Америка и её праздники

Эта статья была написана 20 лет назад. Сейчас я наткнулась на неё случайно и решила: да пусть будет опубликована. Это же часть моей жизни, часть моей работы.
У меня на работе намечался ремонт зала и грозил затянуться на несколько месяцев. Воспользовавшись своей невостребованностью на этот период, я приняла приглашение своих друзей и, на следующий день после проведенного "Выпуска в школу", рванула в Америку.
Не буду перечислять всех своих приключений, свалившихся на меня внезапно и запланированных (это отражено мною в статьях, которые можно прочитать на моем сайте), скажу только, что на протяжении всего пребывания в Америке (а я
там провела пять с лишним месяцев) я как губка впитывала все то, что касалось детского воспитания.
Начну с того, что попав в семью своих друзей, я сразу ощутила себя в водовороте их жизни. Все на бегу: с утра душ, сэндвичи с кофе, сэндвичи с собой, 2-3 часа в трафике до работы, работа на износ, обратный путь опять через трафик, если есть силы - ужин из полуфабрикатов, душ и замертво в постель.
В машине по радио ловят новости, классическую музыку и джаз.
Так живет основная часть американцев.
Через некоторое время я нахожу себе работу в Нью-Йорке. Я - бебиситор и хомотенда (нянька и домработница) одновременно. На мне двое детей и весь дом. И готовлю, и стираю и глажу и убираю, и детей воспитываю. Меня с удовольствием берут без всяких документов, так как я - дешевая рабочая сила. За такую работу американка берет 800-1000 $ в неделю, мне дают 250 $. И я довольна - ведь одну пятую часть этих денег я здесь, в России, зарабатываю за месяц!
В семье хорошая подборка дисков CD - классика, джаз, русские знаменитые хиты, отличные эмигрантские голоса, много видеокассет с детскими и взрослыми мюзиклами. Но все же, музыкальное воспитание проходит, в основном, в атмосфере классики и джаза. Даже церковная музыка имеет джазовые ритмы и гармонию.
Хорошее фортепиано фирмы "Стенвэй", (а именно эту, американскую, лучшую в мире фирму предпочитают гордые соотечественники) могут позволить себе далеко не все, и потому, почти у каждого дома, как простая детская игрушка -
музыкальный синтезатор либо "cassia", либо "Yamaha", в которых заложены и ритмы и гармония. Стоит ребенку немного попотеть, и он легко может подобрать несложные гармонизированные мелодии.

Праздник средневекового рыцарства


Наш дом находится в верхней части Манхеттена. Рядом раскинулся парк, расположенный на скале, которая каскадом срывается к реке Гудзон, на котором стоит Статуя Свободы. На самом верху скалы высится средневековый замок, привезенный в 18 веке сюда из Европы (каким образом - не знаю, наверное, по камушкам.) Сейчас это музей Метрополитен. В начале сентября здесь ежегодно проводится праздник средневекового рыцарства.
На площадках перед стенами замка расположились шатры с куклами, готовыми давать одно представление за другим, палатки с сувенирами, в большинстве своем отражающие тему праздника, латки с различными яствами.
На центральной, самой большой поляне, окруженная привозными трибунами и соломенными тюками - ограждением, площадка для главного представления праздника - турнира рыцарей.
Праздник начинается шествием королевской свиты, впереди которой бегут глашатаи с трубами, возвещающими о начале праздника. За ними следует оркестр с лютнями, жалейками и другими, типичными для того времени музыкальными инструментами. Далее важно, не торопясь, следуют коронованные особы обоего пола со своими приближенными. За знатью приплясывая, вприпрыжку спешит городской люд: ремесленники, кухарки, прачки, мастеровые. А за теми и сельчане, хуторяне с обозами, кобылами да ослами. Заканчивается шествие шутами и алхимиками, прямо на ходу показывающие фокусы с огнем и пиротехникой.
Яркие костюмы говорят о глубокой любви участников парада к истории своих предков. Первые ряды главной трибуны занимают костюмированные хозяева праздника. Остальные трибуны переполнены ребятней, которым родители успели купить шлемы, мечи и кольчуги, продающиеся тут же, в вагончиках.
Состязания происходит на лошадях в средневековых доспехах.
Два красивых, статных юноши метают копья на дальность, стреляют из лука в яблоко, которое держат крохотные пальчики бесстрашной красотки. Пытаются мешками, набитыми соломой, сбросить противника с коня. Победителю приз - вышитый своими руками платок прекрасной дамы - первой леди королевства, спокойно лицезреющей на ход поединка.
Не успел закончиться турнир рыцарей, а на соседней площадке уж разгорается кулачный бой хорошо тренированной дружины.
Наглядевшись на поединки взрослых, в бой вступает ребятня. Детская импровизация достигает высокого уровня.
Но вот накал страстей спадает. На каждой поляне звучат или хор, или ансамбль, или дуэт, или трио. Исполняются вокальные и инструментальные старинные произведения. Наряду со взрослыми детские голоса хоров и ансамблей также украшают праздник. Кругом музыка и радостный смех. Толпа счастливых семейств, перезнакомившись друг с другом за время празднования, с подарками, шарами, мишурой, двигаются по направлению к дому.

