Самый известный цыган

Николай Сличенко — советский и российский актер, режиссер, певец. Он стал единственным цыганом, удостоившимся звания народного артиста СССР. Его любили не только обычные зрители, но и члены советского правительства. Талант Сличенко особенно ценил Леонид Брежнев. И сегодня театр «Ромэн», возглавляемый Николаем Алексеевичем уже более 50 лет, остается единственным цыганским театром в мире.

Николай Алексеевич Сличенко родился в декабре 1934 года в Белгороде в семействе оседлых цыган-сэрвов, где, кроме него, подрастали еще четверо детей. Когда Николаю шел 7-й год, грянула Великая Отечественная война, опалившая жизнь юного Сличенко навсегда. На глазах мальчика фашисты расстреляли отца. Горе, боль, голод и разруха — незабываемые детские впечатления Николая Алексеевича.
После окончания войны семейство Сличенко надолго остановилось в колхозе под Воронежем. Наравне трудились и взрослые, и дети. Мирная жизнь возрождалась, а вместе с этим и желание петь и плясать. У юного цыгана Николая Сличенко это получалось лучше, чем у остальных. Не раз парень слышал о себе, что такому таланту нельзя дать пропасть, надо бы отправить мальчика в «Ромэн».

Этот единственный в Советском Союзе цыганский театр, у истоков которого стоял сам Анатолий Васильевич Луначарский, начал чаще появляться в мечтах юного артиста. В конце концов, мысль стала материальной: в 16 лет парень был принят в «Ромэн». В том же 1951-м и началась творческая биография Николая Сличенко.
Руководитель театра Михаил Яншин даже не предполагал, что этот артистичный смуглый паренек когда-то сменит его и станет народным артистом СССР.
Однако до этого был долгий путь. На момент прихода в «Ромэн» Николай Сличенко стал самым младшим артистом труппы, но очень быстро он выучил наизусть тексты мужских ролей из театрального репертуара. Вскоре Николаю, выступавшему в массовке, начали доверять заметные роли.

Личная жизнь Николая Сличенко дважды претерпевала изменения. В молодости актер увлекся своей коллегой по театру «Ромэн» Сетарой Ахмедовной Казымовой, которая позднее перешла в ансамбль «Буревестник». В 1952 году девушка стала женой артиста. В первом браке, который продлился 8 лет, родился сын Алексей Сличенко.

В начале 60-х годов Николай повторно сыграл свадьбу. Второй женой Сличенко вновь стала артистка театра «Ромэн» Тамилла Суджаевна Агамирова, которая позднее получила звание народной артистки РСФСР. В 1963 году родилась дочь Тамилла.

Девушка пошла по стопам родителей. Одно время Тамилла Сличенко жила в Нью-Йорке, куда уехала получать образование. Она хотела всего добиться сама, без помощи родительской фамилии. Прожив несколько лет на Западе, Тамилла вернулась в Москву и сегодня работает в театре «Ромэн». Третьим из детей Николая Сличенко стал сын Петр Сличенко.

Семья Николая Сличенко со временем пополнилась пятью внуками, один из которых — Николай Сличенко – младший — участвовал в телешоу «Фабрика звезд – 3», а позднее окончил ГИТИС.

Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой его поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.

Так Николай Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу принесшей артисту признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре ему предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Сличенко сыграл блестяще. Вместе с ним на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.

С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом ему досталась роль возрастная — дедушки в спектакле «Плясунья».

Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Он попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.

В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказался Василь в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке “Макрель”».

Николай Сличенко сыграл в родном театре десятки ролей. В качестве режиссера поставил множество спектаклей, самые яркие из которых — «Мы — цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Птицам нужно небо» и «Графиня-цыганка».

Особое место в творческой биографии Сличенко занимает песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились в исполнении певца композиции «Письмо матери», «Очи черные», «Ах, ручеек, ручеек» и «Гитара семиструнная».

Широкая известность пришла к Николаю Сличенко после появления на экране. В фильмографии артиста не так много ролей в кино, так как театр в его творчестве доминировал. Однако эти киноработы достойны внимания.

Впервые на большом экране Сличенко появился в 1958 году в картине совместного советско-югославского производства «Олеко Дундич», описывающей деятельность сербского революционера против белогвардейцев. Николай Сличенко исполнил роль цыгана. В фильме также сыграли Валентин Гафт и Михаил Пуговкин.

В этом же году артист засветился в киноповести «Трудное счастье», где опять исполнил роль соотечественника. Сюжет охватывал события Гражданской войны, главного героя — цыганенка Николая Нагорного, который отбился от табора, сыграл молодой Михаил Козаков. В 1960 году состоялась очередная встреча звезды цыганского театра со зрителями с экрана кинотеатров. На этот раз Сличенко появился в фильме «В дождь и в солнце».
Следующую роль Николай получил в 1967 году. Уже популярного актера утвердили на роль красного конника Петри в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Фильм принес создателям успех, заняв 2-е место в прокате года, а через год на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила премию в номинации «Лучший комедийный ансамбль года».

Фильм разобрали на цитаты, фото актеров, снявшихся в кинокомедии, — Владимира Самойлова, Людмилы Алфимовой, Евгения Лебедева, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина, Николая Сличенко еще долго украшали обложки журналов о кинематографе.

В 1972 году состоялась премьера музыкального фильма «Мой остров синий», где Николай Сличенко выступил режиссером и исполнителем главной роли. В 1986-м артист участвовал в создании фильма-спектакля «Мы — цыгане», где снялись также все актеры театра «Ромэн». В 1998-м Сличенко в последний раз появился на большом экране в музыкальной картине «Военно-полевой романс», созданной в формате «Старых песен о главном». Выпуск был посвящен песням, звучавшим на дорогах войны.

В начале декабря 1998 года на столичной Площади звезд появилась именная звезда Николая Алексеевича Сличенко. Это событие оказалось ярким подтверждением всенародного признания таланта артиста и праздником для цыган.

В ноябре 2017 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы — цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка уже официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя. Николай Сличенко, постановщик спектакля, и сейчас участвует в нем в качестве исполнителя ведущей роли.
Артист преодолел кризис, связанный с ухудшением здоровья, который произошел с ним летом того же года, и продолжил выступать с любимой труппой. О других болезнях мастера журналистам ничего не известно. До сих пор Сличенко сохраняет достойную своего возраста форму и стать — при росте 183 см его вес достигает 85 кг.

Николай Сличенко, несмотря на возраст, остается в форме. Новости из его жизни по-прежнему связаны с родным театром «Ромэн». О мероприятиях творческого коллектива поклонники узнают со странички в «Инстаграме», где размещены видеоматериалы с концертов, фото артистов.

В конце 2019 года в театре «Ромэн» состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию его художественного руководителя. Актера и режиссера пришли поздравить не только артисты творческого коллектива, друзья и родственники, но и звезды российской эстрады. Среди гостей вечера были Ольга Янковская, Николай Сергиенко, Лев Лещенко.

В начале 2020 года в эфир вышла программа «Привет, Андрей!», гостем которой стал юбиляр Николай Алексеевич. В эфире выступила и дочь маэстро Тамилла Сличенко. Она рассказала о жизни семьи и дальнейшей судьбе сына Николая, который после участия в «Фабрике звезд» решил заняться саморазвитием и увлекся философией.

Фильмография
1958 — «Олеко Дундич»
1958 — «Трудное счастье»
1960 — «В дождь и в солнце»
1967 — «Свадьба в Малиновке»
1969 — «Похищение»
1972 — «Мой остров синий»
1986 — «Мы – цыгане»
1998 — «Военно-полевой романс»


Рецензии