Спасение души - в тайге!?

Друзья!

Шестого октября 2020 года Федеральное агентство связи и АО «Марка» сообщило выходе в почтовое обращение марки, посвящённой 400-летию со дня рождения религиозного деятеля протопопа Аввакума.
Короткая справка. «В конце 1640-х — начале 1650-х годов — протопоп города Юрьева-Повольского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок; впоследствии противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён  14 (24) апреля в 1682 году в г. Пустозерск через сожжение на костре» https://drev-obraz.ru/
Да, в русском старообрядчестве на протяжении всей его истории  протопоп Аввакум  являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник. Последователи  церковного раскольника живут в РФ  по сей день- на Урале, в Сибири, на Алтае..
Наиболее известна в стране семья старообрядцев Лыковых, проживавших в хакасской тайге.  Но все отшельники уже умерли, кроме младшей дочери Карпа Иосифовича Лукова- Агафьи.
Отступление
…Агафья Лыкова теперь на заимке живет одна – умер ее сосед Ерофей Седов. Об этом сказала хозяйка заимки специалистам, которые исследовали почву и воду территории после запуска ракеты с Байконура.
Информацию подтвердили и в заповеднике «Хакасский», к которому относится этот труднодоступный участок. Прямой связи жителей заимки с заповедником «Хакасский» нет. Поэтому пока подробностей минимум - на заимку уже выехали специалисты заповедника. К ним присоединятся полицейские Таштыпского района, на обслуживании которого находится участок. Как только все на заимке обследуют, расспросят отшельницу, сотрудники полиции уже дадут какую-то более подробную информацию.
Но, скорее всего, криминала в смерти отшельника никакого нет - Ерофею Сазонтьевичу Седову было под 80 лет. Условия жизни – таежные.
Он работал мастером-бурильщиком в той экспедиции геологов, которые обнаружили семью Лыковых, а затем и взяли над ней шефство. После того, как ему отняли ногу из-за развившейся гангрены, Седов переехал на заимку к Агафье. Это было лет двадцать назад. Как он признавался журналистам:
- Привык я в тайге жить. Здесь я как дома…
Маленькая избушка Ерофея находится в метрах 100 от дома Агафьи. Жилье Седова – у подножья горы, у Лыковой – на вершине. Это расстояние, недоступное для Ерофея (ну, куда он на своем протезе поскачет по крутой тропинке?) легко преодолевала Агафья.
Сын Седова, который живет в Таштаголе (Кемеровская область), подарил ему радиоприемник, - единственное развлечение на заимке Лыковых. Иногда Агафья приходила послушать последние новости. То, что ей было непонятно, объяснял Ерофей.
И если Лыковой постоянно привозили продукты, вещи первой необходимости, то Ерофею обычно ничего не перепадало. Агафья могла поделиться с ним, но не просто так, а за что-нибудь. Например, если он дрова наколет или когда понадобится его помощь.
К Ерофею изредка приезжал сын. Напомним, добраться туда можно только вертолетом или на лодке по реке. https://www.krsk.kp.ru/
…Жизнь современных отшельников в глухой тайге-  духовный подвиг!? Что он дает миру? И сколько еще  новых таежников примет та же  Южная Сибирь? Похоже- никого!
Конечно, грехи мира сего давят на нашу психику, здоровье! Уйти от них почти невозможно! Но в любых жизненных обстоятельствах  самому не грешить- под силу любому человеку! Учение Живой Этики – продолжение Иисусовых Евангелий на современном этапе- подтверждает это! Важно зажечь  и не потушить в своем сердце огонь  веры и любви к Всевышнему! Для меня лично сейчас- к Владыке Шамбалы грядущему Майтрейе, воплощавшегося две тысячи лет назад в  земное тело Спасителя!
Рерихи тоже перенесли много тяжелых испытаний! Были не раз на краю гибели! Но спасал их Великий Учитель!
Солнечный Иерарх  зовет к себе всех, кто не слеп и не глух сердцем! Его Зов разносится по всей планете, готовящейся сбросить с себя  орды темных подонков!
Распоясавшимся мразям  на место под  вечным светилом- Солнцем! Их удел-   безжизненный холодный  Сатурн, планета мертвых!
Вл.Назаров
********************

1.НЕ ЗАМЕЧАЛИ ОДИНОКУЮ ФИГУРУ, СТОЯВШУЮ У РЕКИ…
Сегодняшний мой рассказ посвящен Ерофею Седову, человеку, чья жизнь тесно переплелась с Агафьей Лыковой и ее заимкой. Общую канву его жизни - кто таков, как случилось, что его имя связывают с Агафьей, можно проследить в этой статье, а сейчас речь пойдет о том периоде его жизни, который тоже можно назвать отшельническим. Мне он показался довольно интересным.
