Эмоции

                ЗАКОН.

  - Инна! Как они мне надоели… Сколько можно? До ночи лазят под окнами… Играют в какие-то свои дурацкие игры… Лучше бы мы сняли квартиру на последнем этаже и ничего бы этого не видели и никто бы к нам не бросал в окна камни… Ну, что  за дети здесь растут? Почему их никто не учит правилам поведения… Полная вседозволенность… Попробуй им что-то скажи, тут же выскочат их родители и поднимут такой хай, что мало не покажется…

          Зиновий Маркович стоит у окна и смотрит во двор, в котором подростки гоняют кошку и бросают в неё камни и палки.
  - Ну, вот, загнали бедную кошку на дерево и бросают камни в неё. Иди посмотри на этих подростков. Это же какие-то, ну, совсем не похожи на нормальных детей. Посмотри на их лица! Сколько злости и против кого, против несчастного бездомного животного.

        Инна Савельевна подходит к мужу и смотрит в окно.
  - Зина, не смотри на них, это только распаляет тебя. Отойди от окна, включи телевизор…
  - А, что там по программе?
  - Так что бы ни было, лучше, чем смотреть на них…
  - Э… не всегда лучше. Иногда посмотришь телевизор, и прямо распирает от негодования, что творится… везде…
  - Ну, вот, видишь, везде одно и тоже.
          Зиновий Маркович отходит от окна. Инна Савельевна включает телевизор. Зиновий Маркович сидит на диване и щёлкает пультом управления программами телевизора.
  - И, что тут смотреть? Везде какая-то чепуха…
 
        Инна Савельевна подходит к телевизору с намерением выключить его. Зиновий Маркович внезапно протестует.
   - Оставь! Не выключай.

       Инна Савельевна отходит от телевизора и удаляется в кухню. Кухня, это спасательное место для Инны Савельевны. Она  делает вид, что занята. Она просто укрывается в кухне от всех порывов мужа и его комментариев по поводу соседских детей. Их дети выросли, и они уже забыли, какими они были сами.

      Зиновий Маркович всегда говорит о том, что он был приличным еврейским мальчиком и никогда не позволял себе никакие глупости и уж тем более хулиганские поступки.
         В такие минуты, Инна Савельевна смотрит на мужа и улыбается. Она знает его другим.

       Удар камня в стекло окна прогремел, как взрыв. Зиновий Маркович подхватился с дивана и помчался к окну.
   - Вот, вот, видишь… Они доиграются, что когда я буду возле окна и они в очередной раз бросят камень, то попадут мне в голову, а то ещё и, разбив стекло, меня, поранит этими осколками… Инна! С этим надо что-то делать… Не возможно сидеть всё время у окна и ждать, когда они бросят очередной камень в окно, чтобы поймать их с поличным и подать иск в полицию…
      
          Инна Савельевна спокойно стоит в кухне и смотрит в окно. За окном ватага соседских подростков уже согнала кошку с дерева и сейчас, они гоняет её по двору, бросая в неё камни и палки.

           Подростки возбуждены. Они в азарте погони. Им никто не указ – они защищены законом против любого насилия со стороны граждан страны. Никто не имеет права подойти и дать им затрещину, или схватить за руку и вычитывать им морали о поведении в обществе. И кроме закона, у них есть родители, израильтяне, которые за своих детей вступят в борьбу не на жизнь, на смерть и будут отстаивать права ребёнка всеми, даже противозаконными способами. Они, эти родители, даже не смотрят в окно, чтобы знать, чем занимаются их дети. Если что-то случится, то они разберутся со всеми…

          Очередной камень громыхнул в стекло окна. Зиновий Маркович завизжал.
  - Хватит! Надоели! Я подаю в полицию заявление!

          Инна Савельевна вошла в комнату.
  - Зина, прекрати. Это же дети… Что такого случилось?

       Зиновий Маркович смотрит на спокойную жену и злится ещё больше. Он передразнивает её.
  - Что случилось? Что случилось?
  - Ну, что такого особенного… С кем ты собрался воевать?
  - Знаешь, если так говорить, то сегодня они бросили камень в окно, а завтра бросят гранату…  Всё начинается с того, что ребёнок сначала берёт в руки камень, потом его бросает… сегодня в кошку, а завтра в человека… ему всё равно куда бросать…  Ты, что, не понимаешь, это же еврейские дети… И где это знаменитое еврейское воспитание?! Где?! Я их научу, как надо жить в обществе и что надо считаться с другими гражданами.
   - Зина, оставь. Не трепли себе нервы…
   - Я этого так не оставлю! Почему, я должен ждать, когда это хулиганьё разобьёт нам стёкла в окнах?      
 
