Николай из Кузы - О просеивании Алькорана - 2. 16

                Николай из Кузы
                О просеивании Алькорана

                Книга вторая
                Глава шестнадцатая
                Тайна рождения и смерти Христа


Дабы мы узрели причину крестной смерти Христа,*1 следует указать, что Бог создал всё для того, чтобы явить свою славу.*2  И так как царь, о славе которого никому ничего не известно, ничем не отличается от того, кто не является царём, – и он не удостаивается ни чести, ни благодеяний, то он обратил и направил все свои старания на то, чтобы явить свою мощь и славу, дабы посредством этого узнали о его величии, чтили его и прославляли. Однако свою славу он являет лишь тем, кто наделён разумом.*3 Так Бог, дабы о нём узнали, создал разумные творения, способные к суждению и понимающие, что такое слава и истина, ради них он создал все более низкие творения, а ради самого себя он создал всё, – так в главе XCIV Алькорана говорится о том, что он – начало и конец вещей.*4
Человек же, занимающий низшее место среди этих разумных творений,*5 обладает разумом в возможности, нуждающийся в ином акте, который перевёл бы его из возможности в действительность.*6 Поэтому человек был помещён невинным в рай, дабы, невинный и живущий в послушании Богу, божьей благодатью он пришёл в итоге к созерцанию божьей славы и этим возрадовался.*7  Но так как свободный человек*8 решил по наущению дьявола возвыситься посредством знания, а не благодаря невинности и послушанию, то он отверг послушание Богу, дабы, как обещал дьявол, самостоятельно познать добро и зло, и, утратив невинность, был изгнан из рая. И он – тот, кто прежде, если бы устоял,*9 мог бы жить вечно, – стал смертным и незнающим.*10 Вот почему для него, при всём его старании, было невозможно когда-либо обрести бессмертие и достичь созерцания славы божьей, которую ни один из смертных узреть не в силах.*11 И не было иного лекарства, кроме того, кто создал его*12 для этого и заново милостиво его реформировал.*13
И чтобы эта реформация была осуществлена, человек был испытан, дабы можно было понять, способен ли он был бы приносить пользу, живя по закону природы,*14 созданному вместе с ним, или нет; и к этому закону позднее был добавлен записанный закон, который побудил человека веровать в обетования Бога сначала посредством чувственно воспринимаемых вещей, а затем – посредством интеллектуальных.*15 В числе иных пророчеств человеку было предсказано, что некогда явится всеобщий Спаситель, Мессия, посланный от Бога, который, обладая силой божьей, полностью реформирует народ божий и принесёт ему спасение.*16  Этот столь долго ожидаемый высший посланник с неба, сын божий в облике смиренного и бедного человека, сын Девы Марии, именуемый Иисус Христос, явился в этот мир, будучи облечённым божественной властью, и он на деле, на глазах у всего народа, доказал своим небесным учением и божественными чудесами свою власть и божье могущество, дабы в нём узрели деятельного Бога Отца, пославшего его в мир, и поняли, что слова, которые он изрекал, – слова правдивого Бога.
Иоанн сын Захарии дал о нём достовернейшее свидетельство;*17 а то, что Иисус узрел возле своего небесного отца, Иисус изложил в своих речах; и те, кто слышал его слова, признали, что он – истиннейшее слово божье.*18   
И всем, кто уверовал в то, что он сын божий, возлюбленный сын божий*19 дал «способность стать сыновьями Бога».*20 Всё его старание заключалось в том, чтобы в него уверовали как в сына и слово божье, ибо тогда и его обетования о грядущем царствии небесном, о воскресении из мёртвых и вечной жизни, и всё, что он возвестил, пробудили бы нерушимую веру и его заповеди были бы услышаны. Кто же стал бы грешить, если бы, вняв неопровержимому слову божьему, узнал о том, что грех ввергает в вечную погибель?*21 И кто не пребывал бы в покорности вплоть до самой смерти, если бы не сомневался в правоте слова божьего, согласно которому Бог, наилучший воздаятель, за временную смерть наделит жизнью вечной? И разве мог бы человек сомневаться в таких обетованиях, глубочайше веруя в то, что они – обетования Бога?   