Другие праздники


Но это сентябрь. А до него я была свидетелем еще двух грандиозных праздников. Первый - это "День Независимости Америки". Город украшен национальными флагами. В этот день страшная жара нас выгнала в море. Мы своей компанией вышли на яхте, бросили якорь напротив Брайтона Бич и наблюдали великолепный фейерверк. Музыка грохотала над городом сплошной какофонией, а мы жарили барбикью в прикрученной к кормовому релингу специальной печке-барбекьюшнице (BBQ) и пели на четыре голоса протяжные русские песни (у четверых из шести высшее музыкальное образование), привлекая к себе все больше и больше зрителей на подошедших яхтах. Мы имели колоссальный успех.
Второй праздник - "Праздник парусов", нас застал в Бостоне. Он начался с парада парусов. Все яхты, начиная от четырехмачтового парусника "Конститюшн" (в этом году ему исполнилось 204 года и он каждый год выходит принимать парад парусов.) и заканчивая "кадетами" из детской парусной школы, шли ровным строем (ветер с кормы позволяет не лавировать, а идти прямо) друг за другом в море, где их ждала уже выставленная дистанция для гонок. Город ждал победителей. В честь них звучит гимн свободной страны.
Приготовлены призы, праздничный концерт на всех площадях и площадках города. Кафе оформлены в виде парусников. Почти на каждом газоне гримерные принадлежности. Дети раскрашивают себя под пиратов и всяких морских чудовищ. Они счастливы и непосредственны в своих действиях. Тут же рождаются замечательные сюжеты, авторами, режиссерами, постановщиками и исполнителями которых являются они сами.
Вечером - парад макетов парусников, контуры которых подсвечены электрическими лампочками. А вот проходят водолеи - катера, поливающие зрителей водой. Раздаются взрывы хохота. И опять пение хоров. Поют морские песни. Тут же, по зрителям проносятся листки со словами и нотной записью старых, хорошо известных американцам песен. Необыкновенный по своим выдумке и возможностям салют завершает праздник.
Я уехала из Америки за четыре дня до потрясающего праздника "Хэллоувин".
Не знаю уж, как его празднуют американцы, но подготовка к нему ведется за месяц, а то и больше.
Витрины магазинов выхватывают из леденящих душу сказок застывшие моменты: Вот старуха смерть открывает гроб, в котором спит скелет, вот пара детей пробираются по ночному кладбищу, замирая от страха. Вот чудовище охраняет свое затянутое паутиной жилище, а вот пиршество ведьм и чертей в заброшенной старой лачуге с покосившейся крышей и скрипучими ставнями окон. А вот два оборотня воют на луну - один из них полуволк- получеловек, в ужасе рвет на себе волосы, глядясь в зеркало, а второй заприметил прячущегося от них человека и готов наброситься на него.
Всюду лежат тыквы с вырезанными дырками: нос, глаза, рот. Внутри горит свеча. Ее пламя колышется, создавая иллюзию живой головы.
Во всех магазинах присутствуют отделы с детскими и взрослыми костюмами и масками уродов и чудовищ. Дети свободно их примеряют и тут же накладывают на себя грим, подбирая заранее цветовую гамму. В этих отделах звучит специфическая музыка, которая усугубляет мрачное впечатление от товаров. Правда, ужас оно не наводит, т.ч. нервных расстройств у детей не наблюдается, и даже напротив, здесь всегда толпа ребятишек, веселый смех которых уверяет нас, что с психикой у них все в порядке.


Детские площадки.


Меня поразили их детские площадки. Огромные комплексы, рассчитанные на различный возраст и интерес, сооружены во всех парках, садах и просто во дворах. Я ходила и зарисовывала, а потом фотографировала их. Не буду описывать все подробно - в Питере уже закуплены похожие. Но у нас везде идет расчет на средний возраст, а там на одной площадке от ясельного до старшеклассников (у каждого свой комплекс).
Здесь, в Питере, я не видела вставок с металлофонами, колоколами, органными трубами. А там каждый ребенок может взять привязанный к металлофону молоточек и проиграть какую-нибудь мелодию (трубы расположены в порядке мажорной гаммы).В том же порядке висят и колокола. Я очень часто, придя с детьми на площадку, по их заказу играла различные песенки, и они быстро
учились их повторять.
Органные трубы издают звук, когда в них дуешь. Впрочем, они и сами поют, когда в них задувает ветер.
Кроме музыкальных вставок-площадок, там есть площадки с капитанским мостиком: со штурвалом, биноклем и трапом. Есть площадки-вставки с водительским рулем, рычагом переключения скоростей и старинным автомобильным сигналом.
Чего еще нет на наших детских площадках, так это пола. У американцев каждая площадка установлена на каучуковом ковре, толщиной примерно в 7 см. Т.е. каучук ли это, черная резина, или мягкий но очень крепкий пенопласт - не знаю. Но он не пачкает, и если на него дитенок падает, то не ушибается.
Почти все площадки кем-нибудь охраняются и закрываются на ночь, так что ночным бродягам не приходится оставлять на них пустые бутылки и другие следы пьяных увеселений.
К каждой площадке периодически подъезжает машина с мороженным и торгует для ребят по очень низким ценам.
Детский музей.

