О коммунистической идее в США

     Американский фонд «Мемориал жертв коммунизма» (VCMF) опубликовал результаты недавно проведённого опроса, посвящённого угрозам современному миру. Итоги исследования вызвали замешательство в США: как выяснилось, 36% американцев среднего возраста поддерживают идеи коммунизма!

     Один из вопросов в ходе социологического исследования был поставлен следующим образом: «Кто является самой большой угрозой миру во всем мире?» Впервые в такого рода социологическом опросе на первом месте оказался президент США. Дональда Трампа главной угрозой посчитали 27% респондентов VCMF.

     Как уточняет сетевое издание «Военное обозрение», в пятёрке «лидеров» оказались главы КНДР, России, Китая и Венесуэлы. Так, Владимира Путина, у которого в опросе 3-е место, "главной угрозой миру во всём мире" считают 15% опрошенных американской организацией, Ким Чен Ына — 22%.

     Другой вопрос касался того, готовы ли американцы из так называемого поколения «миллениалов» голосовать за социалистов. Оказалось, что 20% респондентов точно готовы проголосовать за социалистические силы в США, ещё 50% опрошенных назвали такое голосование для себя «вполне вероятным».

     Но ещё более сильный удар по позиции тех, кто в США продолжает бороться с коммунизмом, наносит информация о том, что впервые за последние годы только 57% в возрасте до 40 лет американцев признали Декларацию независимости США лучше гарантирующей равенства, права и свободы, чем Коммунистический манифест. Остальные так не считают.

     В этой связи исполнительный директор Фонда «Мемориал жертв коммунизма» Мэрион Смит заявила об «исторической амнезии» у американцев молодого и среднего возраста. По её мнению, марксистские идеи готовы принять всё больше американцев, так как «им не рассказывают о 100 миллионах жертв коммунистов в 20-м веке».


     Вот что пишет по этой теме Софья Мельничук.  Москва, 31 авг — РИА Новости.

     Из-за гонений, репрессий, запретов и потери главного идеологического ориентира в виде советской России  —  заокеанским сторонникам коммунистической идеи в конце ХХ века пришлось непросто. Тем не менее пока чуждая американским ценностям политическая организация не только выжила, но в последние годы становится все популярнее. О том, как пережила век потрясений и какие планы строит на будущее Коммунистическая партия США — в материале РИА Новости.


          Жажда справедливости

     Российская революция 1917 года повлияла на весь мир. Вдохновленные идеей социальной справедливости люди в других странах грезили и ждали, когда же социалистическая революция дойдет и до них. В Соединенных Штатах к делу приступили в 1919-м: два идейных коммуниста учредили Коммунистическую партию США. Чарльз Рутенберг уже был членом Социалистической партии и организовывал рабочий пикет под лозунгом "Руки прочь от Советской России". Вторым отцом-основателем стал журналист Джон Рид, побывавший в 1917-м в революционном Петрограде и активно выступавший в защиту победивших большевиков по возвращении на родину.


     "Революция в России произвела на нас невероятное впечатление. Казалось, это просто вопрос времени, когда же она распространится на всю Западную Европу и дойдет до США", — вспоминал один из лидеров коммунистического движения США XX века Гил Грин.

     Коммунисты были уверены, что они способны явить обществу лицемерие капиталистической Америки и буржуазной демократии и заполучить симпатии рабочих для революционной трансформации страны. Условия, в которых тогда трудились простые американцы, порождали иллюзии, что классовое сознание победит и народ поднимется на борьбу с угнетателями-капиталистами.

     "Я начала работать в 14 лет на шелковой фабрике в Бетлехеме, штат Пенсильвания. Мне платили девять долларов за 54-часовую рабочую неделю. А парням за ту же работу платили 12 долларов. Отвратительная несправедливость, думала я, — вспоминает Энн Бурлак Тимпсон. — Я выросла с пониманием, что рабочим необходимо объединиться, чтобы получить лучшую жизнь". Вскоре девушка стала одним из первых организаторов профсоюзов в США.
 
