Властелин жизни

­Владыка земель обширных и богатых, имеющий над подданными неограниченную власть, слушал однажды своих приближённых. Они же докладывали ему, сколько дани собрали с покорённых соседних стран, сколько золота в казну пришло от торговых путей, сколько от портовых сборов и сколько собрали налогов. Говорили о тратах на военные и прочие нужды. Говорили о том, что Владыкой доволен народ, восхваляет его мудрость, силу и власть.

Владыка был доволен, слушая доклады приближённых своих. Был он доволен, когда слушал восхваления подданных, говорили они, насколько он велик, могуч и мудр. Был доволен, когда говорили, будто он подобен Богу. И есть власть Бога на небе, то у Владыки же вся власть на земле и всё зримое принадлежит ему.

Омрачили дух Владыки рассказом об одном человеке. Слышало множество людей, будто говорил он, что сам властен над своей жизнью и нет более хозяина ей. Возмутило это Владыку, считал он, что судьбы подданных в его руках, и по слову его всё решается.

Приближённые Владыки, увидев недовольство своего повелителя, захотели поймать наглеца и казнить его за дерзость. Но Владыка в самом деле был мудрым правителем, потому велел привести того человека к себе.

Прошло некоторое время и человек тот дерзкий был найден. Привели его к Владыке, поставили перед троном и силой заставили склониться в поклоне. Владыка пристально рассматривал его. Перед ним стоял взрослый мужчина, за плечами которого осталась беспокойная юность, он уже минул расцвет и зрелость, годы стояли на пороге старости, а с ней, как известно приходит либо мудрость, либо немощь ума и тела.

Владыка внимательно посмотрел в глаза этого человека. Тот ответил на взгляд повелителя. Смотрел без вызова и дерзости, при этом без смущения и робости. Смотрел спокойно и с достоинством, в его взгляде Владыка увидел сочувствие и понимание, которое свойственно только проницательному и мудрому человеку.

- Я уважаю твои годы и мудрость, взятую от жизни, потому ты можешь сесть. – Владыка указал на кресло подле своего трона. – Мне донесли, будто ты утверждаешь о власти над своей жизнью. Говоришь, что только ты ей хозяин. Так ли это?

- Всё верно, Владыка, ; с лёгким поклоном почтения ответил человек, ; тебе сказали правду.

- Тогда скажи мне, разве по моему велению тебя не могут убить прямо сейчас? Разве по слову моему не могут тебя возвеличить? Скажу я и будешь ты приближённым моим, скажу, будешь полководцем или поставлю тебя над казной своей. Скажу и будешь ты гнить в темнице до конца дней своих или обреку тебя и род твой на нищету и презрение. Разве не словом моим будет решена судьба твоя?

- Всё верно владыка, истинны слова твои, по твоему слову многое может произойти. Но властен ты только разрушать, но не властен созидать. Не владея своей жизнью, разве можешь ты владеть чужой, невозможно это.

На мгновение Владыкой овладел гнев, но не желая показывать этому дерзкому человеку свою слабость, он остановил его. Хотя возмущение клокотало в сердце, Владыка спокойно спросил – Ты смеешь утверждать, что я не хозяин своей жизни. Ты говоришь, что могу я только разрушать. Ты должен объяснить свои слова, иначе я и в самом деле разрушу твою жизнь.

- Ты можешь назначить мне быть полководцем, но это не моё место, я откажусь. Не стану я казначеем, не мой это труд, как ничто из предложенного тобой. Не сможешь ты мне дать то, что истинно нужно мне. Отказ мой рассердит тебя, никто не смеет отказывать Владыке, потому ты накажешь меня и разрушишь мою жизнь.

Если я соглашусь занять не своё место, данное тобой, то оно будет не в радость мне, а в тягость. Занятый не своим делом по принуждению, всё одно, что раб. Такой неволей ты разрушишь мою жизнь. И тем страшнее рабство это, что будет украшено золотом и властью.

Дано тебе только разрушать, Владыка.

- Что по-твоему тогда созидать жизнь?

- Можешь ли ты приказать поэту написать великое стихотворение? Можешь ли ты человеку в беде согреть сердце и успокоить душу? Можешь ли ты, потерявшему веру, вернуть её? Можешь ли ты словом своим прекратить ненависть в сердцах? И самое важное – будут ли по слову твоему любить?

Что-то хотелось возразить Владыка, с чем-то спорить. Но мудрость подсказывала молчать, поскольку только так можно понять сказанное ему. Опять гнев попытался овладеть им, но изгнал его Владыка, в гневе дела идут быстро, но оставляют горькое сожаление.

Посмотрел Владыка на этого загадочного человека. Он не увидел в его глазах торжества победителя или превосходства, которое бывает у выигравшего спор. Он не увидел насмешки. Только сочувствие и неведомая, непонятная сила лилась из глаз, от неё что-то происходило в сердце, вроде и сжимало его болью, но от этого было приятно и спокойно.

- Ты не сказал, почему считаешь, что я не властен над своей жизнью. Я хочу услышать это, говори.

- Ты не сможешь пройтись со мной по улицам города, поторговаться на базаре, посмотреть трюки лицедеев, поесть простой еды рядом с обычными людьми – ты Владыка. Ты не сможешь оставить свой дворец даже на день – ты Владыка. Ты не сможешь принять объятия простого человека, они оскорбят тебя – ты Владыка. И ты уже не сможешь перестать быть им, ты уже не хозяин своей жизни. Дворец, власть, казна, величие, слава поданные и слуги поработили тебя. Ты не хозяин себе ; ты Владыка.



Утром приближённые Владыки не смогли найти его в спальне, они обыскали все покои своего повелителя, они обшарили весь дворец, но не было у них результата. Владыка пропал.

Народ говорил, что видел поутру, шли два человека по дороге, ведущей из города. Говорили, что мирно беседовали эти двое.

Ещё говорили, будто после исчезновения Владыки на краю владений его появилось два мудреца. Славил народ их мудрость, ибо много они блага принесли людям.



                31.10.2020.


Рецензии