1920 февраль Котовский освободил Приднестровье

17 февраля 1920 г. Стамбул: турецкие депутаты вручают комиссарам Антанты «Национальный обет» - Турция пытается избежать оккупации

СИЭ:

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЕТ» — декларация независимости, принятая тур. палатой депутатов в Стамбуле 28 янв. 1920. Выработана на основе решений Сивасского конгресса обществ «Защиты прав» (1919). 17 февр. «Н. о.» был вручён верх. комиссарам держав Антанты в Стамбуле, но отвергнут ими. Вскоре (16 марта) Стамбул был оккупирован войсками Антанты, а палата депутатов разогнана.

17 февраля 1920 г.  Эстония: разоружается армия волнового героя Юденича

17 февраля 1920 г. вышло секретное распоряжение министра внутренних дел Эстонской Республики в отношении русской армии волнового героя генерала Николая Юденича (см. 18 июля 1862 г.с.с.). Армия интернирована и разоружена.

Валерий Шамбаров  «Белогвардейщина»:

«…Закулисные переговоры с большевиками шли уже в октябре, в разгар боев за Петроград. Армию Юденича попросту продали. Ценой её гибели Эстония купила себе право на суверенитет, еще не признанный ни одним государством. Обескровленные в боях, деморализованные отступлением, белые части прижимались подавляющими силами красных к эстонской границе. Вынужденные отступать на чужую территорию, они нашли здесь не друзей и союзников, а врагов. Русских стали разоружать и интернировать, загоняя в лагеря. Кормить солдат и офицеров Юденича Эстония отказывалась за дефицитом собственного продовольствия. Вчерашних союзников, еще недавно освобождавших Эстонию, загнали в концлагеря под открытым небом, в лучшем случае — с неотапливаемыми бараками. В лохмотьях, что на ком уцелело в боях, обовшивевших, держали впроголодь, без всякого медицинского обеспечения. Под конвоем эстонских надсмотрщиков гоняли на тяжелые работы — лесоповал, ремонт шоссейных и железных дорог.»

17 февраля 1920 г. Юг: белые отступают от Ростова и Таганрога в Крым

А.Деникин «Очерки Русской Смуты»:

17 февраля (1920 г.) генерал Сидорин отвел войска Северного фронта за реку Кагальник, но части не остановились на этой линии и под давлением противника отошли дальше. Дух был потерян вновь. Наша конная масса, временами раза в два превосходящая противника (на главном тихорецком направлении), висела на фланге его и до некоторой степени стесняла его продвижение. Но пораженная тяжким душевным недугом, лишенная воли, дерзания, не верящая в свои силы, она избегала уже серьезного боя и слилась в конце концов с общей человеческой волной во образе вооруженных отрядов, безоружных толп и огромных таборов беженцев, стихийно стремившихся на запад. Куда? Стратегия давала ответ определенный: армии должны задерживаться на естественных водных рубежах - сначала Дона, потом Кубани. Если не подымется дух казачий и не удержатся армии, тогда дальнейший отход войск, не желающих драться, по мятущемуся Кубанскому краю, имея впереди Кавказский хребет и враждебное Закавказье, вел к гибели. Необходимо было оторваться от врага, поставить между ним и собою непреодолимую преграду и "отсидеться" в более или менее обеспеченном районе. Первое время, по крайней мере, пока не сойдут маразм и уныние с людей, потрясенных роковыми событиями. Таким пристанищем был последний клочок русской земли, остающийся в наших руках, - Крым.

17 февраля 1920 г.  Мексика: родился знаменитый матадор Карлос Арруза

17 февраля 1920 г. в Мехико родился Карлос Арруза - мексиканский матадор, доминировавший на арене в свое время  и один из величайших матадоров планеты за все времена. Выступал с 1944 по 1953 г. в Испании как основной конкурент великого матадора Манолете. После гибели Манолете в 1947 г. на арене г. Линареса  - Карлос Арруза не имел достойного соперника.  После ухода в отставку в 1953 г. Арруза разводил быков на ранчо в Мексике. Умер в 1966 г.