        Зиновий Маркович отправился в полицию и написал заявление на соседских подростков за хулиганские действия.
       Соседи, родители этих подростков смеялись ему в лицо.
  - Подожди старик, ты ещё не знаешь, что мы сделаем с тобой…

         Зиновий Маркович возбуждён. Зиновий Маркович не находит себе места он ждёт ответ из полиции на своё заявление.

          Во дворе, на какое-то время затихло всё движение. Полнейшая тишина. Зиновий Маркович посматривает в окно и довольно улыбается.
  - Инна! Вот, видишь, подействовало! А, ты говоришь, что не надо ни с кем воевать. Надо! Надо их учить жить среди других.

           Зиновий Маркович получил повестку из полиции. Он одел свой парадный костюм и отправился в отделение полиции.
       
       Следователь полиции сидит за столом напротив Зиновия Марковича и смотрит ему в глаза.
   - Так. Против тебя открыто дело за клевету на детей…

         Зиновий Маркович открыл рот и замер. Он готов был услышать всё, что угодно, но такое…
  - За что?
  - За клевету на детей. Это хорошие, воспитанные дети. Вот и характеристика из школы, где они учатся…

            Зиновий Маркович почувствовал, что он сейчас лопнет от негодования. У него застучало в висках, и кровь перестала циркулировать. Он поднялся и пошёл к выходу, но слова следователя летели ему вдогонку:
   - Тебе придётся отвечать за клевету.

      

     Зиновий Маркович шёл домой в крайнем возбуждении и смотрел по сторонам. Он смотрел на детей, которые прыгали, скакали, гоняли мяч прямо по тротуару, кричали, перекрикивали друг друга и другие подростки проходили мимо него с воткнутыми в уши наушниками, от которых какие-то провода тянулись куда-то во все части их тела.

          Зиновий Маркович шёл быстро, выбрасывая перед собой палку вперёд и перенося центр тяжести своего тела, раскачивался.
          Он находился в состоянии крайнего возбуждения. Он был не в состоянии осмыслить сказанное следователем.

          Зиновий Маркович не знал, что прежде, чем идти в полицию с любой жалобой на кого-то, надо найти два свидетеля, которые и подтвердят слова жалобщика. В противном случае, жалобщика ждёт иск за клевету на гражданина, ведь доказательство чьей-то вины ложится на того, кто жалуется.   

                ***


                ПЛАТА.
          
           Базар Кармель в Тель-Авиве шумит и гудит. Народ наполняет его в пятницу, на кануне шабата, чтобы закупить еду и чтобы этой еды хватило на долгое время. Народ тащит за собой или толкает впереди себя тачки и по мере прохождения мимо прилавков наполняет эти самые тачки всевозможной всячиной. 
         Распёртые, раздутые тачки цепляют одна другую при движении народа. Народ лавирует по узким улочкам базара Кармель. Народ закупает. 
  - Вадим! Вадим!
        Мужчина оглядывается на крик.
  - Ваня!
       Мужчины пожимают друг другу руки.
  - Как жизнь? Как дела? А, я выплатил ссуду за квартиру! Выплатил! Квартира моя! Моя!
        Ваня расплывается в улыбке и продолжает трясти руку Вадима. Вадим пытается освободить руку из железных пальцев Вани.
  - Хорошо… Хорошо…
  - Вадим! Я выплатил купленную квартиру! Ты меня слышишь?!
        Вадим всё ещё пытается освободить руку из железных пальцев Вани.
   - Да, слышу… Ты выплатил квартиру… Квартира твоя! Твоя!          
   - И квартиру выплатил! И дети выучились в университете! Вадим! У меня всё есть! Квартира моя!

         Вадим делает последнюю попытку освобождения своей руки и освобождает её из железных пальцев Вани.

            Ваня смотрит куда-то перед собой и уже кричит:
  - Соня! Соня!
          Какая-то тётка с тачкой не может никак развернуться и как-то боком посматривает в сторону крика. Развернулась.
  - Ваня! Ваня!
 
       Ваня, не прощаясь с Вадимом, рванул к тётке. Подбежал. Схватил тётку за плечи и начал прижимать к себе. Он жал, мял, тискал тётку. Голова тётки валилась с боку на бок.
   - Как дела? Как жизнь? А, я выплатил ссуду за квартиру! Выплатил! Квартира моя! Моя!
 
          Ваня расплывается в улыбке и продолжает тискать и мять тётку.  Тётка пытается освободиться из железных объятий Вани.
   - Я рада… Я рада…
   - Соня! Я выплатил купленную квартиру! Ты меня слышишь?

