Контроль осознанности

«Да кто ты такой вообще? Откуда ты такой гнутый взялся?», - кричал на Сеню разъяренный водитель маршрутки. Он гневно пробормотал ещё какие-то проклятия в его адрес, затем запрыгнул в свой автобус, хлопнул дверцей и укатил, обдав парня едким облаком выхлопных газов. «Хорошо ещё, что не ударил монтировкой по голове», - подумал Сеня и, присев на деревянную скамейку на автобусной остановке, задумался. Сеня, конечно же, понимал, что у него нет денег, и ему, наверняка, придётся ругаться с водителем.  «Ну да, согласен, у меня не было денег, чтобы рассчитаться с водителем, но доехать-то было нужно сегодня, а зарплата только завтра…», - оправдывался он перед собой. «Но почему же тогда я, как дурак, ищу оправдания перед самим собой?», -  всё задавался вопросом Сеня. Тут его посетила странная мысль: «Стоп! Что? Я оправдываю себя перед самим собой??? То есть получается, что я привожу какие-то доводы в своё же оправдание другому «я», который и есть я?». «Да, так оно и есть», - продолжал рассуждать он, - «ну, понятное дело, есть совесть, ответственность и всё такое. Но вопрос-то в другом ракурсе – как так получается, что есть я, который намеренно проехал «зайцем» и знал, что будет конфликт за безбилетный проезд, и есть «я», который потом оправдывается? Хм, странно…»

Он встал и медленно побрёл домой, ошеломлённый странной догадкой, что каким-то образом в нём существуют одновременно двое: я и «я». В голове крутилась мысль: «Неужели всегда есть ещё один «я», который держит ответ перед другим «я» за свои действия, мысли, высказывания, поступки?». Дома он быстро поужинал и улёгся на диван, заново переживая неприятную сцену с водителем, и последовавшие за тем странные догадки. В голове снова звучал крик водителя: «Кто ты такой? Откуда ты взялся?». «Да, действительно», - думал Сеня - «Кто я такой, и откуда я взялся? Откуда взялось это «я»? Кто тогда я?». Он снова и снова задавался этим вопросом, но ответа не было, на время воцарялась странная тишина – мысли куда-то вдруг исчезали. Сеня так и не мог дать себе ответа. «Если я и сейчас, и всегда разговариваю сам с собой, значит, среди двух «я» должен быть только один, настоящий я, следовательно, я не есть тот «я»? Или же нет, я и есть тот самый «я»?». Окончательно запутавшись, он незаметно уснул, так как был уже поздний вечер.

Проснувшись рано утром, его первой мыслью было: «Кто этот «я», который думает над этим?». И снова не последовало ответа. Снова стояла тишина. Такая глубокая и всеобъемлющая тишина, что Сеня даже испытал лёгкую эйфорию, боясь даже нарушить её какими-либо мыслями. Но затем как-то незаметно мысли всё же появились. Вот ему пришла мысль, что нужно встать и умыться, следующие мысли были о том, что нужно завтракать и одеваться, нужно спешить на работу, и так далее. «Так, уже с утра запускается эта «мыслеболталка», и ведь не останавливается целый день, пока не уснёшь», - с удивлением думал Сеня. В течение дня он всё время задумывался над вопросами: «Кто же тогда этот «я»?», «Что является источником «я»?», «Как и откуда появляются такие мысли?».  Сене стало интересно наблюдать, как в его голове рождаются те или иные мысли.

На следующее утро ситуация повторилась, и снова оказавшись в тишине, он просто и отчётливо осознал, что в его голове с ним всегда разговаривал его собственный разум. «Но я ведь не «он», потому что «он» не может быть мной», - размышлял Сеня, - «ведь я могу приказать «ему» замолчать!». «Всё-таки интересно получается – разум, который осознаёт себя… Осознаёт себя…», - осознавал Сеня. «Если я вдруг потеряю сознание, то ведь разум тоже исчезнет на то время, пока я не приду в «себя», получается разума без сознания не может быть, зато как сознание без него обходится легко, стало быть, именно в сознании «живёт» этот мой разум, и им можно научиться управлять!», - осознал он наконец. «Разум – это как инструмент для размышления над конкретной задачей. Это же крутой аналитический аппарат, позволяющий найти нужный ответ! Но в остальное время-то он блуждает где-то, то в прошлом, то в будущем. Он ведь всегда чего-то или кого-то обсуждает, осуждает, сравнивает, оценивает, критикует... Да он только засоряет моё сознание! Зато всегда твердит «Я! Я! Я!». Потому-то я и становлюсь раздражительным, нервным. Я ведь всё время отвлекаюсь на какие-то мысли, моё внимание постоянно ускользает из настоящего… А ведь только в настоящем моё сознание может быть открытым, управляя разумом, здесь и сейчас решая задачу. А иначе он опять – или в прошлое, или в будущее, или опять критика, а это уже как-то бессознательно... Понятно, что мой разум всё время оставался бесконтрольным, но теперь всё изменилось! Я понял наконец, как могу изменить свой мир!», - вдохновенно думал Сеня, глядя в окно маршрутного такси, в котором он ехал на работу, в родное ЖЭУ, где он работал дворником.


Рецензии