     Стив Нельсон, работавший в начале XX века на скотобойне, рассказывал, что проводил в душном помещении по десять часов в день и еще полдня в субботу. "Платили 28 центов в час. Условия были ужасными, никакой техники безопасности. Один мой приятель упал и попал в больницу, но его семье компания ничего не компенсировала. Мы сами ему деньги собирали, — вспоминал он. — Тогда мне один друг сказал: видишь, мы работаем, как в аду, а наш босс уезжает на зиму во Флориду. А нам он что платит?"

     Однако далеко не всем такие условия казались несправедливыми. После большевистского переворота власти США видели в активности рабочих попытку подорвать общественный порядок. Те, кто с надеждой смотрел на СССР, становились врагами. Начались первые репрессии — сначала так называемые рейды Палмера (по имени генпрокурора США), а затем и первая волна борьбы с "красной угрозой". Но созданная организация все равно присоединилась к Коминтерну.


     Великая депрессия — шанс на успех

     К тридцатым годам в партии американских коммунистов насчитывалось около 7,5 тысячи членов. Это была малочисленная группа, которая вряд ли претендовала на особое место в истории США. Однако бескомпромиссные догматики, готовые отстаивать свои интересы, горящие идеями революции, вскоре превратились в главную радикальную силу своего времени.

     Способствовало успеху катастрофическое потрясение. В октябре 1929-го в считанные дни без работы осталась почти четверть работоспособного населения страны. С табличками "Возьмусь за любой труд" на улицах стояли и работяги, и джентльмены в костюмах-тройках и шляпах. Великая депрессия оставила тысячи людей без средств к существованию, они лишались работы, сбережений и не было никаких социальных гарантий. Коммунисты же видели в кромешном хаосе экономического кризиса возможность революционным путем преодолеть трудности.

     Лидеры партии писали статьи и манифесты. Одна из самых известных работ — книга "К советской Америке". В ней глава коммунистов и трижды кандидат в президенты США Уильям Фостер описал, как сознательные революционные массы должны свергнуть власть капиталистов и установить советскую систему. Пока вожаки были одержимы этими мечтами, рядовые коммунисты решали насущные проблемы.

     "Тогда мы выходили на демонстрации не за идеи социализма, многие американские рабочие их просто не понимали, — вспоминала Энн Бурлак Томпсон. — Мы требовали права собираться в организации, права рабочих жить достойной жизнью, за увеличение оплаты труда, за формирование социальных гарантий. Мы протестовали, считая, что государство должно взять ответственность за тех, кто не мог найти работу".

     Власти, напротив, считали, что все эти проблемы — дело частного бизнеса, а никак не государства. Коммунисты использовали возможность помочь людям, оставшимся без жилья и средств к существованию, давая им также пищу для размышлений — почему они оказались в таком плачевном положении и что с этим можно сделать, если фермеры на земле хотя и потеряли в доходах, но не голодали.
 
      В разгар депрессии на демонстрации выходили уже тысячи людей, однако ни один бизнесмен не хотел иметь у себя под носом проходимцев, заставляющих его платить своим наёмным рабочим больше, если доходы их предприятий тоже падали. Коммунистические ячейки собирались в рабочих квартирах якобы для вечерних молитв. Лакомым куском для коммунистов были южные штаты и угнетаемые на хлопковых фабриках чернокожие рабочие, хотя им там грозила серьёзная расправа или тюрьма. Чернокожие часто вообще не понимали, о каких социальных классах им толкуют, но так как пришлые проповедники боролись с расизмом, им этого было достаточно.

     Выигравший в 1932 году президентские выборы Франклин Рузвельт начал решать проблемы безработицы и социальной защиты населения. Однако для коммунистов он все же был частью прогнившей капиталистической системы. Одновременно с постепенным улучшением условий труда и легализацией рабочих объединений росла популярность коммунистов. Пик ее пришелся на конец 1930-х. Тогда в партии состояло более 100 тысяч человек.

