Старожил

Здравствуйте, Милейший! Доброго Вам утра! Какая сегодня чудесная погода, не правда ли? Дождя нет, безветрие, солнышко светит, птички поют. Мне, знаете ли, в моём-то почтенном возрасте, в сухую погоду оно как-то лучше. Хотя, знаете ли, испепеляющая жара мне, конечно же, тоже не полезна! А вот как сегодня погода - это то, что надо! И тепло, и сухо, и ветра нет! В общем, идеально для улучшения (насколько это возможно в мои-то годы) моего самочувствия!

Чего только я не повидал на своём долгом веку в этом замечательном маленьком городке! Это же совершенно удивительное место, расположенное почти на самом берегу моря, окружённое - с другой стороны - высокими горами, склоны которых спускаются прямо к морскому прибою.

В нашем городе всегда много приезжих, хотя, надо сказать, это не один из тех "раскрученных" курортов, где всегда, в любое время года толпятся тысячи туристов, и где за этой неимоверной толчеёй далеко не каждый способен разглядеть сам город, который, несмотря на эту самую "раскрученность", скрывающую его истинное лицо, не становится менее прекрасным и интересным, как, к сожалению, думают многие, считая, что раз место "раскручено", то ехать туда незачем, так как всё равно от изначального города ничего не осталось. Я совершенно с этим не согласен! Если на улицах такого "раскрученного курорта" за толпами туристов не разглядеть истинного лица города, то это вовсе не означает, что лица этого нет! Это просто говорит о том, что в попытках привлечь как можно больше народу провести свои отпуска (и, простите старика за излишнюю откровенность, потратить как можно более значительную сумму денег) именно в этом месте, городские власти слишком увлеклись, и лицо города оказалось трудно находимым. Не более и не менее! Заметьте: "трудно находимое" - вовсе не то же самое, что "утерянное"! Кстати, если уж на то пошло, то и "утерянное" - совсем не означает, что его нельзя найти. Сложно - да, но очень даже возможно! Я бы даже, пожалуй, сказал, что такое сокрытие истинного лица от посторонних, наверное, есть своего рода защитная реакция города на наплыв туристов, многим из которых он сам, его история и сложившийся - подчас в течение веков - облик, к сожалению, не очень-то и интересны. А тот гость, который действительно хочет увидеть его, это так глубоко скрытое лицо города, обязательно сделает это. Любой, даже самый "раскрученный", город видит, чувствует и безошибочно распознаёт среди своих многочисленных гостей тех, кто действительно хочет узнать его "истинное лицо", познать его душу. Любой город всегда очень рад таким гостям и, ненавязчиво, как бы случайно, приоткрывает им всё более и более скрытые и потаённые свои улочки, закоулки, лесенки, садики... Каждый новый открывающийся взору дом приоткрывает завесу тайны, окутывающей истинный облик города, являясь лишь одной из множества частичек его души. Следуя этим тайным маршрутом, увлечённый гость всё больше, полнее и разностороннее открывает для себя тот, истинный, скрытый от посторонних глаз и так доверительно и робко, шажок за шажком приоткрываемый ему город с, очень возможно, многовековой историей, и не только его внешний облик, но и его истинное лицо, его богатейшую душу.

Ой, что-то я отвлёкся! Пустился в какие-то прямо-таки философские рассуждения, которые вряд ли кому-то интересны... Простите старика за многословие! О чём это я? Ах да, так вот: наш город - не только совершенно удивительное место с многовековой историей, но и окружённое великолепной природой! То есть, можно сказать, удивительный уголок, способный удовлетворить любой, самый взыскательный вкус! Разве что, за исключением возможности найти здесь "раскрученный курорт". Чего нет - того нет. Впрочем, как говорится, "всё в мире относительно": для кого-то и десять туристов в городе - уже "раскрученное" место. Поэтому, не будем спорить о вкусах, вопросах терминологии, особенностях индивидуального восприятия и личных предпочтений.

Ну вот, опять я ударился в какие-то излишние рассуждения! Наверное, это приходит с возрастом: очень хочется поговорить. Но, это же совсем и не плохо - тем более, когда есть, о чём! Вы не согласны со мной? Ну, да ладно, это дело вкуса и вопрос характера.