         Тётка продолжает свои попытки освобождения из железных объятий Вани, но её голова только всё сильней  валится из стороны в сторону.
  - Слышу… Ты выплатил квартиру! Квартира твоя! Твоя!
  - И квартиру выплатил! И дети выучились в университете!  У меня всё есть! Квартира моя!
   
             Тётка рванулась в последнем порыве и освободилась из железных объятий Вани.
      Ваня смотрит куда-то перед собой и уже кричит:
  - Мотя! Мотя!

       Мужчина, обвешанный пакетами, поворачивается на крик.
  - Ваня! Ваня!
         Ваня подбегает к Моте.
  - Извини дружище, не могу тебе руки подать… во… все руки заняты… Зайка ждёт меня на остановке… Она не любит таскаться по базарам… Извини…

       Ваня стаскивает все пакеты с плеч Моти и вырывает пакеты из рук. Мотя смотрит на Ваню удивлённо. Ваня хватает Мотю за руки, сжимает их и трясёт.
  - Как жизнь? Как дела? А, я выплатил ссуду за квартиру! Квартира моя! Моя!
      
         Ваня расплывается в улыбке и продолжает сжимать и трясти руки Моти.
  - О! О! О! –ох.-охохо…
    
    Мотя вздыхает от боли. Мотя музыкант и не привык к таким тискам.
  - Мотя! Я выплатил купленную квартиру! Ты меня слышишь?

           Мотя продолжает все попытки освободить руки из железных рук Вани, но ничего у него не получается.
  - Слышу… Ты выплатил квартиру! Квартира твоя!  Твоя!
  - И квартиру выплатил! И дети выучились в университете. У меня есть всё! Квартира моя!


          Мотя молчит. Он уже даже не пытается вырывать свои руки из железных рук Вани. Мотя думает о том, что сегодня ему играть, а так болят пальцы в этих железных тисках.

         Ваня выпускает руки Моти из своих железных тисков.   

          Ваня смотрит куда-то впереди себя и уже кричит:
      
   - Рая! Рая!


                ***               
                ПИРОГ.
 
        Они стоят вокруг стола. Они все одеты в белые пиджаки. У них на голове шапочки. Они смотрят на стол, на котором расположены все ингредиенты для приготовления пирога.
  - С чего начинаем?
  - С нижнего слоя…
         Все мужчины, стоящие вокруг стола, закивали головами в знак согласия.
    - Все согласны с обсуждения вопроса нижнего слоя?
         Дружный ответ – ДА! – разлился по комнате.
  - Кто будет ответственный за ингредиенты для приготовления нижнего слоя?
 
            Мужчины смотрят друг на друга. Никому не хочется брать на себя ответственность за все ингредиенты, ведь в случае, если чего-то не хватит, с него спустят шкуру за срыв работы.
  - Я повторяю свой вопрос…
  - Это очень сложное решение и надо видимо просто кого-то назначить…

      Дружный ответ – Назначить! Назначить! – прогремел в комнате разной тональностью.
  - Это очень ответственное мероприятие… Нужен человек знающий и имеющий везде связи, чтобы была бесперебойная поставка всех ингредиентов.

         Мужчины напряглись. Каждый подумал, что только бы не его назначили на эту собачью должность, ведь ему придётся мотаться по странам и континентам и обеспечивать бесперебойные поставки сырья. 
  - Я вижу, что добровольцев на эту должность нет. Придётся провести голосование. Прошу предлагать кандидатуры.

           Мужчины опустили глаза. Мужчины боятся взглянуть не только на главу, но и друг на друга.      
  - Я не слышу предложений! Прошу!
         Мужчины замерли. Они все смотрят на стол.
  - Предлагаю… Фреда.
 
        Глава оглядел всех присутствующих и остановил свой взгляд на Фреде.
  - Что скажешь?
         Фред смотрел в глаза главы.
   - Фред, у тебя связи во всех странах и континентах. У тебя опыт поставок…
   - Если этого требует дело, то я готов.


   Мужчины, находившиеся до этого момента в состоянии напряжения, радостно зааплодировали.  Каждый почувствовал лёгкость, оттого, что удалось избежать самой грязной работы.
  - Теперь обсудим приготовление… смеси…
  - Необходимо учесть различие компонентов, которые будем смешивать…
  - У нас есть много специалистов в этом вопросе…
  - Нижний слой должен быть самым прочным. Ему придётся выдерживать всю нагрузку от давления всех верхних  слоёв. Нужен компонент, который будет связывать все ингредиенты так, чтобы он не был слишком жёстким или слишком слабым.
   
             Глава посмотрел на всех.
  - У нас есть специалисты… технологи… это их специальность…
  - Технологи… - Глава посмотрел на всех.