В Манхеттене на 76 стрит находится детский музей, который работает с 10 утра и до17 вечера. Музей занимает не то 6, не то 7 этажей. На верхнем располагается администрация, четыре нижних функционируют, остальные закрыты на ремонт.
На первом, кроме холла, гардероба, магазина игрушек и кассы, размещена галерея, созданная по книжке (забыла какого писателя),.в которой дети попадают в человеческий организм и путешествуют по кровеносным сосудам.
(Отличное изучение внутренних органов.) В центре зала распахнутый человеческий рот, в который можно зайти по мостику-языку. Проходя по "горлу" можно пострелять из подвешенных к потолку пистолетов поджелудочным соком, а через стеклянные стенки можно видеть, как он воздействует на пищу (компьютерный рисунок).
По периметру зал разделен на кабинетики, в которых расположены либо какие-то отдельные органы, либо компьютерные комнатки, на компьютерах которых игровые программы с темой пищеварения.
На втором этаже - различные комнаты с детскими городками: домиками, машинами, деревьями, горками. Все это укреплено и не передвигается. Здесь есть лабиринт для детей ясельного возраста - ползунков. Стенки лабиринта из плотного паралона (или пенопласта), обтянутого кожей, различной высоты для перелезания, а так же являются сидением для больших детей и взрослых, наблюдающих за малышами. Здесь, в лабиринте полно мягких игрушек, тряпичных шариков, цилиндров, конусов, кубиков и прочих геометрических фигур. Тут же пирамидки, тоже из пенопласта, обтянутого кожей или материей.
На этом же этаже - комната с телекамерой. На экране дети могут видеть себя на фоне джунглей и всяких зверей из мультфильмов.
Одна из игровых имеет две жилых комнаты: кухню и столовую. В кухне стоят: разделочный стол с утварью, холодильник, раковина с краном, шкаф с посудой и моечная машина. В холодильнике различные продукты, бутылки, банки, овощи. В столовой - стол со стульями, сервант с чайной посудой, книжный шкаф с книжками, торшер и диван.
Другая игровая - почтовое отделение. Комната с полками, на которых лежат различные посылки, бандероли и письма. Окошко в коридор, на стекле которого написано "касса" и на прилавке (подоконнике) кассовый аппарат.
Третий этаж занимают театры: помещение под кукольный с большой ширмой и задником, двух высот (для актеров-детей и актеров-взрослых) и большим набором различных кукол и декораций). Зал со сценой, костюмерной, костюмами и художественным руководителем. На этом же этаже размещены: художественная студия, с учителем рисования ( каждый вновь прибывший может прийти, взять лист бумаги, мелки или акварели и сесть за мольберт), комната лепки, в которой кроме пластилина есть специальные формочки, инструмент. Здесь тоже руководит учитель (пластилин не пачкает, но и лепится плохо: можно придавать только простейшую форму куску, но если его разорвать на части, то их трудно соединить. Для того и лепят в формах, что не позволяет, на мой взгляд, развивать самостоятельно, способности в лепке).
Еще на этом этаже есть комната музыки. Везде находятся стенды с рисунками поющих фигур. Нажимаешь под картинкой кнопку - и певица ( или тот, кто изображен на картинке) запоет. Есть картинки, которые оживают под музыку, после нажатия кнопки. Отдельные классы закрыты: здесь тоже работает педагог, но имеет свои определенные часы. У него занимаются дети, которые ходят постоянно.
Так же, как и на всех этажах, здесь имеются горки, домики, машины, паровозик.
Остальные этажи на ремонте. Да и те, что работают, тоже требуют ремонта: в музыкальной комнате половина кнопок не работает, лабиринт у ползунков погрызен маленькими "грызунами", некоторые стены "расписаны" юными дарованиями.
Музей предоставляет абонементы на месяц, на пол года, на год. Стоимость одного абонемента на пол года - около 100$. Одного посещения - около 8$.
Этот музей - замечательное подспорье для бебиситоров, которые работают поблизости. Здесь дети с головой уходят в мир игр и зачастую, роль воспитателя в этом музее сводится к простому приглядыванию за порядком и наблюдению за процессом игры их воспитанников.


Рецензии