Глава 12. Каждому свое

Глава 12

Каждому-своё

СКИФЫ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ

       Тирайя теперь не разлучалась с Лимирой. Они даже спали в соседних залах. У девушки будто что-то умерло внутри, она ничего больше не хотела, ничему уже больше не удивлялась. Немного оживлялась, лишь когда царица рассказывала ей о далеких-далеких временах, когда на Земле обитали древние боги. В ее племени тоже велось летоисчисление, хранилась и пополнялась его история. Занималась этим Зоэра. Она отдавала готовые тексты чеканщикам, а те наносили письмена на медные пластины.

       У колдуньи были два огромных сундука с этими пластинами. И только одной-единственной – Лимире – она позволяла их читать, предварительно обучив грамоте. Девушка помнила тексты почти наизусть. Во многом они и рассказы царицы совпадали. Теперь всем этим, конечно, занимается ее ученица и преемница Тея. Странно, но Лимире было совсем нетрудно произносить ее имя, а имя Ортэй для нее больше не существовало.

       Лимира пыталась вникнуть во все, чему учила ее царица, но не особенно успешно. Впрочем, любая учеба всегда давалась ей с трудом. И мать, и сестры ругали ее за это, но она ничего поделать не могла. Ей было просто неинтересно. Она всегда больше любила мальчишечьи забавы – стрелять из лука, бросать копье, скакать на коне по степи. Лучше многих мужчин владела мечом. Именно это занятие и послужило началом всех ее несчастий. За тренировкой с парнями и заметил ее старый вождь.

       Растрепанная, раскрасневшаяся, в прилипшей к телу рубашке она показалась ему такой прекрасной, что уже вечером в ее шатер принесли богатые дары и известие, что вождь Рунвир берет Лимиру в жены. Для семьи это была большая радость, поскольку, породнившись с вождем, все ее члены могли иметь особые привилегии и не опасаться за свое будущее.

       А Лимиру будто ударили по голове. Это означало, что их с Ортэем мечте не суждено было сбыться. Дело в том, что за невесту полагался большой выкуп, а Ортэй был совсем не богат. И привести жену надо было в новый шатер, который, хоть и ставился своими силами, но шкуры надо было докупать, лес возить, а еще сытно кормить все участников стройки. Их надежды были на зимний поход в богатые Южные Земли, где Ортэй рассчитывал добыть много золота и серебра. Тогда по весне они смогли бы быть вместе.

       Известие о скорой свадьбе Лимиры сразило бы и любимого, будь он рядом. Но он был в походе. А вождю не терпелось получить молодого мяса, как он сам любил говорить. У него уже были три жены. Последнюю он взял два года назад. Что-то быстро она ему наскучила, удивлялась тогда Зоэра. Рунвир был, хоть и не стар, но сильно ленив. Все его заслуги остались далеко в прошлом, а сейчас этот жирный кабан мог только отдавать распоряжения. Но, надо признать, правил мудро, хоть и жестко. Знал, где что ухватить, и при нем племя не бедствовало, не вело бессмысленных войн, не переезжало то и дело с места на место. Поэтому ему многое прощалось. Лимира с Зоэрой уже подготовили побег, но пришел первый караван с добычей воинов и принес известие, что сами они идут следом с остальным грузом. Надо было только ждать. Лимира, по совету Зоэры, прикинулась больной.

       Надолго это не помогло. Вождь, горя от желания, назначил день свадьбы. Лимира прошла через обряд невесты и саму свадьбу, словно во сне. Завтра должен был вернуться Ортэй. Значит, осталась только одна ночь, ее брачная ночь с вождем. Надо было как-то пережить ее. И тут на помощь снова пришла колдунья.

       На пиру она подсыпала в напиток вождя какое-то зелье, чтоб не смог он овладеть новой женой. А по прибытии Ортэя они сразу убегут. Колдунья уже приготовила для них в лесу захоронку со всем необходимым. Кто же знал, что этот сластолюбец примет огромную дозу иноземного синего порошка, чтобы удивить мужской силой юную деву. И когда ее, одетую только в серебряное ожерелье и собственные завитые локоны, привели к брачному ложу, он уже весь посинел и хрипел, захлебываясь розовой кровавой пеной.

       Так она в один день стала и женой, и вдовой. За суетой со смертью вождя о ней забыли. Лимира сидела возле шатра своего супруга, поставленного на самом высоком месте, и еще в темноте увидела цепочку далеких огней. Это возвращались воины, возвращался Ортэй. У нее отлегло от сердца. Но, оказывается, радовалась она рано.