Иисус вступил в этот мир безо всякого вожделения плоти*22 и хотения мужа, абсолютно неподвластный смерти, которая по причине актуального греха прародителей, – их первородного греха, перешедшего на их детей, порождённых благодаря вожделению плоти, – распространилась на всех. Невинный Иисус был свободен от смерти, он не был рождён во грехе, и никакого греха он не совершил. О своём небесном отце, его царстве и славе он открыл то, что было известно лишь ему одному, и никому другому, ибо никто никогда не видел Бога Отца в этом чувственно воспринимаемом мире, где его узреть и невозможно;*23 о самом же себе Иисус поведал, что он – путь, жизнь и истина.*24 Он разъяснил писания, ибо они повествовали о нём, и он словом и делом доказал, что он – врач, исцеляющий от немощей тело и душу и избавляющий от смерти. И он словом и делом доказал, что он – царь и Мессия, хотя царство его и не от мира сего, и что этот мир и эта чувственная жизнь – ничто по сравнению с будущим веком и грядущей жизнью.*25 И после множества знамений и чудес, посредством которых он указал на то, что пред лицом истины и царства бессмертной жизни эта земная жизнь достойна презрения и что необходимо покориться Богу и в своей покорности, не отступая, принять позорнейшую смерть на кресте, он, – тот, кто, если бы захотел, мог бы быть бессмертным, – принял смерть и этим прославил своего отца, который этого и желал, и своей смертью невиннейший Иисус заслужил вечную жизнь всем людям, которые уверовали в него и носили те же одеяния, что и он.
И совершенная смерть невиннейшего единородного сына божьего, принявшего страдания*26 в человеческой природе, принесла искупление*27 всем пленённым сатаной, этим творцом смерти,*28 и смертью Христа каждый человек, принадлежащий телу Христову,*29 принял смерть и заслужил жизнь. Смертью распятого Мессии все верующие в него, приняв смерть вместе с ним, заслужили вечную жизнь, возвращаемую им Христом. И он воскрес на третий день благодаря своему могуществу, и он имел силу обрекать душу на смерть и снова обретать её в воскресении. Потому и произошло его воскресение, благодаря которому воскресают все люди, верующие в него и обладающие такой же, как у него, человеческой природой, объединённой в нём с бессмертной жизнью. И он воскрес на третий день, дабы делом доказать необходимость веры в воскресение мёртвых, которого, как он учил, следует ожидать в день Страшного суда. Он же – тот, в смерти которого мы умираем и в воскресении которого мы воскресаем, и тот, благодаря которому мы способны приблизиться ко Богу Отцу, создателю, и можем узреть его в его славе вместе с его вовеки благословенным сыном Иисусом Христом.*30
Из этих столь лаконичных заметок следует, что постыдная смерть Христа на кресте скрывает в себе высшие тайны и что для верующих она была столь же необходима, сколь славна она была для Христа, который принял смерть, дабы прославить своего отца и показать, сколь велик тот, по отношению к которому следует проявлять покорность, следуя примеру Мессии, отдавшему свою плоть на постыднейшую и мучительнейшую смерть, на самое ужасное из всего, что может быть, – и Христос принял смерть, дабы показать, сколь велика милость того Бога и сколь велико вознаграждение верующим, ибо каждому из них за то, что они – сопричастники смерти его сына, Бог возвращает царствие небесное, дабы они пребывали в нём вместе с его возлюбленнейшим сыном.
Смерть распятого Христа прославила Иисуса как сына божественной благости,*31 ибо он не был бы столь благочестивым, милосердным и склонным к покорности, вплоть до готовности принять смерть, – если бы не был совершеннейшим и наделённым божественной формой. Так он своей кровью засвидетельствовал о том, что его отец – Бог, которого надлежит любить превыше всего, которому необходимо служить и заповеди которого следует соблюдать, и что грядущую жизнь надлежит превозносить, а к этой жалкой земной жизни следует испытывать презрение. Он показал также, что обещания его отца и то, что он предсказывал о самом себе, сбылись, и что его отец правдив, и что он – его истина.*32 Он открыл всю мудрость и тайны писаний, и он указал, сколь сильно все люди должны любить небесного отца. Это знают сыны света, которые следуют за Христом, – сынам же тьмы, любителям этого мира, лишённым духа Христова, об этом неизвестно.   