            Все мужчины посмотрели на маленького ростом, совсем ни чем не примечательного человечка.
  - Саймон, тебе придётся заняться приготовлением этого компонента. – Глава посмотрел на Саймона.
   -  Для приготовления этого компонента… мне нужны два… - Саймон посмотрел на Главу. – Нет, три помощника…
 
          Саймон обводит взглядом всех присутствующих мужчин, стоящих вокруг стола. 
 - Мне требуются Фред, Вайс, Хольт…
 Фред посмотрел на Саймона.
 - Но, я уже назначен для поставки ингредиентов из всех стран и континентов… Это большой кусок работы… поставки должны быть бесперебойные… Мне придётся лично посещать все страны и континенты для налаживания бесперебойной поставки…
  - Франк, - Саймон  обратился к Главе.- Он нужен для дела и здесь…
  - Фред, - Глава ласково посмотрел на Фреда. – Фред… ты надеюсь, понимаешь значение всего… это ведь для общего дела. Если у нас не будет связывающего все ингредиенты, компонента, то и дело не возможно…

            Фред посмотрел на Главу.
  - Ну, что ж, надо, значит надо…

             Глава улыбнулся.
  - Переходим ко второму слою. Прошу предложения.
  - Второй слой должен быть лёгким и быстро разваливающимся… Таким, чтобы таял сам по себе…
  - Я не согласен…
  - И я не согласен…
   - А, я согласен…
  - Я согласен…

              Мужчины распалились. Они уже не стеснялись в выражениях. Мужчины пытались перекричать один другого. Каждый хотел доказать своё и только своё правильное решение в составе ингредиентов для второго слоя.
            
        Глава смотрел на этих азартных мужчин и думал, что таким способом они ничего не сделают, и придётся ему взять в свои руки всё.  Руки у Главы были дряхлыми и старыми, но не смотря на старость и дряхлость своих рук, он держал всех этих мужчин крепко, так крепко, что не давал им дыхнут самостоятельно. У Главы всё должно быть под контролем иначе рухнет всё задуманное им дело. Он не просто так Глава. Он Глава потому, что у него ДЕНЬГИ!  ДЕНЬГИ, на которые он и купил их всех и если надо, то он купит любого, каждого, всем нужны деньги!

         Эти деньги у Главы не в мешках. Эти деньги у Главы раскиданы по всем странам и континентам. И они, эти деньги – работают, и они должны работать только на него. Он, Глава, создаёт произведение искусства, которое должно жить в веках и он этого никому не отдаст. Он оставит это всё потомкам.

            Глава посмотрел на всех грозно.
                Все притихли.
  - Прошу прекратить! Мы собрались не для того, чтобы кричать, а для того, чтобы создавать…
  - Я считаю, что второй слой должен быть просто рыхлым… - Саймон посмотрел на Главу. – Я высказал своё мнение. Я готов работать, но мне нужны три помощника и я сделаю, как надо…
  - Я согласен с Саймоном. Второй слой должен быть рыхлым. Связывающий компонент будет зависеть только от самих, входящих в этот слой компонентов.

             Мужчины умерили свой пыл и закивали в знак согласия. Они понимали, о чём говорит Саймон. Они все, всё понимали.
            Фред облегчённо вздохнул оттого, что ему не придётся выискивать этот связывающий компонент и отпадёт большой кусок в его работе.
 
             Глава сменил гнев на милость.
  - Прошу продолжить… Третий слой…
 
            Мужчины посмотрели друг на друга.
  - Я предлагаю третий слой сделать жёстким. – Технолог производства думал обо всём произведении искусства.- Но, потребуется связывающий компонент, такой связи, которая не сломает и не разрушит этот слой. Этот слой будет держать покрытие… толстый слой покрытия… Это покрытие можно будет видоизменять… 
  - Я согласен. – Глава с одобрением посмотрел на технолога производства. – Я согласен! Вот тебе и придётся этим заняться.

   
    
    Технолог производства расплылся в улыбке от одобрения. Сам Глава заметил его старания и теперь ему обеспечено хорошее место, в общем строю технологов производства. Технолог воодушевился одобрением и продолжил:
  - Необходимо разработать тонкие слои между все-ми несущими свои нагрузки слоями… Это должны быть слои тонкие и гибкие, такие, чтобы они не сломались ни в каких условиях после выпечки…
  - Я согласен! Назначаю тебя главным технологом производства. – Глава одарил нового главного технолога производства особой своей улыбкой одобрения.
 