17 февраля 1920 г.  Украина: родился Василь Порик – французский партизан, герой

В интересной книге волнового героя Алексея Аджубея (см. 19 марта 1993 г.) о волновом герое Василе Порике несколько строк, его подвиг стал известен при волновом герое Никите Хрущеве (см. 17 апреля 1894 г.н.с.) и был ровно через 20 лет оценен звездой Героя.

Алексей Аджубей «Те десять лет», М., «Советская Россия» 1989:

«Есть в маленьком французском городке Энен-Льетар, похожем на наши донбасские угольные городки, воинское кладбище. На белой плите надпись: лейтенант Красной Армии Василь Порик. Фашисты захватили его раненым в плен. Из концлагеря бежал. Долго блуждал по европейским дорогам, пока нашел пути в отряд маки, состоявший из шахтеров. Те спрятали его в старом выработанном забое, спасли от фашистов-ищеек. Василь Порик вскоре стал командиром отряда, выучил язык и отличался от них только тем, что носил форму лейтенанта Красной Армии, подтверждая этим верность присяге и Родине. Фашисты схватили и расстреляли Порика в июле 1944 года в Аррасе. Позже боевые товарищи похоронили его в братской могиле. Только после войны имя его стало известно. Посмертно Порик был удостоен звания Героя Советского Союза. На могильной плите высечена Золотая Звезда, и ветераны, приходя сюда, отдают Василю воинские почести...»

БСЭ:

ПОРИК Василий Васильевич (17.2.1920, с. Соломирке, ныне с. Порик Хмельницкого р-на Винницкой обл.,- 22.7.1944, Аррас; похоронен в г. Энен-Льетар, Франция), лейтенант Сов. Армии (1941), активный участник Движения Сопротивления во Франции в годы 2-й мировой войны 1939-45, Герой Сов. Союза (21.7.1964, посмертно). Чл. КПСС с 1941. Окончил пех. уч-ще в Харькове (1941). В июле 1941 оказался в окружении н попал в плен. Был отправлен на угольные шахты во Францию. Совершив побег из Бомонского лагеря, создал партиз. отряд, боровшийся с июля 1943 против фаш. оккупантов в Сев. Франции; с 1944 был чл. Центр. к-та сов. пленных. Будучи ранен, П. был схвачен и заключён в тюрьму Сен-Никез в г. Аррас, откуда совершил отважный побег и продолжал партиз. борьбу. Попал в засаду эсэсовцев н был расстрелян.

17 – 18 февраля 1920 г. Кубань: погиб (предположительно) Владимир Азин - комдив

17 февраля 1920 г. на реке Маныч в стычке с казаками схвачен командир 28-й дивизии латыш Владимир Азин. Казнен (предположительно) на станции Тихорецкая 18 февраля 1920 г. Дивизии  Азина брали Казань, Ижевск, Сарапул, Воткинск (см. 17 - 18 августа 1918 г.). Волновой герой казачий генерал Голубинцев (см. 19 апреля 1963 г.) в воспоминаниях излагает свою версию пленения Азина, якобы он лично 17 февраля допросил комдива, получил от него нужные сведения и отправил в штаб Войска Донского.

по материалам С. Кучина:

28-я стрелковая дивизия Азина называлась народом «Железная дивизия».
В приказе Владимир Азин писал «С вами, герои, непобедима Революция».
Из телеграммы Владимира Азина в штаб фронта  «действую как подсказывают совесть, знания и опыт…». Владимиру Азину было всего 25 лет!

17 - 18 февраля 1920 г. Москва: схвачен Донат Черепанов – глава «Всероссийского штаба революционных партизан», организатор взрыва в Леонтьевском переулке

Роман Гуль «Дзержинский (Начало террора)», «Мост», Нью-Йорк, 1974:

«Но  через  год,  25-го  сентября  1919  года,  когда в особняке графини Уваровой  в  Леонтьевском  переулке  во  главе  со  своими  вождями  заседал московский  комитет  коммунистической  партии  -  от полуторапудовой  бомбы, начиненной  динамитом  и пироксилином,  особняк задрожал  и  потолок рухнул, погребая  под   собой  коммунистов.   Это  акт   -  смертельной   ненавистью связавшегося с главой анархистов подполья рабочим Казимиром Ковалевичем.» «По  записной  книжке  убитого анархиста  Соболева и через  провокаторов Дзержинский  напал-таки  на  след  Доната  Черепанова, главы "Всероссийского Штаба  Революционных  Партизан".  И  17-го  февраля  1920  года  Дзержинский праздновал победу. Организатора  взрыва  в  Леонтьевском  переулке  Доната Черепанова  на московской  улице,  напавши сзади,  схватили  чекисты. Это было  сделано так ловко, что  Черепанов  не успел  даже оказать сопротивления.  Вместе с  ним схватили и любимую им женщину, террористку Тамару Гаспарьян. Заключенного в  одиночку  на  Большой  Лубянке  11 Черепанова  чекисты охраняли  с  особой   бдительностью.  К  его  камере были  приставлены  два бессменных  часовых, которым  приказывалось  не спускать  с Черепанова глаз. Многие сламывались в ЧК. Но Донат Черепанов не из ломких. В нем было слишком много самоотверженности борца  и  ненависти  к полицейскому  коммунизму.  Он отказался  разговаривать  с  кем  бы  то   ни было,  кроме   главы  террора Дзержинского.»  «На  стене в одиночке Черепанова осталась  только сделанная  им надпись: Больше  до  конца  жизни  Дзержинского громкого террористического  акта против  диктатуры  коммунистической  партии не  было.
Доната Черепанова предположительно убили чекисты в камере на Лубянке в 1920 г.

18 февраля 1920 г. судьба: первый арест русского философа Николая Бердяева
 
«Энциклопедия Русской эмиграции», М., РОССПЭН, 1997:

«БЕРДЯЕВ Николай Александрович (псевд.: Б.К-ский, К.Т-н) (6.3.1874, Киев - 24.3.1948, Кламар под Парижем) - философ, религиозныймыслитель,  публицист.»
«первый раз был арестован ВЧК 18.2.1920 по делу Тактического центра - организации, на нескольких заседаниях которой Б. выступил с докладами об истоках и перспективах революции в России. Вторично арестован ГПУ в ночь с 16 на 17.8.1922 по обвинению в антисоветской деятельности и до 21 августа содержался во внутренней тюрьме ГПУ. Б. было объявлено решение Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК о его бессрочной  высылке из Советской России, Б. отрицательно относился к эмиграции и не предполагал, что будет вынужден уехать из России.»

18 - 19 февраля 1920 г. Север: неожиданная катастрофа белых в Архангельске, фронт рухнул, белые бегут

Белые в Архангельске надеялись отсидеться до весны, но неожиданно все рухнуло. Обратите внимание на текст белогвардейского летописца Шамбарова – какие фразы он употребляет «конец наступил внезапно», «вдруг 18 февраля фронт рухнул», «погрузка на корабли шла всю ночь 19.02». Лучше всего почитать весь отрывок из книги целиком – для полной объективности.

В.Шамбаров «Белогвардейщина»:

«Тем не менее конец наступил внезапно. Миллер и его штаб считали, что падение Архангельска неизбежно, но некоторое время фронт еще продержится. Город жил нормальной жизнью, на улицах поддерживался образцовый порядок. Эвакуация не объявлялась, лишь чины контрразведки и оперативного отдела штаба в пешем порядке выступили на Мурманск (из-за глубокого снега за день смогли пройти всего 15 км). И вдруг 18 февраля катастрофа стала полной. Фронт рухнул. Войска на главных направлениях бросили позиции. Остались лишь небольшие группы по нескольку сот человек, не пожелавшие мириться с красными и начавшие отход на Мурманск. Эксцессов почти нигде не было. Солдаты, вышедшие из повиновения, не видели в офицерах своих врагов. Говорили им: "Вы домой, и мы домой". Иногда даже старались достать для них подводы, желали счастливого пути и дружески прощались. К счастью, энергичного броска на Архангельск большевики не предприняли - из-за того же бездорожья и недостаточной подготовки собственных войск. Между городом и бывшим фронтом образовалась зона в 200-300 км, где шло инсценированное коммунистами "братание", митинги и... вылавливание множества дезертиров, желающих под шумок удрать в Россию. Спасением для многих стал ледокол "Минин". Всего в критический момент в Архангельске оказались 3 ледокола. "Канада" и "Сусанин" стояли в 60 км от города, у пристани "Экономии", где заправлялись углем. Туда была направлена и часть эвакуирующихся, больных. "Минин", отозванный радиограммой с полпути в Мурманск, пришел прямо в Архангельск. Поскольку команда, как и на других судах, была ненадежна, сразу же после швартовки на ледокол поднялась группа морских офицеров, заняв все машинные отделения и кочегарки. На "Минин" и военную яхту "Ярославна", которую он должен был взять на буксир, погрузились все, кто мог. Штаб главнокомандующего, судебные ведомства, лазареты, датские добровольцы, отдельные команды солдат и офицеров, члены семей белогвардейцев. Миллер все еще порывался ехать на фронт, к войскам. Штабным офицерам едва удалось отговорить его, доказывая, что фронта больше нет. Во избежание погромов и эксцессов главнокомандующий официально передал власть в городе рабочему исполкому. Городская дума и даже Земское Собрание от такой чести отказались. А председатель исполкома Петров, только что возвращенный из ссылки на Иоканге, откровенно признался Миллеру, что предпочел бы встретить красных в ссылке, а не во главе исполкома. Напоследок штаб главнокомандующего допустил еще одну ошибку. Чтобы не допустить паники, скрыл от Мурманска падение фронта, сообщив, что Миллер выехал на передовую. Зато об этом громогласно оповестило большевистское радио. А все тот же Скоморохов по телеграфу от имени Земского Собрания направил мурманским войскам призыв сложить оружие, т. к. в Архангельске война закончилась. Погрузка на корабли шла всю ночь на 19.02. На пристани еще грузили раненых, а по городу уже ходили толпы рабочих и матросов с красными флагами, вспыхивали митинги и беспорядки. Поднял красный флаг и броненосец "Чесма". Эвакуирующиеся благодарили бога, что с него вовремя догадались снять снаряды. На суда взяли и часть гражданского населения - кого смогли. Впрочем, как потом выяснилось, это был далеко не предел. Правда, желающих ехать в неизвестность набралось все же не так много. Даже некоторые офицеры, поверив красной пропаганде, решили остаться, не говоря уж о мирных жителях - легко ли бросить свои дома, все нажитое добро и бежать на чужбину? Когда "Минин" и "Ярославна" отчалили, рабочие и матросы попытались задержать их на Двине пулеметным и винтовочным огнем. Двумя выстрелами орудий "Ярославны" толпы нападающих разогнали.»

18 - 19 февраля 1920 г. Юг: Котовский разгромил белых в Одессе и Приднестровье

  Роман Гуль «Котовский. Анархист - маршал», «Мост», Нью-Йорк, 1975:

«В тот же день кавбригада выступила из Потоцкого, надвигаясь на Одессу. Одесса уже задыхалась. Почти не оказывая сопротивления, белые бросали город, отступая к Днестру, к Румынии. Вокруг Одессы загорелись последние бои. Красные окружили Одессу тесным кольцом, а Котовский карьером пошел к Днестру, чтобы зайти в глубокий тыл белых и перерезать последний  путь отступления. В районе немецкой колонии Кандель, близ Тирасполя, Котовский зажал выброшенных на Днестр белых. До 10.000 солдат, офицеров, юнкеров, штатских скопились в холодную ночь на снежном берегу Днестра. Это - смерть. Идти некуда. Румыны в ставшую румынской Бессарабию не пускают, обстреливают, а на русской земле - Котовский. Многие кончали на льду Днестра самоубийством. Полуоборванная банда "кавбригада Котовского" уж давно дорывалась до офицерских сапогов иштанов, во сне видели - "галифе с красным кантиком". Но Котовский к зажатым на льду белым послал Криворучко с  несколькими всадниками, заявить от имени Котовского, что могут сдаваться без страха: - Чтобы ни одного не трогать, понимаешь? - басом гремел Котовский. - Расстреляю всякого, кто пленного тронет. И бойцы кавбригады знали, что слово Котовского твердо. Сбившись в  кучу на снегу, стояли полузамерзие  белые, когда к ним подъехали парламентеры Котовского. - Де тут полковник Стесселев? - закричал с седла партизан, и найдя его, продолжал, - Вы вот что, товарищ полковник, товарищ Котовский приказал сказать, что вы в таком положении, што мы с вами драться  не желаем. А если которые гаспада офицера опасаются, что им  што будет, то пусть не опасаются. Потому товарищ Котовский не приказал. И вещей отбирать тоже не будем. и ежели при гаспадах которые дамочки имеются, тоже пущай не опасаются, ничего им от нас не будет... товарищ Котовский приказал, чтобы все шли до нас и что б без всякого, - не опасались... Такой эпизод в русской гражданской войне встречался редко. Пленных чаще ставили под пулемет. Белые поверили Котовскому. Пошли сдаваться. Котовский принял белых именно так, как, вероятно, когда-то читал в каком-нибудь романе. Комбриг приказал выстроить всех  пленных и всю красную кавбригаду и вымахнул на знаменитом "Орлике", подбоченясь. Перед белыми произнес сумбурную заикающуюся  речь. Эта речь была не коммунистической. Речь - "необъятной широты" русского человека.»