               
                *

 

   
 
                Примечания

*1  Мусульманство отрицает идею распятия пророка Исы, а значит, отрицает «воскресение» (з бнбуфбуйт, resurrectio) Христа и принесённое его крестной смертью «искупление» (з брплхфсщуйт, redemptio) первородного греха и всех остальных людских грехов. См. «Коран» 4.157-158. 

*2   Иными словами, creatio omnium ostensio gloriae Dei est, кбй з рпйзуйт фщн рбнфщн еуфй фп дейкнхнбй фзт дпозт фпх иепх; таким образом, масса тварного бытия – creatura, фп рпйзмб («тварь») – преподносится Николаем как откровение Бога-творца, повествующего своей творческой деятельностью о своей «славе» (gloria). Вообще говоря, в творчестве Николая креационистские мотивы органично сосуществуют с мотивами антикреационистскими; и если первые – следствие общехристианского убеждения в том, что мир, космос, универсум сотворён «из не-сущих» (пхк ео пнфщн), «из ничего» (ex nihilo) (Вторая Книга Маккавейская 7.28), то вторые – следствие заимствованной Николаем у греческих неоплатоников идеи того,  что универсум – как «множество» (multitudo) – является результатом «развёртывания» (explicatio) высшего единства – «единства» (unitas) Абсолюта. Характеризуя творческую деятельность Бога с точки зрения «её движущих мотивов», нам следует указать на метафизическую доктрину одного из восточных предшественников Николая и устремить наш умственный взор на тео-философию греко-сирийского мыслителя Иоанна Дамаскина, воскликнувшего некогда: ерей пхн бгбипт кбй хресбгбипт иепт пхк зскеуиз фзй ебхфпх иещсйбй блл хресвплзй бгбипфзфпт ехдпкзуе генеуибй фйнб фб ехесгефзупменб кбй меиеопнфб фзт бхфпх бгбипфзфпт ек фпх мз пнфпт ейт фп ейнбй рбсбгей кбй дзмйпхсгей фб ухмрбнфб бпсбфб фе кбй псбфб кбй фпн ео псбфпх кбй бпсбфпх ухгкейменпн бнисщрпн («так как благой и сверхблагой Бог не удовольствовался созерцанием самого себя, но по избытку благости благорассудил, что надлежит возникнуть тем, которые будут облагодетельствованы и причастны его благости, то он приводит из не-сущего в бытие и создаёт всё зримое и незримое, и человека, составленного из зримого и незримого») («Точное изложение православной веры» 2.2).
Таким образом, по мысли Иоанна Дамаскина, Бог сотворил универсум и человека потому, что не удовольствовался самосозерцанием, созерцанием самого себя: абсолютное Благо не может быть инертным, косным и пассивным; абсолютное Благо не может не одарять; абсолютное Благо не может не благотворить.

*3  Такая подчёркнуто интеллектуалистская установка, вживленная в ткань теологии и антропологии, восходя в конечном итоге к Пармениду и Аристотелю, сильно контрастирует с установками, порождёнными тем мирочувствием, которое было свойственно, скажем, Фоме Кемпийскому, Франциску Ассизскому и любимому ученику Христа.         
Ср. «О берилле», 3.
*4  Ср. Коран 85.13.

*5  Как тут не вспомнить Г.Р. Державина!

       «Поставлен, мнится мне, в почтенной
        Средине естества я той,
        Где кончил тварей ты телесных,
        Где начал ты духов небесных
        И цепь существ связал всех мной.
                *
       Я связь миров повсюду сущих,
       Я крайняя степень вещества;
       Я средоточие живущих,
       Черта начальна божества…»

*6  Эта формула – вариация на тему Аристотеля, который, противопоставляя потенциальное и актуальное, обособлял друг от друга «существующее в возможности» (фп пн фзй дхнбмей) и «существующее в действительности» (фп пн фзй енесгейбй) и считал, что сущее в возможности способно стать сущим в действительности под влиянием существующего в действительности. В философии Николая, как и, к примеру, в философии Фомы Аквинского, значима аристотелевская ось «возможность – действительность» (з дхнбмйт – з енесгейб, potentia – actualitas), вживлённая здесь, как видим, в ткань антропологии и ноологии. (См., например, Аристотель «Метафизика», 12.2.)

*7  См. работу Николая «О ви;дении Бога» (De visione Dei). Уточняя мысль Николая, укажем на то, что изначально человек был помёщен в раю для того, чтобы «возделывать его и охранять» (есгбжеуибй бхфпн кбй цхлбууейн, operari et custodire eum) (Книга Бытия 2.15).   

*8  Подчёркивая идею свободы человека, Николай предстаёт пред нами истинным учеником раннего Августина и Ансельма Кентерберийского.

*9  То есть если бы устоял и не поддался искушению дьявола.

*10  Онтологический статус «смертный» (mortalis), как видим, соседствует здесь с гносеологическим статусом «незнающий» (ignorans): смертность и незнание – спутники человека на уровне «конечного сущего».

*11  Категоричность этой формулы лишний раз подчёркивает метафизическое дерзновение Моисея, воскликнувшего некогда, обращаясь ко Богу: дейопн мпй фзн уебхфпх дпобн, ostende mihi gloriam tuam («Покажи мне славу Твою!»)  (Книга Исхода 33.18).

*12  его – то есть человека.