           Новый главный технолог производства пришёл в восторг. Он продолжил:
   - Я предлагаю…
 
            Глава посмотрел строго на нового главного технолога производства. Этот взгляд Главы говорил о том, что он не доволен постоянными новшествами, чрезмерным участием в процессе производства и грозил последствиями для нового, только что назначенного, главного технолога производства, и это выражение недовольства незамедлительно последовало.
   - Я изменил своё поспешное решение о назначении тебя главным технологом производства. Я отменяю своё решение по этому вопросу, и ты будешь заместителем… - Глава посмотрел на всех. – Новым, главным технологом будет…
            Мужчины смотрели на Главу во все глаза. Многим хотелось быть в этой должности. От этой должности зависит их материальное благополучие и прочие блага в виде власти…
         Мужчины, ещё не получившие должности, вы-
тянулись по стойке смирно. Они ждали решение Главы.
  - Новым, главным технологом производства будет… Пит.

          Мужчины посмотрели на худого, невзрачного человечка. Пит не стоял по стойке смирно. Он даже не рассчитывал на такую должность. Он был в команде технологов производства простым исполнителем.

          Мужчины заволновались. Они не любили этого человечка. Они как-то побаивались его и в его присутствии не велись никакие разговоры ни о чём. Мужчины неожиданно для самих себя загудели и стали выражать своё недовольство всеми доступными способами. Мужчины закипали от негодования.

  - Прошу всех успокоится! Я принимаю решения, и прошу всех, относится к ним спокойно… в противном случае…
   
          Мужчины замерли. Они знали, чем грозит для них это выступление против коллеги, который внезапно получил власть над ними.
             Глава делает своё дело. Он удерживает мужчин против бунта. Глава опасается только бунта и поэтому он и принимает такие решения, чтобы все видели его власть над всеми и каждым из них в отдельности. Они должны каждую минуту, каждую секунду чувствовать его, Главы, власть над ними всеми. Только чувство страха удержит их всех в полном подчинении.   
  - Основные слои продуманы… Вспомогательные, между ними, продуманы, исполнение возлагается, на всех вас. Прошу приступить к работе. Незамедлительно!

            Глава посмотрел на всех внимательно и продолжил:
  - Я уверен, что мне не надо вам всем напоминать о том, что  рецепт… ингредиенты и компоненты, процесс производства и хранение пирога должен храниться в самом высоком уровне секретности. Последствия разглашения…
      
        Мужчины подтянулись, сделали строгие лица. Всем своим видом они выказывали полное согласие с Главой и понимание  последствий в случае если…

          Все мужчины, и даже те, которые так и остались рядовыми исполнителями, кипели внутри, но опасались даже вид показать, что они не довольны распределением должностей и чрезмерной властью Главы, которая уже давила на них. Но, они все делали дело и за выполнение своей работы они получали все блага…    
         Все приступили к работе…
 

    Слои пирога, изначально были жидковаты и хлипковаты. Третий слой всё время съезжал в сторону от чрезмерной нагрузки на него покрытия. И поэтому, приходилось слишком часто менять покрытие. Иногда покрытие было слишком жидким и стекало вниз, наполняя нижний слой и от этого впитывания,  нижний слой раскисал совсем.

        Мужчины в белых пиджаках и шапочках, стоят вокруг стола. Они все, всё время в напряжении. Они всё время следят за пирогом и друг за другом. 

         Технологи производства добились соединения всех ингредиентов и связывающих их компонентов, во всех трёх основных и промежуточных между ними, слоях пирога.

           Процесс отработан. Технологи меняют лишь покрытие пирога в зависимости от того, кому и для чего должен быть предъявлен этот пирог, ведь нижний, основной слой должен выдержать любые нагрузки. 




                ***
                ДВА ЯКОВА.

         Иерусалим расположен в гористой местности. Эту гористую местность называют Иерусалимскими холмами. На главном Иерусалимском холме расположен Старый город, который обнесён каменной стеной, и имеет входы с разных сторон. Внутри, Старый город Иерусалим условно разделён на кварталы. В еврейской части Старого Иерусалима находится Стена плача. К Стене плача приходят и съезжаются со всех стран мира евреи. Они стоят лицом к  Стене и произносят молитвы, они кладут в расщелины Стены свои записочки с самыми сокровенными пожеланиями в надежде на их исполнение, ведь со своими просьбами, они обращаются к Всевышнему. Они отходят от Стены плача, пятясь, таким способом выражая Всевышнему своё уважение. Старая часть разрастающегося за стенами Старого города Иерусалима наполнена парками, скверами, синагогами, которые никто не в состоянии подсчитать, и находятся эти синагоги, чуть ли не на каждой улице. Здесь, на главном Иерусалимском холме находится здание Кнессета и основная часть зданий министерств Израиля.  Гостиничные комплексы и небольшие гостиницы, которые одна за другой тянутся по центральной улице Иерусалима, Яффо.