Г.Ананьев  «Котовский», М., «Молодая гвардия», 1982:

19 февраля (1920), закончив разоружение основных деникинских групп, укрывшихся в плавнях на берегу Днестра, бригада вернулась в Тирасполь. А на следующий день она провожала в последний путь своего любимого комиссара - В.С. Христофорова. На следующий день в Тирасполе состоялся митинг, посвященный замечательной победе частей Красной Армии и, в частности, освобождению левобережных районов Бессарабии и восстановлению в них Советской власти. Героизм и мужество красных конников были высоко оценены Советским правительством. Г.И. Котовский 18 июня 1921 года был награжден орденом Красного Знамени. В приказе Реввоенсовета республики говорилось о том, что товарищ Котовский Григорий Иванович удостоен высокой награды за умелое руководство кавалерийскими частями 45-й стрелковой дивизии во время одесской операции XIV армии в феврале 1920 года, за личное мужество и верность делу революции. Блестящие действия бригады, подчеркивалось в приказе, способствовали успеху всей операции и полному разгрому врага.

19 февраля 1920 г.  Эстония: родился Яан Кросс – эстонский писатель

19 февраля 1920 г.  В Таллине родился Яан Кросс – эстонский писатель. В послевоенной литературе Эстонии был авторитетом, таким же как  волновой герой писатель Юхан Смуул (см. 18  февраля 1922 г.). Умер в 2007 г.

19 февраля 1920 г. РСФСР: умер Петр Кащенко  — знаменитый русский психиатр

По www.nnov.org:
«Кащенко, Петр Петрович (1858 — 19 февраля 1920) - знаменитый русский советский медик, психиатр, общественный и земский деятель. В 1889—1904 директор психиатрической больницы Нижегородского земства - "колонии Ляхово". В Приокском районе есть улица Кащенко.»

19 февраля 1920 г. разведка: родился Вадим Кучин – чекист, расследовавший смерть Гитлера

По сайту www.svr.gov.ru :

«Вадим Витольдович Кучин родился 19 февраля 1920 года. После окончания в 1941 году Московского института философии, литературы и истории был направлен на учебу в специальную школу НКВД. Свободно владел немецким языком, являлся крупным специалистом по истории Германии. Активный участник оперативных мероприятий разведки, связанных с подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии в мае 1945 года. В 1950-1959 годах и в 1962-1968 годах работал в аппарате уполномоченного КГБ в ГДР, умело руководил ценной агентурой, лично участвовал в подготовке и проведении сложных разведывательных операций. За успешную работу награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями, нагрудным знаком "Почетный сотрудник госбезопасности", а также рядом иностранных орденов и медалей. Скончался в 1979 году.»
Л.Безыменский «Операция «Миф», или Сколько раз хоронили Гитлера», М., 1995:
«командированный нами к союзникам вместе с группой штаба фронта капитан госбезопасности тов. Кучин присутствовал при аресте так называемого «правительства» Деница. Тов. Кучин донес, что они в помещении германского военного командования нашли подлинную телефонограмму руководителя партийной канцелярии Бормана на имя гросс адмирала Деница, в которой он указывает на смерть Гитлера, последовавшую 29 апреля с.г., и в связи с этим уведомляет Деница о том, что вступает в силу завещание Гитлера, по которому вся власть переходит к Деницу как его преемнику. Телефонограмма имеет входящий номер, а также на ней записаны фамилии передаваемых и зашифрованных лиц.»


Рецензии