После того, как геологи, у которых Ерофей Сазонтьевич Седов работал буровым мастером, свернули свои работы, и поселок в конце девяностых опустел, Ерофей решил остаться в тайге и зарабатывать себе на жизнь, промышляя охотой. Пока добыча пушнины была приработком, дело шло вроде бы неплохо, но вот став основным источником дохода, как-то не заладилось. Вдобавок, где-то во время зимних таежных переходов он подморозил ногу и в итоге, как я уже писала, ее потерял.
Но, даже на одной ноге не захотел Ерофей расстаться с тайгой, видно крепко пришлась она ему по сердцу, и решил он податься в обитель к Лыковой. Агафья, оставшись на ту пору одна, и натерпевшись лиха и с замужеством, и с недобрыми людьми, которых заносило на ее заимку, обрадовалась старому знакомому. А Ерофей решил попробовать разводить пчел. Разжился двумя ульями и стал устраивать пасеку. Сначала дело не пошло - только один из ульев оказался "рабочим". Но глава Хакасского лесничества Н.Н. Савушкин, навещавший время от времени Агафью, прознав о неладах у Ерофея, привез ему еще один хороший рой
Дела потихоньку начали налаживаться, но тут на самой заимке случился конфликт. На ту пору, кроме Ерофея и Агафьи, в обители жили еще одна женщина с дочерью-подростком и заезжий художник. Видимо, народу оказалось слишком много для привыкшей к одиночеству хозяйки, так что на заимке возникла напряженность, которую ощущали даже залетные гости. Мне не встретилась информация о том, что именно случилось в итоге, но через некоторое время жители скита разъехались. Ерофей тоже, собрав свои ульи, подался вниз по Абакану, туда, где раньше жили геологи. Выбрал себе один из брошенных домиков и стал налаживать пасеку.
Жить было нелегко - нужно было заботиться не только о пчелах, но и о самом себе - о еде, воде, дровах и это все на одной ноге. Нужно было отгонять медведей, которых, как читатели, вероятно, помнят, предостаточно в тех краях, а уж мимо медового то духа точно ни один мишка мимо не пройдет. Запасов еды у Ерофея с собой было немного - несколько мешков картошки, по мешочку муки и крупы, немного сахара да бутылка подсолнечного масла. А вертолеты, залетавшие на заимку к Агафье, не замечали одинокую фигуру, стоявшую у реки.
Получается, что в плане пропитания Ерофей должен был полагаться только на самого себя, да на то, что могла дать тайга: грибы, ягоды, и, конечно, орехи. Благо, с собой у Ерофея было ружье, так что в начале своей "робинзонады" он еще иногда мог подстрелить рябчика. Но птицы быстро поняли, что бывший поселок стал для них опасным, а ходить, как раньше, по тайге Седову на одной ноге было сложно. Пробовал охотник ловить зайцев петлями, но тоже везло только первое время. С наступлением зимы не стало возможности ловить и рыбу. Сегодняшний мой рассказ посвящен Ерофею Седову, человеку, чья жизнь тесно переплелась с Агафьей Лыковой и ее заимкой. Общую канву его жизни - кто таков, как случилось, что его имя связывают с Агафьей, можно проследить в этой статье, а сейчас речь пойдет о том периоде его жизни, который тоже можно назвать отшельническим. Мне он показался довольно интересным.
После того, как геологи, у которых Ерофей Сазонтьевич Седов работал буровым мастером, свернули свои работы, и поселок в конце девяностых опустел, Ерофей решил остаться в тайге и зарабатывать себе на жизнь, промышляя охотой. Пока добыча пушнины была приработком, дело шло вроде бы неплохо, но вот став основным источником дохода, как-то не заладилось. Вдобавок, где-то во время зимних таежных переходов он подморозил ногу и в итоге, как я уже писала, ее потерял.
