В поисках обретения истины...

НА СВЯЗИ С РОДОМ -  В ПОИСКАХ ОБРЕТЕНИЯ ИСТИНЫ

Здравствуйте, уважаемые друзья - подписчики и гости моего авторского канала СВЯТАЯ РУСЬ! У микрофона автор и постоянный ведущий Павел Спивак. Закончились, к слову сказать, мои немного затянувшиеся дачно-огородные каникулы и вновь я с Вами, моими пытливыми умниками и умницами, строгими и взыскательными комментаторами…

Опять, в известном смысле и после летнего затишья СВЯТОЙ РУСИ, лихорадит статистику моего канала, встала на ноль посещаемость и подписка, но и некоторым чудесным образом выскочили в лидеры материалы, долгое время находившиеся в так называемом бане. Пусть данное обстоятельство останется на совести Ютуб-портала. Полагаю, это не помешает нам с вами вести диалог и обсуждать самые насущные и интересные темы, а я в свою очередь буду продолжать литературную и научно-изыскательскую, просветительскую и в некотором смысле «подстрекательскую» деятельность, дабы - что называется, карась не дремал…

Постараюсь и впредь соответствовать вашим ожиданиям и всеми имеющимися средствами выражения и возможностями в цикле передач на СВЯЗИ С РОДОМ и, в подрубрике ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ отвечать, как говорится, шаг за шагом на извечные вопросы и темы, стоящие перед человечеством. Включая такие распространенные - как смысл жизни, понятие добра и зла, цели и средства, основания возникновения общества, государства и права, какие существуют различия между этикой, и наукой, религиями и философско-политическими воззрениями и т.д., и т.п.

Буду опираться на имеющиеся исторические знание и опыт прошлого, на исследования в этой связи ученых и выдающихся литературных классиков, и современников. Тем более, на днях мне попалась в руки одна интересная работа нашего соотечественника-современника «Совершенное зло» (2017 год), и в этом смысле автор брошюры Илья Свободин, сделал, на мой взгляд, весьма полезный конспект по целому спектру обсуждаемых проблем духовно-этической направленности в современном обществе. За что ему особая благодарность.

Начнем с того, что мы как продукт эволюционного развития в силу известных и прежде, не известных причин, как «гомо-сапиенсы» - являемся на поверку всего лишь на всего рационально мыслящими животными, озабоченными выживанием с момента своего появления и с незапамятных веков, которым необходимы сила, ловкость, здоровье, удовольствия и прочее сытое счастье. И чем дальше, тем больше.

Далее, набираясь опыта «гомоцапус» стал читать уже книги о том, как быстро добиться успеха и разбогатеть (развитой капитализм ему в помощь). А социалистический путь добавил оптимизма на этом тернистом пути, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, и зацепил хотя бы и краем опыт духовно-религиозного и воззренческого толка, переделав под свои цели и задачи, облачив в пурпурно-красные цвета знамен и лозунгов вечные истины, но под портретами пролетарских и следующим им на смену вождей, и членов Политбюро ЦК КПСС (если помните).

А в целом, Человек - как продукт и элемент, в том числе Духовной субстанции - является прообразом Творца от природы, который стремится стать лучше и сделать лучше окружающий мир. Ему нужны идеалы, примеры и он ищет ответы на вечные вопросы, вечно плутая и теряясь в догадках… Полный парадоксов и сомнений на этом пути.

Таковыми, в первую очередь, являются вопросы добра и зла (войны и мира) и каждый человек, если хочет быть человеком, должен иметь собственные ответы, должен уметь их находить постоянно, в каждой новой ситуации, требующей скорейшего разрешения.

Так «устроена» человеческая мораль, ее нельзя «выучить» как билет к экзамену и сразу же стать совершенным и знающим - раз и навсегда. И за этим человек старательно изучает философию, науку этику и, казалось бы, досконально знает все этические концепции и дефиниции (определения), но при этом может оставаться отъявленным негодяем и мерзавцем! А, часто, не знающий сакораментальных основ данной премудрости и тонкостей морально-духовной материи, удерживается сам ли, группой, или обществом в целом на уровне, не позволяющем ему скатиться до положения скотины. Вопрос - как это ему удается?

Еще меньше людей способны найти сами ответы на поставленные выше вопросы. А они, в свою очередь, накапливаются, формируясь и скатываясь в проблемы, и требуют глубокого, всестороннего изучения и понимания. И не всем гранит данной науки по зубам. Ни историческая философская и религиозная мысль, ни, повторюсь, наука так и не смогли предложить удовлетворительного объяснения этому феномену. Когда на поверку мы с вами получили комплексное и исторически обусловленное социальное явление, имеющее глубочайшие корни проблем эволюционного, по сути - характера…

В чем причина трудностей на самый первый взгляд? Философская мораль, этика, парадоксальна априори - она не поддается рациональному анализу, моральные суждения невозможно строго обосновать и затвердить. С парадоксами морали оказались бессильны сладить, как указано выше и наука, и философия, и религия, и даже эзотерика с мистицизмом.

Отсутствие у человечества по сей день полноценной системы взглядов в сфере морально-духовных и этических ценностей, особенно впечатляет на фоне огромных успехов естественных наук. Но означает ли это, что истина в сфере духовно-нравственных проблем так непостижима? К счастью, нет.  Ответы на вечные вопросы вполне доступны, но как говорится, только треба пошукать (поискать, укр.).

И на мой взгляд они, эти ответы находятся часто в плоскости смежных отраслевых проблем и решений, равно как и открытий в этой связи, на стыках теории и практики, точных наук и философского-гуманитарных дисциплин. У сложных проблем нет простых решений, как известно, и надо быть готовыми достаточно хорошо попотеть в обретении необходимых знаний для выхода из тупиковых ситуаций и лабиринтов проблем. При этом непременно возрастая духом и обретая путь, которым надлежит следовать как на маяк – ориентир, и не сходить с него при первом, как говорится, шухере…

Как же до них добраться до сакраментальных, божиих искр - вечной мудрости и света РА? Как пройти между Сциллой рациональности и Харибдой эзотерики? Как найти золотую середину между скептицизмом и слепой верой? Как избежать крайностей цинизма и наивности? Прежде, начать думать и желать. Побудительный мотив, залог успеха. Ибо, дорогу осилит идущий…

Морально-этическая философия - это не набор библейских текстов, священных манускриптов или научных трудов, это - прежде искусство человеком мыслить и рассуждать, докапываясь до глубин и сокровенных тайн, дойдя до состояния духа, когда такие знание подаются как духовные плоды по духовным трудам… Даже, если и на уровне прозрения поданные, им нет цены в «базарный» день. Говоря образно. Ибо это сокровенные знания о вечном.

Будем считать, что вводная часть в развитие большой дискуссии о смысле бытия, нами пройдена, в последующих передачах будем стучаться в потаенные вековой премудрости двери и шаг за шагом прозревать как лучики света в темном царстве…

Продолжение следует. Слава РОДУ!

30.10.2020


Рецензии