Топляк
Воспоминания капитана Благодатова Л.Е о встрече с топляком.
9 мая 1985 года произошла первая встреча с топляком в моей практике. Я был капитаном судна, наш «Метеор» шел рейсом Саратов – Куйбышев (Самара). В Сызрани произвели высадку пассажиров. Вышли из канала, направляемся на просторы реки, развиваем обороты двигателей, выходим на крыло. И вдруг сильнейший удар! Наш Метеор чуть клюнул носом и сбросил скорость. Все ясно, мы врезались в топляк!!!
Поясняю, что такое топляк. Им может быть бревно, которое оторвалось от плота, чаще, при волнении или шторме. Много их образуется в местах, где находятся плоты в ожидании погоды или выгрузки. Обычно топляки пропитываются водой, тяжелеют, погружаются на глубину в полтора и более метров, и плывут, скрываясь под водой, представляя большую опасность для всех речных судов, но особенно для судов на подводных крыльях, таких как «Ракета», «Метеор». Они часто попадают и могут погнуть лопасти гребного винта или перо руля, вывести судно из строя.
А я тут же посылаю рулевого моториста с багром на посадочную площадку, пытаемся самостоятельно освободиться от назойливого пришельца, который врезался торцом в стальное крыло машины настолько крепко, что багор не помогает, маневрируем, даем задний ход, разворачиваемся вправо, влево, но и они не дают положительного результата. О случившемся пришлось по рации доложить на пристань Сызрани и возвращаться в водоизмещающем состоянии. Подошли к дебаркадеру, включили оба двигателя на полную мощность, дали задний ход. Чтобы благополучно избавиться от бревна, заранее приготовили удавку из швартового каната, которую необходимо было закрепить на бревне под водой, а свободный конец на дебаркадере. Понимали, что погружаться придется в холодную майскую воду. Вызвался помочь молодой пассажир судна. Он очень быстро справился с задачей и вернулся из воды.
БУФЕТЧИЦА НАДЯ ОТБЛАГОДАРИЛА ПАРНЯ СТАКАНОМ ВОДКИ С ЗАКУСКОЙ. А Я ПОЖЕЛАЛ ПАССАЖИРАМ ДОБРОГО ПУТИ, ОБЕЩАЛ ПРИЙТИ В КУЙБЫШЕВ (САМАРУ) ПО РАСПИСАНИЮ!
Свидетельство о публикации №220103100263