Но, даже на одной ноге не захотел Ерофей расстаться с тайгой, видно крепко пришлась она ему по сердцу, и решил он податься в обитель к Лыковой. Агафья, оставшись на ту пору одна, и натерпевшись лиха и с замужеством, и с недобрыми людьми, которых заносило на ее заимку, обрадовалась старому знакомому. А Ерофей решил попробовать разводить пчел. Разжился двумя ульями и стал устраивать пасеку. Сначала дело не пошло - только один из ульев оказался "рабочим". Но глава Хакасского лесничества Н.Н. Савушкин, навещавший время от времени Агафью, прознав о неладах у Ерофея, привез ему еще один хороший рой
Дела потихоньку начали налаживаться, но тут на самой заимке случился конфликт. На ту пору, кроме Ерофея и Агафьи, в обители жили еще одна женщина с дочерью-подростком и заезжий художник. Видимо, народу оказалось слишком много для привыкшей к одиночеству хозяйки, так что на заимке возникла напряженность, которую ощущали даже залетные гости. Мне не встретилась информация о том, что именно случилось в итоге, но через некоторое время жители скита разъехались. Ерофей тоже, собрав свои ульи, подался вниз по Абакану, туда, где раньше жили геологи. Выбрал себе один из брошенных домиков и стал налаживать пасеку.
Жить было нелегко - нужно было заботиться не только о пчелах, но и о самом себе - о еде, воде, дровах и это все на одной ноге. Нужно было отгонять медведей, которых, как читатели, вероятно, помнят, предостаточно в тех краях, а уж мимо медового то духа точно ни один мишка мимо не пройдет. Запасов еды у Ерофея с собой было немного - несколько мешков картошки, по мешочку муки и крупы, немного сахара да бутылка подсолнечного масла. А вертолеты, залетавшие на заимку к Агафье, не замечали одинокую фигуру, стоявшую у реки.
Получается, что в плане пропитания Ерофей должен был полагаться только на самого себя, да на то, что могла дать тайга: грибы, ягоды, и, конечно, орехи. Благо, с собой у Ерофея было ружье, так что в начале своей "робинзонады" он еще иногда мог подстрелить рябчика. Но птицы быстро поняли, что бывший поселок стал для них опасным, а ходить, как раньше, по тайге Седову на одной ноге было сложно. Пробовал охотник ловить зайцев петлями, но тоже везло только первое время. С наступлением зимы не стало возможности ловить и рыбу. https://zen.yandex.ru/id/5edbc605b9e5d6569ed15db
************************
2.СОСЕД АГАФЬИ ЛЫКОВОЙ ЕРОФЕЙ: «ОНА ЧЕЛОВЕК ТАКОЙ… МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ!
На заимку староверов-отшельников Лыковых «закинули» очередную посылку – крупы, корм для животных, теплые вещи. «Презент» к зиме от губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, он уже давно «шефствует» над последней из семьи Лыковых 69-летней Агафьей и живущим по соседству таким же отшельником Ерофеем Седовым.
«Слава богу, помаленьку»
Вертолет разрезает тишину устья Ерината и садится на каменный берег. Дом Ерофея на другом берегу, но сесть можно только здесь. Прилетевшим приходится переходить реку вброд, рискуя оказаться в воде вместе с гостинцами.
Ерофей встречает их на своей стороне.
- Ерофей Сазонтич, здравствуйте! – первым на берегу оказывается глава Таштагольского района Владимир Макуту.
- Здравия желаю! – протягивает ему руку Ерофей, опираясь левой на резной костыль.
У Ерофея одна нога.
- Как вы здесь?
- Да, слава богу. Помаленьку. Правда, козы там уже подыхать начинают…
Прилетевшие, разгружая мешки, здороваются с Ерофеем, он приподнимает засаленную камуфлированную кепку, приветствуя гостей.
- Ложьте сюда, - говорит он, указывая этой самой кепкой место для привезенных гостинцев.
- Как Агафья?
- Да ничего, слава богу, помаленьку.
- Придет?
- Придет!
Ерофей Седов в прошлом - геолог, буровой мастер, который был в составе экспедиции, обнаружившей Лыковых. Сейчас он живет здесь в маленьком домике, который срубил ему сын. Небольшие окна, чтобы изба не выстужалась в зиму. Аккуратная поленница у стены. В трех метрах шумит речка Еринат.
Ерофей всю жизнь «мотался» по тайге с геологическими экспедициями, а потом ушел на пенсию, осел в городе Абаза, куда был переведен и серьезно заболел. Гангрена. Пришлось ампутировать ногу.
Сам он считает, что всему виной плохая экология.
- Врач, который отрезал мне ногу, сказал: «Через год я тебе вторую ногу отрежу», - рассказывает бывший геолог. - И тогда я начал психовать, искать место - мне нужна была вода хорошая…
И он перебрался туда, где провел большую часть жизни – в тайгу, подальше от цивилизации. Решил расположиться у заимки Лыковых – как-никак, все не одному.
