Последняя рыбалка

     Как-то осенью, уговорил меня друг съездить на рыбалку. Было уже холодно, ехать не хотелось. Но Сергей сказал, что это будет закрытие сезона, последняя наша летняя рыбалка. Я согласился.

     Ехали долго. Из автобуса вышли на одну остановку раньше. Так удобнее попасть на нужный нам берег озера. Шли по тропинке, отворачивая лица от пронзительного ледяного ветра. Навстречу попался мужик. Увидев нас, удивился:
 - Неужели на рыбалку? Там лёд уже!

- Ну что, назад? - спросил я Серёгу.
- Не может быть, чтобы всё так сразу и замёрзло, пробьёмся, - другого ответа я от него и не ожидал.

     Когда вышли на берег, увидели, что по всему озеру гуляют чугунно-серые волны. А вдоль берега, действительно уже стоял метров на двадцать свежий лёд, припай.

- Ну что, берём топоры, прорубаем канал? – Предложил Сергей.
- Ну, уж нет!  В ледяной воде купался не раз - больше не хочу. Я бы лучше домой, но раз настаиваешь, попробуем протащить лодку до воды по льду.

     Накачали резинку, вытащили на припай. С двумя топориками я расположился на носу и, поочерёдно врубая их в лёд, подтягивал лодку. Сергей отталкивался веслом с кормы.

     С трудом выбрались на чистую воду. Лодку качало на волнах, сидеть старались спиной к ветру. Так просидели часа три. Пару раз сменили место. Было очень холодно, снасти обмерзали, а рыба не клевала.
 
- Ну, всё! Хватит! - сказал я Серёге:
 - Промёрз насквозь, да и темнеть начнёт скоро. Нам ещё и на берег выбираться. Затаскивать лодку на острую кромку льда - это будет совсем не просто.

     Смотали снасти, выбрали якорь, Сергей сел на вёсла. После первого гребка, Сергей сказал:
- Ой! Спину продуло, ни шевельнуться, ни разогнуться не могу.

     Глядя на перекошенное лицо друга, понял - ситуация получилась критическая. Лодку мне одному, даже пустую,  на берег через лёд не вытащить. Берег пустынный - ни рыбаков, ни людей вокруг нет. А в лодке нам и до утра не дожить. Да ещё беспомощный Сергей!

     Огляделся по сторонам. Неподалёку виднелся низенький островок. Мы находились с подветренной стороны. За волнами не видно, но по опыту знаю, что льда с этой стороны быть ещё не должно. Сел на вёсла и поплыли мы к островку, ещё дальше удаляясь от берега.

     Так оно и оказалось. У спасительного островка ни ветра, ни льда. Вот только берег болотистый. Проваливаясь в болотистую жижу, на закорках еле вытащил тяжеленного друга на берег. Сергей только стонал, иногда вскрикивал от боли. Отыскал место посуше. Теперь надо срочно разводить костёр. Надо отогревать Сергея, да и я успел набрать в сапоги воды. Темнеет – надо торопиться!

     Быстро пробежался по островку. Результат разведки был неутешительный. Кроме осины и кустов нет никакого топлива. Удастся ли разжечь костёр из сырой осины - большой вопрос. А делать нечего. Достал топорик и стал готовить щепу для растопки.

     Сырая осина гореть не хотела. К счастью, нашёл в рюкзаке газету, в которой были завёрнуты бутерброды. Темнело, холодало. Костёр дымил и еле тлел, всё время пытался умереть. Непрерывно надо было рубить и подкладывать щепу и вновь раздувать огонь. В промежутках успел устроить поближе к огоньку Сергея. Лодку закрепил, вместо тента, с наветренной стороны. В нашем неуютном пристанище сразу стало немного теплее. На берегу нашёл пару камней. Надо постараться нагреть и использовать их вместо грелки.

     Уже в потёмках, на ощупь отыскал в рюкзаке опустевшую солдатскую фляжку. Может, получится и чаю горячего попить. Вода закипела. Заварил веточками дикой смородины, найденными во время поиска дров. Подумав, добавил стружек осиновой коры. Противовоспалительное надо нам обоим. Ног я уже совсем не чувствовал, воду  из сапог вылить было некогда.

     Воду вылил, носки отжал. Попили горячего горького чаю. Друга положил поудобнее на старый рыбацкий плащ., пристроил к спине горячие камни. Сергей постепенно перестал стонать и даже заснул. А я всё рубил и рубил сырую осину,  раздувал огонь. Без моих непрерывных усилий костёр гореть не хотел.

     Утром всё укутало  густым и холодным туманом. Сергей ещё спал. Я всё поддерживал наш спасительный огонь. Холодно мне уже не было, зато на руках появились кровавые мозоли.

     Постепенно туман поднялся, даже выглянуло солнце. Разбудил Сергея. Ему стало немного лучше. Смог осторожно передвигаться с клюкой, которую я вырубил. Погрузились в лодку. Погода переменилась, ветер стих. Раз ветер стих, через лед выбираться не будем. Теперь можно на лодке доплыть до другого берега  и пристать в деревне, прямо около остановки автобуса. Долго, но там есть люди, если что помогут.

     К вечеру добрались до города. Я провожал друга до дома. Тащить пришлось и лодку за спиной, и рюкзак на животе, и Сергея поддерживать.

- Ну, что? Явились? И даже трезвые? А где рыба? - встретила нас его жена.
- Так это… Не клевало. - сказал Сергей.

     От приглашения попить чаю отказался. Если задержусь на пару минут – засну в тепле. Сергей уже спал. Спал, сидя на диване, прямо в рыбацком одеянии. Я вежливо попрощался и сразу ушёл.  Меня тоже ждут дома.

Вскоре я уехал жить в другой город. Получилось, что это и была последняя наша с Сергеем рыбалка.

 Через четыре года, Сергея не стало - погиб. Погиб на зимней рыбалке, спасая совершенно незнакомого ему человека.

А вот тот старый, неубиваемый топорик советской эпохи - сохранился.


Рецензии
Даже по снимку на странице видно, что вы, Анатолий,
человек бывалый, сильный, надежный.
Всего вам доброго, бодрого, творческих удач
и много читателей-почитателей!
С уважением.
Зелёная.

Рина Приживойт   25.10.2023 15:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.