем времена территории в 100 гектар.
Здесь стояла двойная оборонительная стена длиной 15 километров, которая тянулась по живописной долине, соединяя Джанга, Улубий, Шамшахар, Кьати. При въезде в город стояли широкие смотровые башни.
Стены крепости закрывали лощину с дорогой, которая шла параллельно с дорогой вдоль приморья. Город был укреплён рвами, а также стенами глинобитными, саманными или сложенными из рванного камня. Рядом с этим городом был ещё один древний город, чьи границы начинались за обрывистыми скалами. Развалины и холмы, вот всё, что осталось от этих крепостей и городов.
В самом центре города была возвышенная часть, на которой в разное время строили знаковые сооружения. Это были и храмы, и мечети, и снова храмы, вокруг которых разворачивалась древняя история города. Это место до сих пор зовут Киласила-как, что означает Храмовый холм.
Шамшахар, по оценкам археологов, был один из самых древних и крупных городов в Дагестане, в котором жило до тысячи семей.
Городское население занималось ремёслами, которые были необходимы для обслуживания воинского гарнизона в крепости, а также для обеспечения всем необходимым торговых караванов Великого Шёлкового Пути, которые проходили по Куманской платформе.
Люди города занимались ремонтом воинского обмундирования, гончарным ремеслом, керамикой, которая была в основном местная, не привозная и отражала местные традиции.
На посадах Шамшахара производилось два вида керамики. Один вид представлял из себя сероглиняные сосуды ручной работы, другой вид керамики представлен красноглиняными сосудами.
Кроме караванного пути Кумыкский тракт использовался для военно-стратегических задач Царства Гуннов, затем персидских Шахиншахов, Хазарии и Золотой Орды.
В приселках города Шам-Шахар население занималось земледелием, скотоводство постепенно сменяется животноводством. Здесь выращивают пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис. На отдельных участках были также хлопчатник и шёлк, культура разведения которых была позаимствована у торговцев проезжающих караванов Шёлкового Пути.
Начиная со времени появления здесь племён Царства гуннов в городе присутствует воинский гарнизон, нуждающийся в добротном оружии и выносливых конях. Всё это поставляло местное население, быстро освоившее производство оружия и коневодство.
В конце 7-го века с приходом хазар в недрах хазарского многоплеменья начинает формироваться кумыкское племенное ядро на основе автохтонного населения местных горцев с пришлым гунно-савирским субстратом. Его формирование поощрялось постоянным участием воинского гарнизона, состоявшего из местного населения, в военных и торговых походах Хазарии в Азию и Закавказье через Ворота Чора.
Участвуя в этих походах кумыки воспринимали многие социокультурные новации северных славян, Руси, туранских племён, которые применяли у себя на Кумыкской платформе. Всё это позволяло им выделяться среди горских народов.
Это проявлялось и в жилье, особенно в его внутреннем убранстве, и в одежде, где традиционная горская одежда дополняется элементами платья европейского покроя. Местный фольклор как кумыков, так и даргов, и лакзов отличается рассудительностью, готовностью к длительным походам, наблюдательностью, строгими понятиями чести, верности слову, любовью к своему краю, готовностью прийти на помощь, философической ментальностью, умением предаться весилиям во время народных празднеств. Именно разнообразие социокультурных качеств вызывало всегда уважение местных горских племён к обычаям кумыков.
Кроме обеспечения движения торговцев, город решал и военно-стратегические задачи, обеспечивая дополнительные возможности для хазар в годы арабо-хазарских войн, а также совместных с Византией компаний в Закавказье.
На Кумыкской платформе существовало много древних городов и крепостей, которые ещё с персидских времён были связаны в единую систему обеспечения торгово-караванного и военно-стратегического обеспечения безопасности движения по Кумыкскому пути. Об этой системе городов, куда относился и Шам-Шахар, сообщали и русские, и арабские, и византийские, и армянские, и грузинские хронисты.
Персидские авторы отмечали, что во времена Кавада здесь было 360 городов с крепостями, и Шахиншах во время своего ежегодного путешествия по этой местности в каждый день останавливался в прекрасном и цветущем городе, в котором был богатый замок.
Местные жители хранят по своим родам многие предания о прошлом своего древнего города. Согласно им с самого своего начала в городе жили христиане. Христианство сюда принесли армяне-миссионеры из Дербентского Епископства. О том же говорят легенды других, соседних городов и сёл.
Однако во время арабо-хазарских войн, арабы, захватывая города на Кумыкской равнине, изгоняли христиан. Местное население героически сопротивлялось проникновению на их территорию иноязычных арабов со своими обычаями. С конца 7-го века арабам не удавалось захватить крепость Шам-Шахар.
Разрушение укреплений Шамшахара происходило при каждом приходе арабов под стены Дербента. Окончательно крепость города была разрушена хитрым арабским военачальником, будущим халифом Мерваном в 739-м году. Все христиане из города Шам-Шахар были изгнаны, храм разрушен, а на его месте поставили мечети из камней разрушенных храмов.
Однако, Мерван не знал, что это будет последнее вторжение арабов на территорию Хазарии. После ухода Мервана с Северного Каказа, хазары вернулись и восстановили крепость, следом пришли и ремесленники.
Местные исследователи полагают, что именование Шамшахар закрепилось в память об уничтожении Шамшахара арабами.
После крушения Хазарского Государства в 10-м веке, военный гарнизон ушёл из крепости, она надолго обезлюдела, но люди не бросили это место и вернулись, но крепость восстанавливать не стали.
Поселение на месте древнего города Шам-Шахар просуществовало до 15-го века. Стены разобрали на свои посады местные люди.
++++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220103101018