*13  «Тварь» (фп рпйзмб, creatura) обновлена sub Pontio Pilato, произошло то, что Псевдо-Дионисий Ареопагит выражал понятием п бнбкбйнйумпт («обновление»), renovatio, и отныне следует говорить о «новой твари» (creatura nova, з кбйнз кфйуйт).

*14  Трагизм «существования» по «закону природы» (lex naturae) заключается в том, что propter peccatum primi parentis, из-за греха прародителя земля оказалась ерйкбфбсбфпт («проклята»), maledicta (см. «Книга Бытия» 3.17).

*15  Гносеологическое сопоставление «чувственно воспринимаемые [вещи] – интеллектуальные» – сопоставление, берущее своё концептуальное начало в русле платонизма; и, кладя на одну чашу философских весов [фп] бйуизфпн («чувственно воспринимаемое»), а на другую – [фп] нпзфпн («умопостигаемое»), Платон, платоники и неоплатоники всячески подчёркивали идею аксиологического примата второго над первым. 

*16  Повествуя о «всеобщем Спасителе» в контексте учения о «реформировании божьего народа», христианин Николай из Кузы, разумеется, вовсе не противопоставляет «закон» (п нпмпт, lex) и «благодать» (з чбсйт, gratia): закон дан богоизбранному народу, благодать же распространяется на всех. Gratia non tollit naturam. Благодать не отменяет природу.

*17  См. «Евангелие от Иоанна» 1.15.

*18  Ср. «Евангелие от Иоанна» 1.14.
 
*19  См. «Евангелие от Матфея» 3.17.

*20  Ср. «Евангелие от Иоанна» 1.12.

*21  Столь простодушное вопрошание словно бы требует карамазовского ответа.

*22  Как подчёркивал комментатор (Псевдо)-Дионисия Ареопагита Максим Исповедник, Христос явился в мир мечсй убскпт бмбсфйбт дйчб («ко плоти без греха»); для Николая же идея sine concupiscentia carnis («без вожделения плоти») важна ещё и потому, что для немецкого кардинала неприемлема идея многожёнства Магомета…

*23  Ср. «Евангелие от Иоанна» 1.18.   

*24  Ср. «Евангелие от Иоанна» 14.6.

*25  Эта формула вполне могла бы проиллюстрировать некоторые метафизические построения Платона, платоников и неоплатоников, и в этом с нами согласились бы Немесий Эмесский и Псевдо-Дионисий Ареопагит.

*26  Was die Osterfeier betrifft, то следует подчеркнуть, что древнегреческое рбучейн («страдать, претерпевать» (inf.), (латинское pati (inf.))) созвучно древнееврейскому ;;; (песах, или, если угодно, п-с-х), – отсюда и возник умозрительный и значимый в русле религиоведения и философии религии термин «панпасхизм», выражающий идею всестрадания Богочеловека, qui sub Pontio Pilato passus et sepultus est. Et il ressuscita le troisi;m jour selon les ;critures; and ascended into heaven. При всём том различном смысле, который иудаизм и христианство вкладывают в идею Пасхи, необходимо указать на то, что сравнительно позднее греческое фп рбучб, заимствованное эллинским миром из семитских источников и, как мы отметили, обладающее при этом фонетическим сходством с глаголом рбучейн («страдать, претерпевать»), отсылает нас к таким важным и имеющим долгую предысторию философским понятиям, как фп рбипт («страсть, волнение, аффект, страдание, несчастье…» ) и фп рбизмб («претерпевание, страдание, страдательное состояние…» ). Филология привносит в умозрительную метафизику свои дополнительные смыслы – и исход еврейского народа из Египта и cruciatio Salvatoris («распятие Спасителя») обретают истинно эллинский, овеянный духом платонизма оттенок.

*27  Ср. «Послание к Римлянам» 3.24.

*28   Интересно, что, к примеру, Григорий Нисский видел в главном антагонисте Бога «изобретателя зла» (п ехсефзт фзт кбкйбт) («Большое огласительное слово», 26). Hoc modo diabolus inventor mali est.

*29  «телу Христову» – то есть Церкви.

*30  См. работу Николая «О ви;дении Бога» (De visione Dei).

*31  «сын божественной благости» (filius divinae bonitatis) – знаменательная формула, коротко и ясно характеризующая Богочеловека.
 
*32  Интересно, что, по Платону, «истина» (з блзиейб) – это одна из трёх идей, с помощью которых можно изсехубй, ухватить, уловить Благо. (См. «Филеб», 65a.) 

               
                *

                Перевод с латинского и примечания Ю.Е.С.
                31.10.2020.



 
      
 


   


Рецензии