Портрет творческого эго в петле истории

Портрет творческого эго в скользящей петле истории.
Монопредставление «Петербургская чертовня».
Режиссёр – з.д.и. России Юрий Васильев.
Художник – Елена Трояновская.
Автор идеи и исполнитель – Ася Ширшина.
Цехъ Театр.
Спектакль «Петербургская чертовня» фокусирует наше внимание на образе одного из культовых персонажей российской поэзии, на Анне Ахматовой. В реалиях нашего времени её имя ассоциируется с миллионными тиражами изданий, несчетным количеством фолиантов научных исследований, при этом её жизнь и творчество было и остаётся объектом осмысления главным фокусом внимания, которого сосредоточен на многочисленных противоречиях связанные с разными периодами её жизни и творчества. Вопреки пристальным взглядам направленных на Ахматову, пространство её образа является большой, непознанной планетой, познание просторов которой является главным фокусом сценического проекта, озаглавленного «Петербургская чертовня».
В этом сценическом обращении к образу Ахматовой творческая коллаборация  Васильев – Ширшина выводят образ культового персонажа российской поэзии из заточения жестких рамок академизма и каноничности и создают сценический портрет Ахматовой с помощью совмещения различных проекций её образа, каждая из которых предлагает взгляд на образ Ахматовой с определённой точки зрения.
 В этом направлении познания в спектакле «Петербургская чертовня» мы видим образ Ахматовой (Ася Ширшина) в разные годы её жизни и здесь эти проекции создают виртуальное окно возможности, которое позволяет нам увидеть фрагменты жизни Ахматовой в форме «Поэт и его современники». В рамках этого точечного подхода в проекции жизни великого гения российской поэзии условно выделены несколько символических точек. В каждой из них мы можем наблюдать образ Ахматовой запечатленный в картинах её жизни в разные этапы её творческой биографии. В спектакле «Петербургская чертовня» этот приём показывает нам свой потенциал в уникальной возможности изучения момента, проявления литературных очертаний образа Ахматовой.
В сюжетном пространстве этой истории эта символическая точка, показывает нам исторический период в жизни поэтического гения, в котором образ Анны Горенково постепенно исчезает за чертами поэтическими силуэта Анны Ахматовой. Этот сложный период в биографии Ахматовой воплощен в совмещении нескольких проекций, в одной мы видим образ Горенко в которой поэтический дар обладает невероятной властью над ней и под его влиянием происходит изменение парадигмы её существования и образа жизни. В зоне влияния поэтического дара она пытается раздвинуть границы общепринятых устоев и поведенческих шаблонов и становиться объектом общественного порицания. В других проекциях, объединяющихся в этой точке, мы видим поэтические лики её натуры, её воззрения на мир поэзии и людей пространства её жизни эта проекция совмещена с мнениями и высказываниями людей, её окружения в этот период её жизни.
В этом точечном представлении жизни и творческого пути Ахматовой исторический процесс задаёт собственное расширение, которое дополняет её сценический портрет проекциями «Поэт и Время» и «Поэт vs Власть». В этих проекция и запечатленных в них вехах жизни Ахматовой мы видим её на фоне исторических событий и процессов. Эти картины  жизни и творчества Ахматовой предлагают нам возможность познания главной контрадикций её жизни, в невозможности пресмыкаться и обслуживать власть. В них мы видим попытки Ахматовой выжить в шестернях идеологической машины и сохранить возможность нести людям литературные плоды её творческого начала. Её существование в жёстких тисках идеологической машины советской власти воплощено с помощью разнообразных приёмов сценического символизма.
В разнообразном ассортименте этих приёмов образ петли висельника наиболее емкий и здесь его потенциал раскрывается в полном объеме в аллегории, отражающей ограничения жизненного пространства и творческой свободы Ахматовой. Скользящие узлы петель затягиваются в силуэтах образа Ахматовой, их сужающиеся узлы затягиваются на её руках, сковывают её жизнь, угрожают задушить её творческую свободу и доводят её существование до балансирования на гране жизни и смерти. Пространство символизма этого образа находит своё расширение в картинах показывающих силуэт Ахматовой - женщины лишенной семьи, у которой машина власти отняла мужа и сына.
Картина контрадикции жизни Ахматовой воплощаются в многомерном формате, при котором мы получаем возможность приподнять вуаль и проникнуть в глубины её внутреннего мира. В этой, скрытой от постороннего взгляда плоскости, её существования оковы и кандалы различных табу и ограничений находят своё гротескное воплощение в картинах мрачной трагедии абсурда существования поэта-творца, чьи потоки творческой мысли блокированы средой существования. В визуальной проекции её жизни в этих реалиях лики её внутреннего мира контрастны и этот диссонанс воплощен с помощью совмещения трудно-сочетаемыми артефактов жизни Ахматовой. В нём библейские мотивы (Книга Иова) совмещены с поэтическими фрагментами Ахматовой обретают звучание на фоне радиотрансляций постановлений ЦК КПСС и доклада А.А. Жданова о культурной политики партии.
Наблюдение этой картины человеческой драмы в спектакле позволяют нам проникнуть за полупрозрачную вуаль, скрывающую внутренний мир Ахматовой, приблизиться к её пониманию мира и восприятию реальности. В спектакле «Петербургской чертовня» путь познания мира Ахматовой условно подразделён на две части – два этапа и в начале этого пути мы познаём столпы и реалии мира, в котором образ гениальности Анна Ахматова возник и сформировался. Этот этап познания подготавливает нас к погружению в её сложный поэтический мир, лики которого находят визуальное воплощение во второй части - на втором этапе нашего открытия планеты под названием Анна Ахматова. В нём мы оказываемся под сводами храма ахматовской поэзии, в котором лики реальности, окружавшие Ахматову, трансформированы в галерее экспрессивных образов её поэтических произведений. В сценическом воплощении этого отражения мы видим реалии её жизни, трансформированные в образы трагедии мира на грани коллапса. В спектакле эти лики невероятно драматичны и этот оттенок здесь создан с помощью визуальный палитры искусства del arte, в них яркие лики трагедии созданы в сложном тандеме поэтических строк и экспрессивностью искусства трагедии масок del arte. Этот тандем раскрывается в полном объеме в сложной аллегории, позволяющей провести параллели с реалиями нашего времени и образами персонажей наших дней.
В спектакле «Петербургская чертовня» совмещение различных проекций в изображении неканонического портрета Анны Ахматовой предлагает нам универсальную формулу изучения пространства жизни и творческого пути людей культуры и искусства всех времен и народов. Её универсальность заключается в том, что догматизм и каноничность в представлении создаёт шаблоны и стены ограничений, которые блокируют наши пути понимания и познания жизни и творчества человека дарящего миру плоды своего божественного эго.


Рецензии