             С вершины этого основного холма, где проходит вся основная деятельность, видны постройки и зелёные плантации, спускаются вниз, в ложбину и поднимаются к вершине другого холма.
   Обзор окрестных холмов с основного холма, проводит в восторг любого, не только путешественника.

         Два Якова, сидят на лавочке в сквере. Они оба из СССР. Они оба были простыми рабочими. Они прожили свою основную часть жизни там, в СССР и, репатриировавшись в Израиль, каждый выбрал себе свой путь для завершения жизни.
         Один Яков, вернулся к чуве ( возврат к религии). Второй Яков продолжил путь рядового гражданина, впитавшего в себя суть советской власти, которая не признавала религии и говорила гражданам СССР, что религия – это пережиток прошлого и с ней покончено. Советская власть учила своих граждан работать и жить на свои заработанные деньги.  Тунеядцы, и разные прочие элементы антисоветского образа жизни высылались на жительство за 101 километр от пределов столиц, а особо надоедливые этой советской власти, отправлялись в лагеря и холодные сибирские или  другие жаркие места поселений.

         Антисоветских элементов в стране СССР было много.

         Человечество всегда хочет чего-то другого, чем у этого человечества есть в настоящий момент.
  - Ну, и что в твоей жизни изменила Тора? Что, тебе стало лучше жить? Столько лет ты ходишь в синагогу, столько лет ты изучаешь иврит и пытаешься читать то, что там написано…
   - Я чувствую единство…
   - С кем?
   - С моим народом…
    - Каким народом? Что ты вообще понимаешь в этой Торе? Да вы, там, в этой Торе сами никак не придёте к общему заключению… Всё воюете и воюете друг с другом… Придумываете разные виды этого иудаизма… Консервативный, Прогрессивный, Умеренный, Ультра… Придумываете себе разные течения… Ты даже сам не знаешь к какому виду иудаизма ты относишь себя. Ты никогда не дал мне ни одного вразумительного ответа, ни на один вопрос. Зачем ты ходишь в синагогу и делаешь вид, будь то  ты соблюдаешь традиции… Традиции… Все так и говорят, традиции… А, где хоть одно слово о религии? Где? Отвечай! Где слова о религии?! Так, что такое, иудаизм? Что?
  - Тора даёт пояснение всему…
  - Тора даёт пояснения. Тора, может давать всё, что она хочет дать любому, а что ты можешь взять? Что? Ты даже читать не умеешь на иврите. Ты примазываешься. Ты хочешь, быть сам не знаешь кем.
  - Прекрати, я не примазываюсь! Я верю!
  - Верю… Во что? – Яков рассмеялся. – Верю… Ты
в СССР, тоже выкидал хлеб на мусор в Песах? А, выкидал?
  - Нет… Но там и не было никакой религии…
  - Вот! Религии не было и  хлеб на мусор никто не выкидал из дома перед Песахом… Да, кто знал, когда был этот Песах? А? Кто знал?
  - Знали! Кому надо, знали!
  - А, ты?! Ты, знал?! – Яков смотрит на приятеля.
  - Я? Я? Нет, не знал…
  - Вот! Жил, жил… Ничего не знал и тут вдруг… на старости лет сделал обрезание и стал знать. Что стал знать?
  - Отстань!
  - А! Вот! Отстань! Что проще, сказать – Отстань! Так для чего тебе это какое-то возвращение?! Куда возвращение?! Для чего?! 
   - Отстань! Я хочу быть со всеми!
   - С кем?!
   - Со всеми!
   - А, разве то, что ты здесь это не значит, что ты со всеми?! Разве то, что мы все евреи приехали сюда не значит то, что мы со всеми?! Говори!
   - Отстань! Ты же слышал, что все говорят, что все… якобы приехали сюда из-за детей… Якобы там, в СССР… им не было никакого будущего…
   - А! Приехали из-за детей! Там у них не будет никакого будущего! А, здесь, что? Здесь, есть какое будущее? Учить Тору или идти в армию и вкалывать на разных работах… Те, у кого есть мозги им везде хорошо! Мозговитые, нужны везде и платят им всем как положено по их мозгам, а остальные?! Остальные, что все в ешиву учить Тору?! А, кто будет работать?! Кто?! Кто будет это всё содержать?!
  - Так… дают деньги… богатые… так написано в Торе… Надо содержать религиозных… Так написано в Торе… Делай пожертвование… жертвуй…
  - А, так ты ждёшь, что и тебе, что-то отвалят из этих пожертвований?! Говори!
  - Нет… не жду…
  - Ждёшь! Ждёшь!
  - Нет!
  - Ждёшь! Иначе бы ты не ходил в свою синагогу!
  - Ходил!
  - Нет!   
  - Ходил!
  - Нет! – Яков плюнул перед собой. – Нет!
   
