Маленькие Трагедии А. С. Пушкина и Моральные А 3

«Маленькие Трагедии» А. С. Пушкина и
Моральные Абракадабры 1991, часть 2, В, №1,

                «Моцарт и Сальери»: заключение, №1.

1
Местный конфликт несоизмеримостей, вызывающий шок и рождающий очередную «Трагедию».

1
«Безумец, расточитель молодой!...»  «СР» —   
«...Безумца, Гуляки праздного?..» «МиС»;

2
«Он грязь елеем царским напоит!» «СР»  —
«Мне не смешно, когда моляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля!» «МиС»;

3
«А по какому праву?..»  «СР» — 
«Где ж правота?..»  «МиС».

Видимо, хватит. Впереди ещё — Дон Гуан и Вальсингам.

2

В целом — музыка — это только, только и только экстатическая реакция на жизнь (весь спектр настроений), под единым общим знаменателем: любовь и интерес к жизни (где Смерть- это ещё один значимый аспект универсального феномена под названием ЖИЗНЬ). Где место Сальери? - Ему просто нет места.
SO:  “Сальери, который «разъял как труп музыку» абсолютно и необратимо не видит жизненного содержания и происхождения музыки. Всё заслоняет обиженное изнасилованное детское «Я», которое требует конфету за рабское послушание, закономерно само становится насилием, в 100 раз увеличенным, и будет скрытым ведущим всю последующую взрослую сознательную жизнь. Музыка для  Сальери предметна, познавательна, делается только в соответствии с законами — эзотерическими, для посвящённых, имманентными, то есть, недоступными для «тупой, бессмысленной толпы». В принципе,   Сальери — точное повторение примитивного предшественника Филиппа («СР»), где все мотивы вывернуты в средневековой дикости наружу («гордый холм..., царствую...моя держава...»). У извращенца
Сальери — тонкие издевательства: замученный и убитый натурщик Микеланджело, (Архангел Михаил) — грязь реальной жизни должна безропотно приноситься в жертву священной трупной пустоте «Музыки»  Сальери. (Центральная, порочная ошибка Сальери — рациональный анализ собственного экстаза, рациональный анализ неведомого восторга, как порождение бурой смеси из смертной жажды самоутверждения в жизни и холопского уважения перед божественной силой гармонии).

3

  Происходит переход от пассивно — порочного, «мирно» извращённого к активно преступному. Причина уже указана: принципиальная невозможность для Сальери выведения формулы, в которой объём и количество трудовых затрат — в числителе; любовь — в знаменателе. Этот знаменатель у Сальери отсутствует по определению. Моцарт вместо «трудов, усердия» от Бога получает увлекательное приключение (квест, трип) — музыка для Моцарта — НЕ ТРУД, разумеется, это выраженная любовь к жизни (Богу). SO:  Сальери груз достаётся по полной, и это даже вызывает некое сочувствие (всё-таки постижение «Теории Строгого Контрапункта» С. И. Танеева без интереса и любви иногда может сподвигнуть к мыслям о суициде — ровно как и все остальные виды научных специализаций, от медицины до юриспруденции), если бы не идея физического устранения оппонента.
Бесконечная прямая парадигмы творчества (личность, выраженная через метод) — игнорирование (неявный — неосознанный отказ от любви к себе (заинтригованность и жгучий интерес к жизни и другим вместо самого себя (становясь обезличенным — (только в собственных глазах))) «Я» замещённое, тайна жизни, отражающаяся в музыке и таинственная гармония в жизни, - с одной стороны;
И с другой стороны — вечное параноидальное движение по замкнутой, так как в центре подобно космической чёрной дыре - обиженное изнасилованное детское «Я», где как любая теоретическая схема, обязанная быть однозначно выведенной, и, следовательно, конечной в своём самоутверждении противостоит  принципиальной многозначности самой жизни.
(«...Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет»).


Рецензии