Старая дама

В городе  N была когда-то Садовая улица. На ней стояли уютные деревянные домики с резными ставнями. А на подоконниках цвела герань, пышная такая, розовая герань. А еще при каждом доме был фруктовый сад.
Ну, так теперь Садовой улицы больше нет. Вместо нее построили целый микрорайон из девятиэтажек и мусорных контейнеров, и всех жителей Садовой улицы переселили в эти многоэтажки. Она, правда, этого не хотели, но что им было делать… И все это безобразие прозвали Десятым Нефтяным проездом.
Но присмотритесь получше! Вот, вот, видите? Стоит посреди этих высоченных домов маленький кирпичный домик, обнесенный забором, увитым диким виноградом. Хотите узнать, кто там живет?
А там живут очень пожилая черепаха Тереза, болонка Пуся и кошка Капа. А при них проживает старая дама. Она единственная категорически отказалась переселяться в многоэтажку, хотя ей и предлагали шикарную однокомнатную квартиру на седьмом этаже.
«А куда я дену моих друзей? Что с ними будет? И потом, я очень боюсь лифта. Нет-нет, - отвечала старая дама на требования комиссии переселиться в новое жилище. – Вот умру, тогда и решайте, что вам делать».
Тогда ей отключили электричество, воду и отопление. А газа у нее вообще не было, она его боялась. Покупала дрова и топила камин и печь на кухне. В общем, комиссия дала старой даме месяц сроку и к тому же пригрозила ей судом.
«Как вам угодно, - храбро заявила старая дама. – А сейчас, будьте добры, оставьте нас в покое».
Пока что домик и его обитатели остались на месте.
А дальше случилось вот что. Однажды девочка Саша шла из магазина. В сумке у нее был батон и четыре сахарных плюшки. Саша размахивала этой сумкой и даже чуть-чуть пританцовывала. Ну скучно ей было идти просто так. А когда она поравнялась с домиком, который никогда прежде не видела (она с родителями переехала сюда неделю назад), то услышала, как кто-то хорошо играет на рояле.
Девочка решила посмотреть, что же там, во дворе, делается. Но Саша была маленькая, а забор высокий. Тогда она положила на землю кирпич, на кирпич поставила большой камень, и взгромоздилась на эту пирамиду. И тут Саша шлепнулась на землю. Что-то хрустнуло у нее в плече, и она заорала от боли. А во дворе залаяла собака и замяукала кошка. Тут отворилась калитка, и из калитки вышла старая дама.
«Дитя мое, что с вами?» – спросила старая дама.
«Рука, рука! Я упала! Я хотела только послушать!» - вопила Саша .
«Так, быстро в дом!  - сказала старая дама и повела Сашу в комнату. – Где болит?» – спросила она.
«Вот здесь, где плечо!» - плача, сказала Саша.
«Здесь, да?» - уточнила старая дама. И вдруг (о ужас) дернула Сашу за руку изо всех сил. Саша заорала от боли… Но внезапно замолчала, потому что боль куда-то подевалась, будто ее и не было.
«Ну вот и все, дитя мое. Это был обыкновенный вывих. А через забор заглядывать нехорошо», - сказала старая дама и тут же улыбнулась: - «А не выпить ли нам чаю? И давайте, наконец, познакомимся. Меня зовут Ольга Александровна. А вас как величать?»
«Саша меня зовут», - смущенно ответила Саша.
«Ах, какое приятное совпадение, не правда ли? Ну так, я отправляюсь на кухню приготовить нам чай. У меня еще осталось немного настоящего индийского. А вы, Сашенька, осмотритесь пока, у меня много интересного», - сказала старая дама и удалилась на кухню.
Саша только сейчас поняла, что попала в какое-то странное, волшебное место. Везде не стенах висели куклы в старинных нарядах и шляпках. Лица у кукол были совсем как живые, глаза только что не моргали. И они так смотрели, что Саше стало немного страшновато.
«Ну как вам нравятся мои куклы?» - спросила старая дама, входя в комнату.
А Саша потеряла дар речи и только кивнула головой.
«Знаете, дорогая, ведь эти куклы меня кормят».
