Однажды южной ночью

       Ещё и сейчас спорят, каким же было молодое поколение 60-х годов прошлого века. Пересматривая свои архивы, я нашла пожелтевшую тетрадку. Боже, неужели это моё школьное  сочинение, написанное 60 лет назад?! Перечитывала, улыбаясь… воспоминания стискивали сердце.
    
Сейчас  я вряд ли написала бы его с таким же энтузиазмом,  ведь  все высказывания  героев - это их подлинные слова и взяты из печатных  источников. Представьте, сколько пришлось потрудиться юной исследовательнице!
 
   Вы, конечно, найдёте в тексте много  пафоса.  Но не забывайте, что сочиняла семнадцатилетняя девушка, для которой родительское воспитание заменила Её величество КНИГА, а лучшими друзьями были любимые литературные герои.

    ЛЮБИМЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ - КТО ОНИ?
Знакомьтесь, они пришли в гости, стали героями сочинения.
       
                СОЧИНЕНИЕ О СЧАСТЬЕ

         К моему окну  уже вплотную подступила ночная мгла, когда, с отчаянием отбросив карандаш, я закрыла тетрадь и  грустные мысли овладели мной: «Значит, не можешь? Не хватает воображения? А ведь такая простая тема!

   Счастье…   Пиши, что думаешь, что чувствуешь, о чём мечтаешь. Вспомни всё, что читала. Вспомни тех, кем восхищалась, они  помогут, подскажут правильные слова…»
   
    Южные звёзды задумчиво  смотрели  с небес. Светлая лунная дорожка из облачных пространств  протянулась к  моему окну. И вдруг на ней я увидела  тень, другую, третью, четвёртую…

     Приближаясь, тени принимают очертания живых существ, а стены  комнаты  исчезают, освобождая место неведомым пришельцам..

  Они спустились с мраморных пьедесталов, сошли со страниц фолиантов, чтобы помочь мне разобраться в хаосе мыслей о том, что такое счастье.
   
     Впереди всех  твёрдой поступью шагает вдохновенный певец революции – Владимир Маяковский.  Слышен  его могучий бас:

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я!
Весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.

    За ним – мужественный вождь гладиаторов Спартак. Неистовый Овод.   И ещё... И ещё…

- Друзья! – Энергичная рука вздымается над головами.-  Голос дружбы созвал нас сюда из глубин воображения. Рыцарь Печального Образа приветствует вас!

    Едва очнувшись от изумления, я растерянно слежу, как гости усаживаются за длинный стол, покрытый алой скатертью, смеются, единодушно выбирают председателем  закованного в латы Алонзо Кихано, а он, довольный оказанной честью, гордо смотрит светлыми выпуклыми глазами.
    Рядом с ним пристроился круглолицый толстяк Санчо, беспокойно оглядываясь, словно недоумевая: «Куда это забрался в поисках приключений его неугомонный хозяин?»

     Меня обнимают ласковые руки. «Сядь с нами», - наперебой приглашают девушки.
    Высокая Тоня Васяева, улыбающаяся Катя Ставрова, нежная Клава Мельникова – разве можно  не узнать вас? Ведь я плакала, читая в романе Веры Кетлинской "Мужество" о вашем подвиге, первые  строительницы Комсомольска-на-Амуре!

      Дон Кихот начинает собрание:
- Благородные рыцари, дамы и господа!

  Катя толкает меня локтем и лукаво смеётся: «Это я-то дама?»  Но под укоризненным взглядом Тони становится серьёзной.

- Блаженны времена и блажен тот век, которые древние называли золотым,- провозглашает рыцарь, - потому что жившие тогда люди не знали слов «твоё» и «моё». Что может быть прекраснее, чем союз свободных людей без корысти, зависти, злобы?

- Клянусь молниями всемогущего Юпитера! – восклицает, вставая, гигант гладиатор. – Я хочу спросить вас, разве может быть счастлив раб? Кто установил эти различия между людьми? Разве мы не рождаемся  равными друг другу? - Он обводит всех горящим  взглядом.

- Ты прав, Спартак, -  стремительно встаёт смуглая алжирка в полосатом тюремном халате. - Я люблю свою страну и хочу видеть её свободной. Пусть тысячу раз умереть, пусть самые страшные пытки! Я проклинаю палачей, поработивших мой народ. Таиа эль Джезаир! Алжир будет свободным!

  Гулко бьётся моё сердце: Мы с тобой, Джамила! Алжир будет свободным, как будут свободны Греция, Гватемала, Иран!

- Завтра снова передо мной будут чёрные прутья тюремных  окон, - это Манолис Глезос. – Но разве не слышу я в порывах ветра биение миллионов сердец: смелее! твёрже! держись, товарищ! Настанет день, и все люди будут счастливы, забудут, что такое  война, голод, тюрьма.  Ради этого счастья стоит бороться, переносить мучения.

- Т-только люди, умеющие встречать несчастья, не падая на колени, могут быть счастливы! – Я слышу чуть заикающийся, мурлыкающий голос.    
      Отважный  Риварес, нельзя не узнать эти мужественные черты, шрам, пересекающий  лоб и левую щеку.