Как Вы можете догадаться, в этот городок приезжают совершенно разные гости: любители гор, моря, маленьких улочек, старины и этакой своеобразной оторванности от мира. Вот, я припоминаю, приезжала как-то, давненько уже, пара молодожёнов. Приятные такие люди, любознательные. Они провели здесь чуть больше недели: гуляли по городу, катались на лодке, даже поднимались на склоны гор - невысоко, но откуда, как я могу только догадываться, открываются совершенно потрясающие виды на город, море и склоны некоторых соседних гор. И вот, как-то раз, уже незадолго до отъезда, они решили ещё раз прокатиться по морю на лодке. Дело близилось к вечеру, на море было небольшое волнение, а они - видимо, это как-то само собой получилось - отплыли достаточно далеко от берега. И, как выяснилось уже после того, как их спасли, лодку захлестнуло волной и оба весла оказались в воде, с достаточно большой скоростью отплывающими от лодки в открытое море. Нет, ну вот хотя бы Вы мне скажите: как можно было выронить в море ОБА ВЕСЛА??? Даже если волна захлестнула часть лодки? Особенно, зная, что скоро стемнеет, а без вёсел лодка становится неуправляемой! И что в это время суток даже рыбаков в море нет, а моторных или хотя бы паровых катеров в то время ещё не было, не то что сейчас! Как бы там ни было, но в этот момент самой реальной перспективой для наших молодожёнов оказалось продолжение медового месяца в кидаемой по волнам маленькой лодочке, лишившейся какого-либо, пусть даже и непрофессионального, управления. Прошёл почти час, когда в уже спускающихся сумерках какой-то человек с берега совершенно случайно заметил вдалеке носящуюся по волнам маленькую лодку, которую относило от берега всё дальше, на которой кто-то усиленно махал руками и, по всей видимости, что-то кричал: некоторые звуки даже долетали до берега, но ни фразы, ни даже отдельные слова разобрать было невозможно из-за ветра, дувшего от берега. Заметивший лодку человек отправился домой к мэру города, вместе с которым они пошли к рыбакам, среди которых нашлись добровольцы отправиться на помощь несчастным молодожёнам. Будучи ловкими моряками, рыбаки благополучно добрались до носимой по волнам лодочки и, взяв её вместе с пострадавшими на буксир, вернулись на берег.

Или вот, например, ещё случай: группа скалолазов-любителей, приехав сюда на неделю, каждый день штурмовала по одной из окрестных гор. Вы, наверное, думаете, что эти горы - совсем простые для восхождения? Как бы не так! Конечно, этих любителей гор вдохновило событие, произошедшее как раз незадолго до их приезда и, наверняка, сподвигло на этот поход в наши горы: а именно, успешное, совершённое впервые в истории человечества (по крайней мере, из известных нам), восхождение на Монблан маленькой французской экспедиции! Видите, вон та вершина? Со скалистым пиком наверху? Казалось бы, совсем не высокая и не сложная для восхождения. Одолев уже несколько других вершин, наши гости скалолазы отправились покорять небольшой скалистый пик, венчающий эту, последнюю, оставшуюся непокорённой ими вершину. Знаете, каждый в этом городе в курсе, насколько он, этот маленький пик, коварен! Кажется, что забраться наверх легко, но вот потом спуститься - совсем нет. Вот так и получилось: наверх-то они залезли, а вот вниз - оказалось сложнее, и, кроме того, пока они предпринимали какие-то попытки спуска, уже начало смеркаться. Вот так, в результате, нашим гостям пришлось заночевать на вершине. К счастью, никто не замёрз, но поволноваться, думаю, им пришлось. Когда они не вернулись в город к ночи, то городские власти решили организовать по их следам спасательную экспедицию, которая на утро к этой вершине отправилась и помогла нашим незадачливым скалолазам спуститься вниз.

А вот - ещё интересная история, это не так давно было. У нас в городе уже открылся небольшой, но очень интересный музей со значительной коллекцией живописи местных художников, экспонатов из разных исторических эпох, характеризующих основные вехи развития нашего края. Вы, наверное, уже посетили этот весьма примечательный музей? Ах, нет? Но тогда сходите обязательно - интереснейшая, как я слышал, коллекция, очень рекомендую! Так вот, как-то раз, зашла в этот музей одна из гостей нашего города. По всему видно было, что эта девушка очень увлекается историей, культурой, искусством. Наверняка, не понаслышке знакома с крупнейшими музеями мира - к счастью, в наше время, благодаря техническим достижениям, на самолёте можно быстро добраться до любой точки планеты. Но, что, на мой взгляд, и отличает истинного ценителя искусства, так это то, что он не ограничивается посещением только самых известных галерей, но с не меньшим любопытством посещает и небольшие провинциальные музеи, в которых подчас хранятся истинные шедевры, позвольте так выразиться - "жемчужины" искусства! Ой, опять я отвлекаюсь на не имеющие отношения к повествованию рассуждения! Извините! Так вот, видимо, эта любознательная посетительница была именно из такой категории истинных ценителей искусства, так как настолько увлеклась изучением экспонатов, в особенности - картин, что не услышала, как смотрители музея начали объявлять о его закрытии через несколько минут. В итоге, оставшись незамеченной музейными смотрителями, наша любительница искусства оказалась запертой в музее на ночь. Поняв, что заперта, девушка начала колотить во входную дверь и звать на помощь, пока кто-то из прохожих не услышал её крики с улицы. Отправившись к дому мэра, прохожий рассказал о том, что случилось, и мэр связался с директором музея, который, открыв сей храм искусств, освободил невольную пленницу.