     И все же социальная политика властей не означала благосклонного отношения к сторонникам идей Маркса, им нужно было отвлечь трудящихся от политической борьбы.  Компартия получала финансирование из Москвы и выступала в защиту советского режима, не замечая или не желая замечать того, что происходило тогда в СССР. Антисоветские настроения в США привели к началу антикоммунистической кампании, что повлекло выход многих рабочих из компартии.

 
        Красный страх

     В послевоенные годы в борьбе с "красной чумой" славу снискал малоизвестный тогда сенатор от штата Висконсин Джозеф Маккарти. Хотя никто, находясь в здравом уме, уже не мог предположить, что социалистическая революция в США возможна, множество коммунистов отправили под суд.

     Один из тех, кто оказался на скамье подсудимых, вспоминал: "На процессе свидетель рассказал, что был на лекции коммунистов. И кто-то из зала задал вопрос: мол, как же в США, где коммунистическое движение так слабо, не обладающий пролетарским сознанием рабочий класс может организовать революцию? Ему будто бы ответили: не переживайте, Красная армия придет — отправится из Сибири на Аляску, а от Аляски дойдет до Детройта. Мы просто рассмеялись. Конечно, это был вздор".

     Под подозрение маккартистов в сочувствии коммунистам попадали звезды Голливуда, ученые, борцы за права чернокожих и даже герои войны. Среди них — обладательница премий "Оскар" и "Эмми" актриса Ли Грант, комик Чарли Чаплин, физик Альберт Эйнштейн и отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер. Масла в огонь подлил приход коммунистов к власти в Китае, Вьетнаме и Северной Корее, а также испытание Советским Союзом водородной бомбы.

     Стремясь безжалостно расправиться с "предателями", маккартисты нарушали гражданские права американцев. В конце концов даже дружба с президентом Дуайтом Эйзенхауэром не помогла сенатору — его методы раскритиковали, и сам лидер нации был вынужден публично осудить подход приятеля. Тем не менее репрессии против тех, кто был уличен или даже заподозрен в связях с коммунистами или симпатиях к СССР, сделали свое дело.

     В 60-е годы партию продолжала спонсировать Москва. Однако один из связных КГБ Джек Чайлдс и его брат — секретарь ЦК американской компартии — были агентами ФБР, поэтому о деятельности КП США властям было известно всё.


          Надежда на возрождение

     С началом перестройки американские коммунисты начали критиковать советское руководство, в результате чего лишились финансовой поддержки. После этого особую активность они не демонстрировали, а распад СССР в 1991 году, казалось бы, должен был поставить крест на коммунистическом движении в Соединенных Штатах.

     Тем не менее партия все еще существует. В стране у нее 28 отделений. Корреспондент РИА Новости связалась с головным офисом, который находится в Нью-Йорке, и пообщалась с сопредседателем партии Джимом Саймсом.

     По данным на 2017 год, компартия насчитывает всего пять тысяч человек. Желающих вступить в организацию стало больше с приходом к власти Дональда Трампа. "Новые люди приходят к нам либо после того, как лично поучаствуют в наших мероприятиях, либо регистрируются онлайн", — рассказал Джим Саймс. На сайте Communist Party USA можно подать заявку на вступление. Помимо личных данных, обязательно нужно указать причины вступления в партию и представить план работы в рядах коммунистов.

     "Мы — широкие народные массы, рабочие, студенты, лидеры национальных движений, молодые, старые, иммигранты и местные", — говорится на сайте. Чтобы стать членом партии, нужно быть старше 18 лет. Членский взнос — важная часть партийного бюджета — составляет 60 долларов в год, для малоимущих — 24.

     "Большинство вступили в партию по интернету, — уточняет Саймс. — Сейчас вообще в стране идет массовая радикализация, люди, особенно молодые, тянутся к марксизму и социалистическим идеям". По словам партийного функционера, большинство примкнувших к КП США — люди от 18 до 30 лет. Некоторые из них состоят и в других политических организациях, например в партии Демократических социалистов Америки.