Его дом стоит метрах в пятидесяти от лыковского, внизу, под горой, на самом берегу. Недавно опять здесь медведя гонял – стучал по бидону. Каждое лето одно и то же.
- Двадцать второго августа исполнилось 17 лет, как я здесь живу, - говорит Ерофей. Сосед отшельницы признает - не он ей помощник, а наоборот. 
Подниматься к Агафье на протезе Ерофею Сазонтичу тяжело. Чаще она спускается к нему, как сейчас. И сосед отшельницы признает - не он ей помощник, а наоборот.
-С 79-го года я с ней знаком, - рассказывает Ерофей. - Агафья она человек такой, как бы сказать… Многострадальный. Пашет она! Маленько мне помогает, - Ерофей склоняет голову, касаясь седой бородой груди. – Поймает рыбку – мне тащит. Огурчики вышли – тащит! Самое главное – не стесняясь.
Агафья стоит рядом, вслушиваясь в слова одноногого соседа, и чуть заметно улыбается.
- А я – лентяй, - сокрушается Ерофей. – Понимаете? Ни одного хариуза не поймал! Вся рыбалка на той стороне, с того берега рыбачить надо, понимаешь? А с этой стороны не получается никак! Тащу хариуза, а он залезет под берега, а я туда попасть не могу, понимаешь ли! Трудно. Агафья, глядя на это дело, сети поставит и харюзка тащит мне.
Но сама Агафья признается – ей тяжело. Еще зимой она написала об этом редактору газеты «Красноярский рабочий» Владимиру Павловскому, который не раз навещал Лыковых. В начале зимы письмо отшельницы было опубликовано, и в феврале на заимке появился 18-летний Александр Бесштанников - выходец из старообрядцев Томской области. Два месяца он помогал Лыковой по хозяйству, а потом… ушел в армию. Весенний призыв.
- Дров-то хватит на зиму?
- Да хватить-то хватит, - отвечает отшельница, и тут же переводит разговор на помощника. – А когда их нет, я и не знаю - прозимую или нет. Надо человека. Про зиму не знаю – нету сил теперь. Дрова возить не смогу из-за реки.
- Прозимуешь, Агафья, - успокаивают ее. – Муки тебе привезли, крупы привезли.
- Да не прощёно мене, - сокрушается отшельница и кивает головой в сторону дома. – Лежит, вон, мука, там…
И возвращается к помощнику.
- Один в Абазе уж был – какие-то родственники вернули, назад уехал, - пересказывает она то, что слышала от кого-то из ранее прилетавших.
Время от времени на заимку заглядывают спасатели МЧС, работники заповедника, телевизионщики. Напилят, накосят, наносят, наснимают и назад. «Тимуровцы». А Агафье нужен постоянный человек, который остался бы жить на заимке. И чтобы, как в песне – не пил, не курил. А еще не сквернословил, колол дрова, носил воду, косил сено, работал в огороде и желательно – был бы единоверцем. Что называется, на все руки.
- Половина нескошена…, - вздыхает отшельница.
- Агафья Карповна, мы со многими разговариваем, если кто-то к нам приедет – мы, конечно, сюда направим, - обещает ей Владимир Макута. - Обязательно. Силой-то не повезешь!
- Трое были, десять дней жили, - продолжает свое Агафья. - Письмо просили меня написать, чтобы на кинокамеру, что человека надо. Миллионы увидят и услышат, что человека надо, - повторяет слова «тех троих» Агафья. - Виталий, Андрей и Павел. Павел как бы и хорошо, но он на телевидении работает, да и мать у него больная.
Агафья привередлива к выбору помощника. Ей и работника хочется, и мириться с тем, что ей чуждо, она… просто не может. Не умеет. Несколько человек, буквально сбежали с заимки после непродолжительного времени. Возможно, кому-то она кажется капризной старухой, кому-то ребенком. А она просто не может поверить, что в мире уже не осталось христианина-старообрядца, который согласился бы ей помочь.
Как жили Лыковы в год, когда обнаружили их геологи? Что осталось за кадром? Много всего интересного - источенные до невозможности ножи и огородные инструменты (железо тут было буквально дороже золота), посуда из бересты, «стратегический запас» кремня, редкого в этих местах. Ударяя по кремню железкой (кресалом), высекали искру. Попадая на трут (вываренный в золе гриб-трутовик), искра рождала тлеющий огонек, от него уже легко загорался лоскуток бересты. Были в хозяйстве Лыковых изношенные топоры, пуще глаза берегли они шило, иголки, тесло для долбления древесины и косарь. Косарем (грубым ножом) щепили лучину. Ею освещали жилище. На стенах хижины я обнаружил многолетний слой копоти.