«Как это? Они еще и кормят вас?»
«Ну я их продаю. Надо же как-то жить… А пенсии я себе так и не заработала».
«Какие у вас красивые чашки!» - восхитилась Саша.
«Ах, у меня осталось только две из маминого сервиза, - сказала старая дама. – Но не будем о грустном.  Давайте пить чай. Берите печенье, я как знала, еще вчера испекла».
Саша осмелела и решилась спросить старую даму: «Ольга Александровна, а можно я завтра приду к вам с подружкой?»
«Да я только буду рада. Господи, я ведь целыми днями молчу. С моими питомцами много не поговоришь… Конечно, приходите! Я завтра испеку еще печенье. Надеюсь, вам оно понравилось. Знаете, Саша, я раньше обожала принимать гостей. Так, а теперь вам пора домой. Наверное, родители уже беспокоятся».
«Никто не беспокоится, - сказала Саша, -  Они на заработки уехали, а я с бабушкой живу».
«Тем более, не надо волновать бабушку», - сказала старая дама.
А на следующий день у калитки собралось десятка два детишек во главе с Сашей. Старая дама несколько опешила, а Саша пробормотала: «Я только Катьке все по секрету рассказала, она обещала никому не говорить, и вот, не выдержала».
«Ну что вы, Сашенька, я очень рада. Заходите, дорогие гости! Только, пожалуйста, не тискайте моих Пусю и Капу и не пытайтесь научить Терезу быстро бегать».
И все прошли во двор и расселись кто куда: кто на лавочке, кто на качелях, кто на ступеньки крыльца, а один мальчик сел на перевернутое ведро.
«Так что же мы с вами будем делать? Хотите, дети, я научу вас хорошо говорить по-английски?»
«Нет!!! -  заорали дети. – Мы учим, учим в школе этот английский, и ничего  не знаем!»
«А я вас научу. Я буду просто разговаривать с вами по-английски, а по-русски не буду. И вы даже не заметите, как начнете кое-что понимать. Согласны?» - спросила старая дама.
«Да! - закричали дети. – А давайте мы вам поможем! Что вам поделать?»
«Поделать?.. Да вот дрова бы порубить. Но вы ведь не сможете», - засомневалась старая дама.
«Сможем, сможем! Вы нам покажите как, а мы сможем!»
И тогда старая дама взяла топор и показала, как надо рубить дрова, да так ловко, что все дети только удивлялись.
И что вы думаете? Они очень быстро этому научились, и вскоре все дрова были сложены в поленницу под крышу сарая.
«А теперь мыть руки, и прошу всех к столу»,  – сказала старая дама по-английски. И почему-то все всё поняли и пошли в дом пить чай.
Прошло около месяца. Никто не трогал домик старой дамы.  А дети вдруг стали свободно болтать по-английски, и в школе недоумевали, в чем дело. Учительница английского языка вдруг поняла, что своего предмета она вообще не знает. А эти наглецы говорят по-английски  с лондонским  акцентом!
Однажды старая дама спросила: «Скажите, милые дети, вы знаете, кто такой Афанасий Никитин? Нет? А Марко Поло? Нет? Жак Паганель? Робинзон Крузо? А кто такой Циолковский, вы знаете? Нет?.. А вам знакомы такие книги: «Дети капитана Гранта»,  «Гиперболоид инженера Гарина»,  «Аэлита»? А «Конька-Горбунка» вы читали?  А «80 тысяч лье под водой»?  «Алые паруса»? «Джек Соломинка»?  А про страну Швамбранию вы что-нибудь слышали?»
«Нет», - отвечали несколько пришибленные дети.
«Бедные вы мои… Ну да ничего, Бог даст, мы с вами все наверстаем. Давайте будем читать вместе. Я зажгу зеленую лампу, и мы будем читать все, что вы хотите. А книг у меня много. Хотите?»
«Да…» - неуверенно ответили дети. Они ненавидели читать, но возражать не осмелились после того как старая дама назвала их «бедными».