     "Молодые люди видят: с карьерными перспективами проблемы, зарплаты маленькие. Многие работают на двух-трех работах, чтобы свести концы с концами. Займы на образование для студентов — колоссальная проблема", — поясняет собеседник РИА. Сейчас у партии нет молодежной организации, но руководство планирует воссоздать Молодежную коммунистическую лигу США. Она была учреждена в 1920 году и расформирована в 2015-м решением Национального комитета компартии, хотя формально в нее не входила.
 
     Несмотря на относительную малочисленность (демократических социалистов Америки, например, насчитывается более 56 тысяч человек), Компартия США постоянно работает над своей повесткой. Новую программу партии одобрили совсем недавно, на общенациональном съезде в Чикаго в июле 2019 года. В нее включены проблемы экологии, здравоохранения, равноправия полов, цветного населения и ЛГБТ-сообщества, профсоюзов. Саймс уточняет, что в профсоюзах состоит лишь десятая часть работающих американцев.

     Руководство партии понимает, что программу необходимо актуализировать. "С появлением искусственного интеллекта, новых баз данных и роботов труд на производстве изменился и трудящиеся не оставляют это без внимания, — отмечает сопредседатель организации. — Конечно, постоянно возникают противоречия между нашими основополагающими принципами по идеям Маркса и новыми реалиями".


     Несмотря на то, что с окончанием холодной войны антикоммунистические настроения в США поутихли, партия сталкивается с негативом в свой адрес. "Конечно, это связано с антисоветскими и антироссийскими настроениями. К тому же Трамп и республиканцы пытаются настроить народ против коммунизма и социализма. Они лепят красный ярлык на политику Демократической партии, но эти попытки обречены, — считает Саймс. — Мы же не в 50-х. Компартия — это общественная организация, которая у всех на виду".

     Хотя за век существования коммунистам так и не удалось пустить крепкие корни в американской политической почве, партия показала свою живучесть. Она пережила несколько десятилетий "охоты на ведьм", распад покровительствовавшего ей СССР, сделала вывод из рыночных реформ в Китае, однако от идей марксизма не отступила и готовиться в новых условиях отстаивать идеи классовой борьбы в США за равноправие, гуманизма и социальную справедливость.


Рецензии
Полезная статья, показывающая, что ростки коммунистических идей не завяли даже в США. Не исключено, что на каком-то этапе они дадут всходы.

Александр Смирнов 83   01.11.2020 11:05     Заявить о нарушении
Маркса тоже каждый читает по-разному -

http://proza.ru/2020/08/17/972

Аникеев Александр Борисович   01.11.2020 11:29   Заявить о нарушении
А вы как понимаете Маркса?

Аникеев Александр Борисович   01.11.2020 20:43   Заявить о нарушении
Как я или как Петлюк?

Аникеев Александр Борисович   01.11.2020 20:45   Заявить о нарушении
Или у вас тоже СВОЁ понимание справедливости в области социальной экономики?

Аникеев Александр Борисович   01.11.2020 20:56   Заявить о нарушении
Александр Борисович, в короткой заметке сложно внятно сформулировать своё понимание такого непростого вопроса, тем более поставленного в категоричной постановке типа "Вы за красных или белых?" Из существующих в настоящее время идеологий более или менее приемлемой для себя я считаю коммунистическую, поэтому я голосую за КПРФ, хотя в практической реализации она оказалась во многом несостоятельной, в том числе и в экономическом плане. В принципе мне ближе ваша ваша точка зрения по сравнением с вашим оппонентом, но, как часто происходит, самая большая проблема возникает при реализации идей, когда на деле многое получается не так, как задумано или предложено. С уважением,

Александр Смирнов 83   01.11.2020 21:19   Заявить о нарушении
Для информации -

http://proza.ru/2020/08/06/1193

Они Маркса могут читать в подлиннике...

Аникеев Александр Борисович   01.11.2020 21:31   Заявить о нарушении