Исправно служили тут примитивный ткацкий станок и прялка, представлявшая собой стержень с маховичком из спила березы на двух столбиках-стойках. Эта прялка - допетровских времен. А та, что мы знаем, с колесом, с педалью для вращения колеса, с рогулькой для шпульки - механизм более позднего времени, называемый «самопрялкой», Лыковым был незнаком. Мы привезли для них самопрялку, но Агафья ее не сумела освоить, да и большой в том надобности не было - Агафье было подарено много всякого рода тканей. «До смерти не износить», - сказала она, показывая свое богатство.
Важнейшая часть владения Лыковых - богослужебные книги. Закопченные, с прожженными листами, с рукописными вставками взамен утраченного, книги занимают весь задний угол в избе. И не лежат мертвым грузом - Агафья постоянно к ним обращается, гордая, что умеет читать и писать.
Много места в избе занимает печь, сделанная из дикого камня, с глиняным дымоходом. «Тятенька» - так называли уже взрослые дети Карпа Осиповича - спал на печи, остальные - на лавках вдоль стен и на полу.
Снаружи избы, возле ручья, можно было увидеть еще лабазы на двух столбах, в них от мышей и от порчи сыростью хранили запасы сушеной картошки, кедровые орехи и вяленное на солнце либо на костре мясо.
Добывали мясо Лыковы, завлекая в ловчие ямы маралов. Трудоемкая эта охота принуждала сооружать в тайге заградительные завалы. Ни оружия, ни припасов к нему не было. Не было тут до встречи с геологами и никакой живности. Первыми появились кошки, быстро укоротившие грызунов (бурундуков и мышей), пожиравших едва ли не половину урожаев ржи и гороха.
«А что было труднее всего переносить в вашей непростой жизни?» - спросил я Карпа Осиповича. Не задумываясь он ответил: «Хлебать без соли. И когда геологи нам ее дали, без соли есть уже не могли».
Днем на заимке Лыковых, куда прибыл гуманитарный груз для Агафьи, было – 2 °С. Зима на Западном Саяне, в том самом «таежном тупике», где живет отшельница, выдалась теплой. Кристально-белый снег, непролазная тайга, скрывающая избушку отшельницы на берегу реки Еренат, и… тишина, которую внезапно разорвал гул винтов вертолета. Это МИ-8 МЧС России привез Агафье Карповне подарок «с большой земли» в 200 килограммов… В посылке — корм для скота, лекарства и запасы провианта.
На днях редактору газеты «Красноярский рабочий» Владимиру Павловскому пришло письмо с таким вот странным обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы». Оказалось, это знаменитая отшельница 68-летняя Агафья Лыкова (она живет в Хакасии, ближайший поселок Мрассу - в 120 км непролазной тайги) с «оказией» передала письмо своему давнишнему другу, который не раз приезжал к ней в тайгу.
Именно Василий Песков поведал миру об уникальной семье староверов Лыковых, спрятавшихся от цивилизации в саянской тайге в 1938 году. Впервые Василий Михайлович приехал к Агафье в 1982 году и с тех пор уже не забывал своих героев, часто навещал, всегда с подарками, лакомствами, лекарствами. Его документальная повесть Таежный тупик» о жизни хакасских «робинзонов» пользовалась сумасшедшей популярностью, переиздавалась, была переведена на несколько языков.
Нашелся человек, готовый поехать в «таежный тупик» спасать Агафью Лыкову После того как в прессе появилось письмо отшельницы с просьбой о помощи, в заповедник позвонил 37-летний мужчина и заявил, что готов приехать на заимку. Помощника найти не так-то просто, он должен быть еще и одной веры с Агафьей, иначе им точно не ужиться вместе. Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. (Читать далее) Василий Михайлович Песков. Таежный тупик Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири, в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах. Непросто было в 82 м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать. Еще труднее было повествование публиковать. 1982 год. Гласности не было. Как рассказать в молодежной газете об отшельниках староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения»? Единственно верным было, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. Так история Лыковых и изложена .
После того как в прессе появилось письмо отшельницы с просьбой о помощи, в заповедник позвонил 37-летний мужчина и заявил, что готов приехать на заимку. Помощника найти не так-то просто, он должен быть еще и одной веры с Агафьей, иначе им точно не ужиться вместе. Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка.
Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири, в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах.
Непросто было в 82- м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать.
2014 год
https://www.kp.kz/
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
31 октября 2020 года.


Рецензии