Иллюстрации к семейной истории

Михайла - родоначальник рода.

Михайла, молодой священнослужитель при царском доме в Византии, с наказом идти в далёкую страну Россию и нести слово Христово получил благословение на паломничество с русскими купцами. В пути он должен будет выучить русский язык, узнать обычаи русские.

Сначала он шёл с купцами, потом с встретившимися ему паломниками. За годы странствий он хорошо выучил язык русский, много добрых дел по пути делал. Пока не было ему знака или желания остановить путь свой. Встречались хорошие монастыри, приличные приходы, умные священники, готовые отдать свой приход молодому, добрые девицы, готовые принять Михаила или пойти за ним, но нет знака: твоё, пришёл. И утром он уходил дальше. Однажды прожил больше месяца в семье молодого помещика, учил его латыни, греческому, разговаривали на разные темы, тот даже советовался с ним по многим хозяйственным и семейным делам. Но понял посланник на труд во имя Господа, что это наступает тихая спокойная жизнь, что затягивает такая жизнь, льстит его самолюбию. Он резко принимает решение – уходить. Идти туда, где он необходим. Где будет нелегко, но это будет то, ради чего он пришёл. Проходили, в день его решения, странники через поместье это. Только зашёл сказать барину «прощай», и с маленьким русским узелком присоединился к странникам. По дороге узнал, что они возвращались с паломничества. Шли не спеша, где приходилось останавливаться на ночлег, оставались и на день-два, нужна была помощь приютившим их: переделывали все срочные дела, косили, копали, подстраивали, перекрывали крыши,- отрабатывали приют.
* * *
Постепенно путешествующих становилось меньше; доходившие до родных мест, отходили от группы и оставались дома. Иногда заходили к ним и тоже помогали. Дошли к очень позднему осеннему вечеру до лесной опушки. Михаил уже думал: в лесу ночевать придётся. Но вот журчание ручейка, по-над берегом которого шли, несколько затихло, это уже речка теперь. Заметный облегчённый вздох ведущего, и тропинка оказывается шире. И запах жилья. Подбежала собака, не подходя близко, понюхала воздух и убежала. Через малое время замерцал огонёк. Подошли к обработанной земле. Их встречал священник со свечой, возле него стояла собака. Ведущий странников здоровается. Тихо, кратко говорит, кого ведёт; встретивший приглашает всех в дворик свой. Собака стояла молча и только каждого обнюхала, потом ушла за хозяином.

Михаил подумал, что здесь воздух особенный, что встретили их, как будто знали, что придут, и не только потому, что напоили молоком и чистое душистое сено было как пушистая кровать. Осень, запахи сочные, новые для него.

Утром увидел большую семью. Заволновался. Появилось предчувствие, что пришёл. Пошли в церковь на службу.

Церковь новая, только что построена тщанием и иждивением прихожан. Престолов в ней три: в настоящей - во имя Пресвятой Богородицы, в приделе с северной стороны – во имя архистратига Михаила, память 8 ноября, с южной – во имя пророка Илии. Приход состоял из пяти селений. Во время службы Михаил молился в приделе во имя архистратига Михаила, сегодня день памяти его, и решил, что он пришёл.

Вышел после службы на воздух и увидел: белое всё вокруг, не просто белое, но сияющее и сверкающее на солнце. Снег. Тишина. Михайла шёл в дом к священнику, сказать, что хочет остаться здесь...

И вот Михайла живет в этом селе. Он оставался в семье старенького местного священника, который хотел отдать за него дочь свою и собирался место свое Михайле уступить за старостью своею. И тут случилось, что поезд антиохийского патриарха Макария проходил через их село, свита сделала остановку: ножки патриаршие размять, тут Михайла с ними и заговорил, удивились местные. На рукоположение Михайлы во священника в храм собрался весь местный люд. Так и пошел священнический род Михайлы с благословения патриарха Макария.

Потом старый Михайла передает место свое сыну Марку с наказом и установкой на службу: даст наставления сыновьям, особенно младшему Марку, роду его, завещает библейско-житейские советы детям и внукам своим и успокоится.


Рецензии