            Они сидели и ругались, плевались и едва не бросались друг на друга с кулаками. Они расходились в разные стороны, но ровно через неделю они вновь сидели на лавочке и начинали одни и те же разговоры, а мимо них проходили граждане страны Израиль и… проходили годы…


          Один Яков учил иврит и пытался читать Тору. Второй Яков учил жизнь страны и пытался работать, но почему-то его всё время увольняли с работы, не дожидаясь дня выплаты зарплаты.
               Один Яков работал бесплатно и пробовал бегать по судам. Второй Яков получал в синагоге пару сотен шекелей за присутствие в ней.
   - Да, что-то наша жизнь проходит… как-то… грустно…
   - Твоя жизнь, проходит грустно, моя нет. Я выучил иврит. Хожу в синагогу. Я живу…
   - Живу?! Так и я ещё  не умер!
   - Ты? Не умер?! – Яков посмотрел на приятеля. – Да, ещё не умер…
   - А, ты что, ждёшь, когда я умру?
   - Нет. Просто я хотел сказать, что я занят делом…
   - Это ходить в синагогу… дело…
   - А, что?! Я хоть что-то делаю, а ты? Что делаешь ты?
   - Я? Я изучаю жизнь народа… нас всех… И знаешь, я пришёл к выводу, что мы все живём по-разному и это не потому, что ты ходишь в синагогу, а я нет, а потому, что мы все думаем по-разному о том, что происходит с нами в этой стране…
  - А, что такого особенного происходит? Я не заметил за все эти годы никаких изменений. У меня, как было пособие по старости так оно и осталось…
  - Ага! Ты как жил в своей халупе, так и остался жить в ней! Как бегал в бейттамхуй за бесплатным обедом, так и бегаешь.
  - А, ты, что не бегаешь? Все бегают! Вон, сколько наших там! Там одни русские!
  - А, я уже не бегаю туда! Я подсчитал, что время на проезд и деньги за проезд того, не стоят, чтобы бегать каждый день за тарелкой супа.
  - Так, а разве ты не покупаешь проездной билет на месяц?
  - Нет. Не покупаю. Я езжу только на базар Махане Иуда, по пятницам и мне хватает…
  - Так и мне хватает. Я, уже стал мало, есть…
  - Да… Ты уже совсем заучился… теперь твои мозги  смотрят только в одну сторону… А, вот, по радио «Река» в одной передаче «Журналистский парламент»… так там все эти журналисты говорили о проблемах в стране, а один… из Сохнута, так он сказал, что он наверно живёт в другой стране и не знает о таких проблемах о которых говорят журналисты. Во! Вот это живёт! Живёт в стране и ничего не знает. Ну, прямо, как ты! Ходишь в синагогу и ничего не знаешь, что происходит вокруг.
  - А, зачем мне это надо?! Я живу!
  - Так и я ещё не умер!
  - Да. – Яков посмотрел на приятеля. – Да не умер! 
  - А, я слышал, что Тора говорит, что можно откупиться от смерти, если платить вам, религиозным Здаку (Пожертвования)…
  - Откупиться от смерти?! Да, ты совсем… того… Тогда бы никто и не умирал. Все собирали бы деньги для того чтобы откупиться от смерти и кто бы сдавал деньги нам в Здаку?!
  - Но, я же точно слышал об этом по радио от какого-то, который рассказывает о еврейской Здаке…
  - Ты слушаешь и не правильно всё понимаешь. Сдача денег в Здаку  отдаляет смерть, если внезапно с человеком что-то происходит, ну в виде болезни или ещё что-то…
   - А. Понятно. Спаслись, только те у кого были деньги. Деньги. Опять деньги. Всё время только деньги. Слушай! По радио так часто говорят о Кабале. Ты что-то знаешь и можешь мне сказать…
   - О! Кабала! Это… Это…
   - О! Кабала! Это… Это… Они думают, что начитавшись всякого, они смогут попадать в какие-то другие миры. Все делают умный вид, а сами ничего не понимают, это что-то только крутится у них самих в голове и это кручение они, и навязывают другим.  Так, не знаешь?! Не говори ничего, а то делаешь вид какого-то заумного, в сам ни черта не знаешь. Вот так и в Торе. Все вы только делаете вид да ходите туда сами не знаете зачем.   
  - Нет! Мы не делаем вид. Мы ходим туда…
  - Зачем?! Каждый день с пяти утра, как на работу ходите в синагогу!
  - Так надо, чтобы до работы люди могли помолится!
  - Кому молиться? У евреев нет лика Божьего? Перед кем произносить молитву?! Молитву можно произносить у любой стены! Да никто, кто работает в пять утра туда не придёт им же ещё целый день работать! Работать! 
  - Ты мне надоел со своими разговорами!