       По совету старейшин, собранном прямо с утра, ей предстояло отправиться в Лунный Мир вместе с вождем. Значит, в день похорон ей дадут выпить чашу яда, и очень скоро она умрет. Страшную весть принесла Зоэра, и Лимира, заливаясь слезами умоляла помочь с побегом. Но Зоэра отговорила, убежать сейчас было невозможно. Лимиру уже должны готовить к погребению, проводя особый ритуал, Значит, хватятся ее немедленно. И воины в погоне начнут соревноваться в доблести, пытаясь занять место нового вождя. Шансов не было.

       Но хитрая старуха придумала свой очень дерзкий план, но если все удастся, их никто не хватится. По крайней мере, Лимиры. Ну, а Ортэй как мужчина мог позволить себе некоторые вольности, охоту, например. Так что у них была бы большая фора. Или Ортэя вообще сочли бы погибшим и искать не стали.

       Колдунья под каким-то предлогом увела  любимицу в лес и организовала встречу с Ортэем. Все обговорили и немного утешились. Ведьма отправилась готовить зелье, Лимира на ритуал, а Ортэй на постройку последнего пристанища вождя.

       Лимира не понимала, что могло пойти не так. Тирайя открыла ей глаза и лишила иллюзий. Поэтому Лимира не собиралась оставаться здесь навсегда. У нее были другие планы. Прощать бывшему любимому гибель Зоэры она не собиралась. Все остальное ей было не нужно. Но, рассказывая обо всем, Тирайя пока не научила ее перемещаться в любую точку, а без этого шансов выбраться на Землю не было. Лимира ждала.

       Однажды царица привела ее в чудовищных размеров грот, наверно, единственный здесь имеющий дверь. Огромная скала каким-то образом отъезжала в сторону, открывая узкий коридор.  А уже из него открывался сам грот. Круглое куполообразное помещение явно создавалась руками людей,.. или чуди. И свод, и стены украшены дивной резьбой. Кое-где попадались письмена, знакомые девушке. Лимира разглядывала грот, а Тирайя ждала, когда она увидит главное. И она увидела.

       Грот был плотно заставлен высокими чашами, почти в человеческий рост. Они шли рядами. В привычно тусклом свете больше ничего различить было нельзя. Женщины шли по широкому проходу к ступенчатому возвышению. На нем располагалась какая-то скульптура. Подойдя к постаменту, царица склонилась к узкому желобу в тускло блестящем полу и что-то проделала. По желобу в обе стороны пробежал веселый язычок огня и скрылся за чашами, оставив в желобке маленькое голубое пламя. По стенам и нижнему кругу купола сами собой вспыхнули тысячи светильников. В ярком свете Лимира увидела, что все здесь было из золота.

       И стены, и купол, и даже пол из золотых плит. Чаши оказались из серебра с вычерненными узорами. Тирайя поманила ее за собой, поднимаясь по ступеням. Завороженная девушка шла за ней к золотой фигуре. Отсюда стало видно, что чаши доверху наполнены драгоценными камнями. Это было настолько неправдоподобно, что Лимира протерла глаза. Видение не исчезло. Тирайя улыбалась.

       - Зачем все это? – Только и смогла произнести Лимира.

       - Не знаю. Чудь всегда добывала сокровища, а грот принадлежал богам. Чудь его просто нашли и приспособили под хранилище. Эта статуя тоже была здесь. – Лимира повернулась.

       Статуя немного выше ее, обычная нагая женщина. Вот только стопы и кисти рук неприятно напоминают птичьи лапы, и не совсем человеческое лицо. Голова сильно вытянута назад, большие раскосые глаза, крупный острый нос и сильно выдающаяся вперед челюсть. Да, красоткой ее не назовешь.

       Лимира прикоснулась к холодному металлу и обошла статую. Волосы странной дамы конусообразно стекали по спине, приоткрывая непонятные выступы на лопатках. Присмотрелась – да это же крылья! Ничего себе! Хотя похожие изображения были на пластинах Зоэры. А раньше девушка думала, что древние боги – красивая сказка. Тирайя сняла с головы статуи обруч, настолько прозрачный и тонкий, что Лимира, находившаяся рядом, его даже не заметила.

       - Смотри, это дар богов царице внутреннего мира – венец вечной жизни. Пока носишь его, время над тобой не властно. Если наденешь и не будешь снимать надолго, останешься такой же навсегда. И раны, и увечья, и болезни обойдут тебя стороной.

       - Но почему он тогда здесь?

       - Ты же видишь, я не молода. Я давно не ношу его.

       - Я не понимаю.

       - Подожди, - Тирайя надела обруч на голову Лимиры. – Идем отсюда.

       - Зачем он мне?

       - Поноси пока. Сможешь снять, когда захочешь. И тогда вернешь Эрвере, а она будет хранить дальше.

