Движение в сюжетных картинах. Вихрь - Малявина
Когда подходишь к большому полотну Филиппа Андреевича Малявина "Вихрь", которую он написал в 1905 году, то оно вначале ошеломляет. Кажется, что перед тобой огромная палитра художника, где густо замешаны яркие краски самых разных цветов - красные, синие, зеленые, оранжевые. Но это только при первом беглом взгляде. Затем замечаешь, что краски просто положены на холст, они наслаиваются друг на друга, как бы закручиваясь, движутся. И наконец видишь, что перед тобой развеваются яркие, пестрые сарафаны, юбки, передники, широченные рукава кофт, платки женщин, кружащихся в неистовой вихревой пляске. То есть сюжет проступает для вашего зрения постепенно, по мере отдаления от полотна и долгого всматривания. Но при этом движение заметно сразу. Это действительно вихрь - вихрь красок, вихрь народного танца. Художник выбирает такую точку зрения, что зритель смотрит на пляшущих снизу вверх, в центре нашего поля зрения оказывается их развевающаяся одежда, и только в самой верхней, почти срезанной рамой части картины, уже в последнюю очередь мы различаем среди красок несколько смеющихся женских лиц. Они однотипны, лишены какой-либо индивидуальности. Да это и не важно. Важно то, что в буйном смешении горячих, ярких, почти кричащих красок, ложащихся широко в завихряющемся движении на холст, слышится бешеный ритм разудалой русской плясовой с топотом и свистом, звонким смехом. Этот образ народного веселья, льющегося через край, создан художником при помощи цвета не только интенсивностью красок, но и самим способом их наложения на холст, самой красочной фактурой полотна - ее плотностью и подвижностью одновременно.
Движение на холсте создается при помощи ракурсов, точечных движений кисти по холсту, самой фактурой поверхности и ритмом наложения красок, их плотности и зернистости. Но самым ярким образчиком движения все таки является картина В.Сурикова "Боярыня Морозова". Помните, эти знаменитые сани, которые буквально у нас на глазах скользят по снежному насту городского тракта? Но это тема отдельного урока и более развернутой статьи. Здесь же речь идет сейчас не только о видимом движении, но еще и о музыкальности, так как сквозь эту подвижность слышна и музыка, ее можно уловить при рассмотрении как отдельных деталей, так и при полном восприятии всего полотна. Хотя, такая картина воспринимается не сразу. Только когда вы сможете охватить все это буйное великолепие вашим взглядом, лишь тогда будет видна вся суть и прелесть этой работы.
Желаю вам больше новых открытий на этом удивительном поприще! Изучайте и наслаждайтесь!
Свидетельство о публикации №220110101067