Как Вы, наверное, уже смогли заметить, не только наши городские власти, но и простые обыватели, очень заботятся о гостях города и всегда приходят на помощь незадачливым туристам. Видите, я привёл Вам всего лишь некоторые случаи подобных ситуаций, но они замечательно иллюстрируют, насколько бережно наш город относится к своим гостям. Я совсем не уверен, что такое было бы возможно на так называемых "раскрученных" курортах. Извините, возможно, Вам покажется, что я излишне подчёркиваю "нераскрученность" нашего городка, но, просто, как Вы это, наверное, сами заметили, я очень его люблю и, что бы ни начинал рассказывать, - непроизвольно заключаю повествование лёгким восхвалением достоинств моего любимого города.

Ой, кто это там? Машина какая-то приехала... Люди какие-то, обсуждают что-то! Неужели подтверждаются мои самые худшие опасения??? Они хотят сравнять меня с землёй и построить на моём месте новый, прочный, современный отель, чтобы сюда приезжало много туристов, а город сделал, хоть маленький, но шаг в сторону того, чтобы перейти из своего нынешнего положения "затерянного уголка", пропитанного атмосферой старины, к статусу "раскрученного курорта"!.. Ведь, не побоюсь показаться нескромным, но этой самой "затерянностью" и "атмосферой старины" наш город во многом обязан именно мне! А что же будет с ним без меня??? Конечно, такое решение принесёт много денег новым владельцам этого участка земли со старинным парком, заросшим вековыми деревьями, в котором я - старый величественный дом возрастом в несколько сотен лет, старше самого старого из этих деревьев, - почти всё это время служу отелем, - не из тех, которые когда-то, во времена моей молодости, назывались по-простому "постоялым двором", а высшего класса, само собой разумеется. Ведь строился я как аристократический особняк для высокосветского дворянства, представителями которого и была семья моих бывших владельцев. Это уже потом они, мои тогдашние владельцы, решили сделать из меня что-то вроде гостевого дома, или попросту - гостиницы для останавливающихся в нашем городе представителей высшего света. Кто только здесь ни останавливался, какие важные особы! Вы даже не можете себе вообразить! Как же давно это было... Как молод я тогда был... Да... Потом времена изменились, и новые поколения хозяев стали пускать сюда и гостей "попроще", не столь аристократичного происхождения... Вот так вот... Но не буду отвлекаться на воспоминания! И вот теперь, когда Вы знаете, кто я такой, про моё блестящее прошлое, то, несомненно, прекрасно поймёте всю глубину моего удручённого состояния! Думаю, что, наверное, именно так неожиданно, - как будто бы из ниоткуда - возникшая опасность неминуемого краха, нависшая надо мной сейчас, с приездом новых хозяев, и вогнала меня в то глубоко-меланхоличное расположение духа, которое вынудило меня надоедать Вам, милостивый государь, всеми этими стариковскими рассказами о моих постояльцах... Да, да, Вы не ослышались: все эти люди, о которых я осмелился Вам повествовать, - не кто иной, как самые необычные из моих более "простых", более "недавних" постояльцев, останавливавшихся в моих уютных комнатах в разные годы последних пары столетий моей такой долгой и богатой событиями жизни!