- У каждого своя дорога к счастью, – так начинает невысокий человек в защитной гимнастёрке. Ясная, добрая улыбка освещает  открытое лицо Аркадия Гайдара. – Но нужно, чтобы все поняли: личного счастья нет без счастья всего народа. В этом  глубокий человеческий смысл.

- Вздор! –  перебивает его брюзжащий злобный голос.  Круглый, как шар, толстяк  пожевал лиловыми губами, продолжая: - Кто обладает деньгами, тот обладает и счастьем. Человек человеку – волк.

- Вот вредный старикашка! – слышу негодующий голос  Кати. - Сейчас я отвечу ему…

    Но высокий крепыш опережает её.  Силой веет от фигуры Джека Лондона, и в голосе его - металл:

- Это закон капитализма, где символ счастья – доллар, где  жадные руки душат людей, чтобы кинуть ещё один золотой в необъятный сундук своих богатств. Разве это счастье?

- Прекрасные слова для наивных младенцев! – усмехается  модник в  пёстром костюме. – Мир движется по иным законам. Разве не сказал Альфред де Мюссе: «Человек  находится на земле, чтобы удовлетворять свои потребности»? Свои – а не чьи-либо!

   Поднялся невообразимый шум. Дон Кихоту с трудом удаётся  восстановить тишину. Голос его негодующе дрожит:

- Постыдно жить только для себя и заботиться только о себе!

   В инвалидном кресле - худощавый, бледный юноша с серебристой полоской на виске, Николай  Островский:

- Жить только для семьи – животный эгоизм, жить для одного человека – низость, жить только для себя – позор. Кто не горит, тот коптит – это закон.

    У Максима Горького густые усы и мягкий волжский говор на «о»:
– Помните: есть один путь для достижения цели на пути к счастью, и это – труд.

    Лётчик в шлеме и кожанке горячо добавляет:
- Кто боится трудностей, грязи и слякоти, ураганов и вьюг, те никогда не узнают подлинного счастья. Бороться и искать, найти и не сдаваться! - взмахнув руками, Саня Григорьев хочет  что-то добавить, но, передумав, смущённо садится на своё место.

- А семья, любовь? –  это нежный голос Наташи Ростовой. Прелестная девушка вопросительно обводит всех большими глазами. – Возможно ли без них счастье?

- Да, счастье - это любовь! – пылко отвечает черноволосая итальянка, сверкая  тёмными, как ночь, глазами. – Прекрасное, возвышенное чувство!

- Кто это? – недоуменно спрашивает Тоня.
- Консуэло...

    Высокий, худой, с бледным налётом болезни на впалых щеках  встаёт, опираясь о стол руками, Стивенсон, мечтатель и романтик, автор «Острова сокровищ», «Похищенного», «Катрионы»:

- Разве это не счастье – будить в человеке мечту, звать к новым открытиям. Жизнь прекрасна, когда она озарена великой целью, и достичь её – величайшее счастье в мире.

- Да, - продолжая его мысль, вскричал широкоплечий, с пышной бородой и орлиным взглядом гениальный Жюль Верн, - кто смел и отважен, в ком бьётся сердце неутомимого исследователя, жизнь того не окажется скучным времяпрепровождением,  и он обязательно найдёт своё счастье!

    С добродушной иронией заговорил академик Обручев.  У него  смуглое лицо путешественника, высокий лоб, окладистая седая борода и мудрый взгляд.  О! это же автор моих любимых книг - «Плутония» и «Земля Санникова»!

   Затаив дыхание, слушаю его речь:

- Я в своё время  жалел, что поздно родился. Теперь же завидую не предкам, а потомкам: им суждено стать творцами самых величайших чудес на земле – продлить жизнь человека до 200 лет, освоить морское дно, растопить льды Антарктиды и, наконец, завязать знакомство с  обитателями других миров.

     То, что вчера казалось мечтой, сегодня  достигнуто,  а завтра уйдёт в прошлое. Перед вами широкие дороги, юные потомки, - и это дороги, ведущие к счастью!

     Казалось, академик и вместе с ним все  гости посмотрели  на меня с надеждой и ободрением!

   А за окном уже вставала Заря нового дня.
               


               


Рецензии
Здравствуйте, Элла! Я немного погуляла по Вашей страничке... Какой же труд Вы возложили на себя! Я просто восхищаюсь! Тронули Ваши строки о том, что воспитание родителей Вам заменяли книги, а ведь это действительно так. На прочтении книг мы росли, взрослели, у родителей мало времени оставалось для собственных детей, только лишь сама жизнь, как личный пример, всё заменяли книги, и сердце Ваше и память всё бережно хранит и раздаёт читателям. Спасибо!

Валентина Петрова Кирьянова   19.02.2024 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Валечка!
Спасибо этому сайту, что даёт возможность встретить единомышленников,
людей творческих, талантливых!
С искренним уважением и теплом души,

Элла Лякишева   20.02.2024 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 127 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.