       Женщины вышли из грота, и скала встала на свое место. Быстрым шагом Тирайя неслась по коридорам. Лимира за ней еле успевала.

       - То есть, ты стареешь. Ты хочешь умереть? А как же я?

       - Я устала. Давно. Ничего больше не хочу. Но я не умру. А ты можешь пока поиграть во все это. Да и дивьим людям нужна царица. Собственно, просто чтобы просто была. Они мирные, с ними даже скучно. Поживи, девочка, в свое удовольствие, а потом поступай, как знаешь. Никогда не лишай себя возможности попробовать что-нибудь новое. Идем, перекусим. А переноситься в любое место ты можешь и сама. Пока только с обручем, а потом и так научишься. Надо только хорошо представлять то место, чтобы не попасть в беду. Обруч этот дает много возможностей.

       День или ночь, разобрать под землей невозможно, и Лимира скоро перестала пытаться определить время, ориентируясь лишь на потребности собственного организма. Проснувшись, как всегда, вызвала помощниц. Заметив на ее голове венец, они упали на колени. Девушка растерялась, а помощницы, тихо щебеча между собой, с колен не поднимались. Наконец, Лимира разозлилась и топнула ногой. Чудь вскочили и помогли ей с утренним туалетом. А потом она, как обычно, направилась к хозяйке, чтобы позавтракать.

       Ее не было ни в покоях, ни в тронном огненном зале. Нигде. Чудь не знали ничего. Или Лимира не сумела растолковать им собственное беспокойство, она еще только начала осваивать «птичий язык». В одиночестве Лимира гуляла по подземным лабиринтам и нечаянно оказалась на развилке. Откуда пришла и куда идти, определить не смогла. Чудь будто все попрятались. Испугавшись, заметалась по ходам. Нет, не оттуда пришла и не отсюда. Не знаю! Куда идти? Пробовала кричать, никто не появился. Расплакалась.

       Дура. Какая дура! Тирайя ведь что-то говорила ей. Представить! Лимира попыталась успокоиться, плакать перестала. Глядя в привычную жидкую темноту перед собой, представила свою маленькую пещерку. В следующий миг увидела пятнистый мех ложа и светильники возле него. Получилось.  Девушка ликовала. А что, если Тирайя узнает? Но ведь только на миг, только попробовать.

       И Лимира представила себе окраину леса и толстый ствол дерева, на котором они с Ортэем любили сидеть. Ее до костей пронизал ледяной порыв ветра, швырнувший в лицо горсть колючей снежной крупы. Она стояла у того самого дерева. Но оно было почти скрыто снегом. Вдали виднелись жидкие струйки дыма родных шатров. В груди защемило, глаза увлажнились. На Земле был вьюжный зимний день. Как много, оказывается, времени прошло. Она обхватила себя руками, пытаясь согреться, и сделала пару шагов по снегу. Нет, так не пойдет. Слишком глубоко. Попробуем по-другому.

       Прикрыла глаза и представила себя у кромки леса ближе к поселению. Распахнула их. Шатры гораздо ближе, даже видно пару фигур. Слева возвышалась запорошенная снегом небольшая гора. Раньше ее здесь не было. Курган, догадалась Лимира. Могила… Моя могила. И снова закрыла глаза не в силах смотреть на эту гору. В пещерке упала на шкуры и остановившимся взором смотрела в темноту. Неслышно вошла девушка чудь, принесла еду. Лимира отвернулась. Долго лежала без единой мысли, пока сон мягкой мохнатой лапкой ни прикрыл ей веки и не увел в то время, когда она была счастлива.

       Тирайя так и не объявилась. Чуди Лимира устроила целый допрос, но они отрицательно мотали головами и чирикали на своем. Лимира отметила только, что, едва завидев ее, все склонялись в поклоне. Наверно, венец, думала она. А однажды, скучая  на ступенях тронного зала, неожиданно заметила на берегу возле самой воды нечто сильно блестящее. Подошла поближе. Отблеск пламени огненной бездны отразился в одном из бриллиантов любимого ожерелья властительницы подземелья. Девушка подняла его. Все правильно. Тирайя не умерла. Она ушла. Сделала шаг в этот бушующий раскаленный ад. Лимира надела горячее ожерелье.

       - Спасибо, Тирайя, за подсказку. Когда-нибудь это сделаю и я.

       Молодая царица плакала у воды. Как обычная девчонка из дикого племени скифов.

                16.01.20


http://proza.ru/2020/10/31/608


Рецензии
Так вот кто повстречался нашему герою! Возможно, Хозяйка Медной горы тоже она.

Михаил Сидорович   11.06.2021 06:55     Заявить о нарушении
А вот и нет! Но очень горячо!

Светлана Подзорова   11.06.2021 07:41   Заявить о нарушении