Как Вы, наверное, догадались из моих слов, да и, возможно, уже знали (слухи в нашем маленьком городке распространяются неимоверно быстро), предыдущие хозяева уехали и продали парк и дом (то есть, меня) со всем его содержимым новым, только что приехавшим издалека, владельцам. Как я понял из их разговоров, на требующийся капитальный ремонт у моих предыдущих хозяев денег не было, а, будучи уже совсем обветшавшим, я перестал пользоваться былой популярностью у приезжих. Учитывая моё плачевное состояние, напирать можно было разве что на старину поместья, однако, опасность пожара из-за неисправной электрической проводки в доме, неумолимо перевешивала все "романтические" достоинства, вытекающие из моего феерического прошлого и почтенного возраста - все эти окутывающие меня истории, связанные с моими высокопоставленными гостями, дух старины, романтичная атмосфера и так далее... Почтеннейший, не соблаговолите ли Вы подойти немного поближе: хочу открыть Вам один маленький секрет. Да-да, вот так хорошо! (Не хочу, чтобы услышал кто-то из посторонних...). Мои бедные бывшие хозяева, совсем уже отчаявшись поправить свои дела, незадолго до трагического для меня решения о моей продаже, решили пойти на маленькую хитрость, а именно: попробовать пустить слух о том, что их отель, то есть я, не просто очень старинный особняк, а что здесь обитают привидения! Ха-ха-ха!!! (Ой, нельзя так громко смеяться - ещё развалюсь, чего доброго!!!) Нет, ну Вы только подумайте: это надо же такое придумать! Если серьёзно, то должен признаться, что привидения меня не жалуют своим присутствием. Наверное, я, несмотря на свой почтенный возраст, слишком жизнерадостного нрава для них. Но, как бы там ни было, несмотря на истинное - такое неромантичное - положение вещей, я всячески старался подыграть моим владельцам. Ну, знаете, старался издавать всякие там поскрипывания и потрескивания - то как будто бы от ветра, а то вроде как и просто так, по, так сказать, неизвестной, точнее - загадочной, причине. Благо - вернее, к сожалению - в моём нынешнем плачевном состоянии это особых трудностей не вызывало. Должен признаться, что в какой-то момент количество постояльцев, действительно, увеличилось! Как и мои владельцы, я был несказанно рад, что затея сработала! Я старался держать некое равновесие, как говорится, "не перегибать палку" в своих стараниях, чтобы, поддерживая ореол таинственности, не напугать слишком уж сильно наших гостей. А владельцы, тем временем, на вопросы заинтригованных постояльцев о странных звуках в доме отвечали какими-то весьма туманными намёками на какие-то давнишние случаи, произошедшие здесь загадочные истории. Ну, знаете, так, чтобы не выходить за рамки "рассказывают, что...", "старые люди говорят..." или "есть местная легенда о том, что...". В общем, ничего определённого, но вполне достаточно для того, чтобы заинтересовать любопытных гостей. Однако, через какое-то время как-то само собой стало ясно, что никаких привидений здесь нет, и что всё это - великолепно разыгранный (как Вы теперь знаете, со значительной долей моего участия) спектакль, так что, к огромному сожалению, поправить финансовые дела нам так и не удалось... И вот, хозяева, чья семья владела этим поместьем на протяжении нескольких веков, из-за возникших у них серьёзных финансовых трудностей всё-таки вынуждены были продать всё имение целиком.

Ой... Это что же теперь получается: мою потрясающую библиотеку, в которой собрано столько совершенно уникальных старинных фолиантов, новые владельцы подарят городским властям, мои чудесные картины отдадут городскому музею, или же всё это, включая мебель и предметы интерьера, распродадут с аукциона, и все эти шедевры "уйдут с молотка" в разные части света???... Страшно даже подумать об этом!..

...Что они там обсуждают, мои новые владельцы, с приехавшими на машине людьми? И кто они, эти люди? Что такое...? Отреставрировать фасад... Заново покрыть давно уже протекающую крышу с использованием более прочных современных материалов... Укрепить чердачные помещения... Поменять электрическую проводку... Укрепить и заново покрасить стены, с которых уже облупилась краска... Где-то поклеить новые обои... Укрепить переборки и старые деревянные перекрытия, отремонтировать стенные шкафы в библиотеке, почистить рамы у картин... И обязательно сохранить дух старины, аристократизма и былого величия!!! Сколько это будет стоить? СКОЛЬКО??? Баснословная сумма!!! Владельцы ни за что не согласятся... Что??? СОГЛАСНЫ??? Неужели это правда??? Меня не собираются сносить!!! Я буду жить дальше! Ко мне снова приедут постояльцы!!! Сколько времени займёт ремонт? Кажется, планируется завершить его за осень и зиму? А потом приедут новые гости! Мои книги и картины не распродадут с аукциона!!! И мой любимый город не станет "раскрученным курортом"!!! И я буду по-прежнему хранить его старинный шарм, и он, наш чудесный городок, будет таким, каким был в старину, и каковым является сейчас, - "затерянным уголком"!

Долой меланхолию! Как прекрасна и удивительна жизнь!!! Теперь можно смело смотреть в будущее! Какая сегодня замечательная погода, Вы не находите? Что, Вас смущает проливной дождь? А, Вы совсем промокли?.. А вот я абсолютно уверен: погода сегодня - просто прекрасная! Да, именно так: какая бы она ни была!


Рецензии