Эски-юрт на реке Гамри

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
Эски-юрт
     Город со своими укреплениями находился на отроге хребта, который спускался прямо к долине реки Гамри-озень напротив другого древнего городища Чакавуркент, что вблизи села Каякент в Дагестане.
     Древность этого города археологи и историки советской школы относят к 1-му веку по Рождеству Христову. Возможно Христос ещё ходил со своими проповедями, когда на местном рынке появились свидетели Его Жизни.
     Местные историки относят появление первых поселений прото-городского типа с оборонительными валами к Киммеро-Скифской Эпохе 6-го века до Рождества Христова.
     Площадь города с крепостью из местного камня составляла в лучшие века, которые относятся к хазарской эпохе, не менее 10-ти гектар.
     По склонам, с которых можно было пробраться к городу, были сооружены укрепления в виде стен из местного камня. Из этого камня была построена и Цитадель крепости.
     Материал, поднятый с городища, указывает на многослойность социокультурной истории города.
     Первые сооружения протогородского типа возникают здесь с началом гуннской экспансии на территорию Восточного Кавказа в 4-м веке по наступлении Новой Веры, когда на Северном Кавказе обосновалось Царство Гуннское.
     Хотя первые поселения постоянного типа с элементами укреплений на месте будущего города появляются во 2-м веке до Рождества Христова, когда через Кумыкскую равнину потянулись караваны Великого Шёлкового Пути. Это были последние волны арийского движения с предгорий Урала в Малую Азию. В это время государство Персов берёт под свой контроль караванный путь по Кумыкской платформе.
     С приходом савроматов во 2-м веке по Рождеству Христову со стороны Танаиса, откуда их вытесняли гунны, поселение, которое в поздние Средние века получило название Эски-юрт, получает первые оборонительные укрепления в виде небольших валов.
     Персы контролируют дорогу от Ворот Чора по Кумыкской равнине в течение 7-ми веков, вплоть до 6-го века по Рождеству Христову.
     К концу 5-го века персидские шахиншахи смогли организовать огромную систему укреплений на трассе Великого Шёлкового Пути, проходившей по Кумыкской равнине. В этой системе нашёл своё место и Эски-юрт.
     В начале 6-го веке персы возводят крепость. В течение десяти лет при крепости появились ремесленники, которые занимались обслуживанием потребностей воинского гарнизона, а также караванщиков, которые останавливались на отдых в пределах города.
     Как и большинство крепостей Кумыкского тракта, Эски-юрт возводится из местного камня, который частично обрабатывали перед укладкой. Внутри крепости находилась Цитадель, в которой проживала семья владельца крепости. За пределами стен раскинулся обширный посад, который в хрониках часто называли шахристан, где жили персы и родственные им сарматы.
     Ремесленники занимались изготовлением оружия, обуви, поскольку занимались скотоводством, сырьё для обуви у них было в избытке. Велось тут и гончарное производство, здесь делалась своеобразная керамика, в орнаменте и формах которой отразились все исторические перипетии истории города и всей местности Терско-Сулакского междуречья.
     Наибольшего развития и расцвета город получает в конце 7-го века с приходом сюда хазар, когда увеличился поток караванов.
     Население городского приселья перешло от скотоводства к животноводству, занималось земледелием, выращивая пшеницу, ячмень, просо, овёс, рис, а также культивировали для собственных нужд хлопчатник и шёлк, методику разведения которых местное сельское население от караванщиками.
     В городе со времён персидского владычества традиционно присутствует военный контингент, ставший традиционным заказчиком оружия для местных оружейников. Кроме того, воинам нужны были кони, которых очень скоро научились выводить местные скотоводы, став коневодами.
     К концу 8-го века здесь начинает формироваться особое племенное ядро, которое представляет из себя смесь местного автохтонного горского населения кавкасионного тира, некоторые историки говорят даже о кавкасионной расе, с савиро-булгарским субстратом, получившее название кумыки.
      Создание кумыкского этноса мотивировалось тем, что гуннские и хазарские каганы каждый год привлекали местное население к своим торговым и военным компаниям в Придонье, в Средней Азии и в Закавказье.
     Эти походы обогащали смелых воинов не только воинским опытом, но социокультурным опытом, поскольку им приходилось вступать не только во враждебные столкновения, но в гражданские отношения с азиатами на востоке, с Русью на севере, с туранскими племенами. В результате чего воинская каста получала знания о многих элементах их культуры, которые приносили домой. Всё это позволяло им выделяться среди горских наров.
     Кумыки стали новаторами во многих областях культуры среди горских народов, за что всегда были ими уважаемы. Они привозили из далёких своих странствий и новые семена, и технологии невиданных производств, они по-новому строили свои жилища, свой быт. Они привозили с собой рассказы о своих подвигах, которые быстро становились былинными историями кумыкско-горского фольклора. Они и одежду носили по-особому, в традиционный горский дресс-код внося элементы азиатско-европейского происхождения.
     В течение нескольких веков в семейно-родовой системе кумыков воспитывался дух воинского служения, когда дети ежегодно участвовали в сборах своих отцов для участия в очередной торговой или военной компании.
     Местный фольклор несколько веков подряд впитывает эти новации, воспроизводя особую этико-нравственную основу рассудительности и готовности к действию, наблюдательности и решимости, строгости понятий чести и слова и способностью к уступкам, любовь к своему краю и готовность к путешествиям, готовность прийти на помощь, философическую ментальность, умение радоваться и своим и чужим успехам. Разнообразие социокультурных качеств и стало основой для создания кумыкского этноса.
     Город, с крушением Хазарии, потерял своего многовекового военного и социокультурного спонсора. Потом сюда приходили и арабы, и Русь на 50 лет, но постепенно город разрушался, его жители его покидали. С приходом Золотой Орды здесь уже ничего не осталось, кроме фундаментов крепостных стен и небольших холмов, заросших кустарником.
++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии
Олег Михайлович, а где перечень документов, которые вы изучили ...дали бы на них ссылки, помогли искателям своих корней, пройти к истокам Родов летописец Донбасс

Валентин Стронин   31.10.2020 20:51     Заявить о нарушении