А среди родителей этих вдруг ставших странными детей начались брожение и тревога. «Мой сын, представляете, вдруг ни с того ни с сего начал нас с женой называть на «вы» и почему-то вскакивает, когда кто-то из взрослых входит в комнату». «А моя занималась боксом, а теперь вяжет, плетет макраме, вышила портрет Моны Лизы, перестала носить дырявые джинсы и сама сшила себе платье». «А моя на олимпиаде по английскому заняла первое место!»
И вот кто-то из бдительных родителей поставил в известность комиссию по делам несовершеннолетних о том, что старая дама использует детский труд в корыстных целях. В один прекрасный день комиссия нагрянула к старой даме и стала предъявлять ей претензии.
«Вы не имеете никакого права обучать детей! – возмущалась толстая рыжая тетка.
«Это почему же?» - спокойно спросила старая дама.
«Потому что у вас нет диплома об образовании!»
«Отнюдь». - Этого слова никто из комиссии никогда не слышал. -  «Извольте прочитать», - и старая дама протянула молодому человеку в очках красивую красную папку.
Вот что там было написано: «Аттестат сей выдан княжне Ольге Александровне Приклонской в том, что она 9 лет обучалась в Смольном институте благородных девиц в городе Санкт-Петербурге и проявила отменные знания по всем предметам. Кроме того, она с отличием окончила курс сестер милосердия. Свободно владеет тремя языками, как то: английским, французским и немецким. За отличные успехи награждена личным шифром государыни императрицы. 13 мая 1917 года, Санкт-Петербург».
«Тут еще какая-то бумажка выпала», - сказал молодой человек в очках.
«А, это государство попросило у меня извинения, за то что я десять лет пробыла в лагере под Магаданом. Я, видите ли, оказалась какой-то шпионкой английской разведки. Вы знаете, я не жалею об этих десяти годах. Там, в лагере, я встретила столько замечательных людей и очень многому научилась. Например, как правильно чистить картофель, рубить дрова, топить печь, стирать белье и, в конце концов, просто выживать в любых условиях».
«Сколько же вам тогда лет? Что-то я не понимаю», - спросила рыжая толстая тетка.
«Я как-то не думала об этом. Много, наверное… Полагаю, больше ста. Надо как-нибудь подсчитать. А вашу комиссию совсем не волнует, что современные дети не умеют чистить картофель, рубить дрова, растопить печь, замесить тесто, заштопать носки? Учат, учат и никак не выучат ни одного иностранного языка, плохо говорят по-русски и совсем не знают таблицу умножения».
«Это не вашей компетенции,  - отрезала толстая рыжая тетка. – И к тому же, съехать вам придется. Вас все равно снесут.
«Уеду, уеду. Мне бы только пристроить своих друзей в хорошие руки. Я понимаю, что здесь уже более жить невозможно. Вот только с детьми расставаться жаль».
А на следующее утро, когда пришли дети, дом был уже пуст. Исчезли мебель, книги, рояль, куклы – ну абсолютно все. Девчонки плакали. А Саша нашла на подоконнике конверт. Говорят, что там было письмо от старой дамы, но никто, кроме Саши, так и не узнал, что же там было написано.
А потом приехал бульдозер и все раздолбал: и домик, и забор с диким виноградом, и фруктовый сад. Вскоре на месте домика старой дамы построили торгово-развлекательный центр под названием «Смольный».
Дети выросли и почему-то забыли все, чему их учила старая дама. Одна только девочка Саша ничего не забыла. Она закончила школу с золотой медалью и блестяще сдала экзамены в московский университет. Окончила его с красным дипломом и уехала в далекую африканскую страну преподавать русский язык. Саша читает тамошним детям сказки Пушкина, а еще рассказала им, что предком Пушкина был негр Ганнибал, так что теперь африканцы считают его своим национальным поэтом. А еще Саша вышла замуж за африканского короля. Вы не удивляйтесь, в Африке полно королей. Правда, этот король учился в Кембридже, но не смог закончить курс, потому что в Англии ему было очень холодно, и он вернулся домой.
Так что все у Александры хорошо. А дети в этой африканской стране на удивление хорошо говорят по-русски. Ах, если бы старая дама узнала об этом… Наверное, она была бы очень рада.


Рецензии