  - Ты мне надоел со своими ответами! Ничего не знаешь! Ни на один вопрос мне ответ не можешь дать! Так зачем ты ходишь в синагогу?! Зачем?! Для чего ты изучаешь Тору?! Чему тебя научила Тора? Что там в ней такое, что тебя привлекает?! А?! Может тебе нравиться, что там все персонажи предают и убивают друг друга? Может тебе нравиться, как брата продают в рабство? Говори! А, может тебе нравиться, как сильные забирают чужих жён, устраняя соперника, может, и ты хочешь чужую жену и потому и изучаешь Тору, как путь по которому надо идти. Говори! Что ты ходишь и что ты там изучаешь! 
  - Какое твоё дело?! Хожу и хожу. Какое твоё дело?!
  - Так моё дело знать, за что или для чего государство перечисляет миллиарды шекелей религиозным, если они не имеют никакого представления о том, как живут их сограждане, как живёт страна! Государство перечисляет кучу денег да ещё вы, религиозные получаете всякие пожертвования от богатых евреев из всех стран мира! Для чего? Почему вы, религиозные не ходите в армию?! Почему не работаете?! Вы получаете пособие от государства для того, чтобы вы не работали, просиживали всю жизнь в ешивах и синагогах! Государство подаёт отчёт о том, что у нас в стране самая низкая безработица из всех стран этого, как его, забыл. Ну, этого, экономического сообщества, которое приняло к себе Израиль и всем ставит в пример, что в  Израиле такая низкая безработица и так легко  удалось пережить экономический кризис. А, эту низкую безработицу никто нигде не учитывает! Эта низкая безработица, как и вы все, только делает вид, что она низкая безработица, ведь вы все, религиозные фактически безработные, но вы уже учтены в расходе бюджета! И, если бы вас всех, не работающих, зачислить, как положено в безработные, то в Израиле была бы самая высокая в мире безработица. А, так… тот, кто работает, становится безработным и ещё побегает пока получит своё пособие по этой самой безработице. Эту низкую безработицу оплачиваем мы! Ты понял?! Мы! Поэтому я и живу так, как живу, в полной нищете! Уровень нищеты в Израиле намного выше, чем пособие прожиточного минимума. Понял?! Ты понял, что такое твоя религия?! Понял?! Ты видел этих маленьких мальчиков в этих религиозных интернатах?! Видел?! Нет?! Я видел! Я часто на них смотрю, когда их всех скопом ведут, как пленников, как плеников! Вот она твоя Тора! И нечего тебе мне ответить! Нечем крыть! Мои дети, в их годы своей нищенской зарплатой и я, своей нищетой расплачиваемся за твою Тору! Понял?! Так чему учит Тора?! Чему?! Наши еврейские девушки могут выходить замуж за кого угодно! А, мы, еврейские парни обязаны жениться только на наших еврейских девушках для сохранения еврейства! Понял, к чему нас призывает израильская Тора?! Да, израильская Тора! Потому что во всём мире евреи работают, идут в армию тех стран, в которых живут! И, никакое государство в мире, не содержит ортодоксов!  Понял?! Так чему учит Тора?! Кипу одел! Бороду отпустил! Пейсы развесил! В государстве только один праздник – День Независимости! Остальные праздники для религиозных! Народ работает в эти дни! Народ вкалывает, чтобы им было хорошо и весело жить! Так, что получается, если их не содержать, то и не будет никакой Торы?! Так значит всё построено на…
  - Замолчи! Замолчи! Я тоже думал об этом, но если не поддерживать учение Торы, то…
  - Всё еврейство погибнет и всё пропадёт?!
  - Замолчи! Замолчи! Еврейство не погибнет!
  - А, что погибнет?! Что?!
  - У-у-у-у… - Яков  завыл.
   
           Они впервые, за много лет  не ругались. Они смотрели расширенными глазами друг на друга и молчали.
  - А, ведь евреи, здесь в этой не такой уж и маленькой стране, могли бы жить…
  - Да. Могли бы…
  - В Израиле плановая экономика… Плановая! Всё подсчитано, распределено, учтено! Мимо этого планового ведения хозяйства не проскочит никто, а если случайно выскочит, то получит по голове, что б не выскакивал. Понял?!  Вот только депутаты об этом не знают и всё время говорят о том, что необходимо планирование. А, эти войны,  вместо войн со всеми арабскими странами, могли бы создать здесь ближневосточную, нейтральную Швейцарию и еврейские мозги крутили бы все потоки денег, которые исходят из глубинных скважин. И, народ сам ходил бы в синагоги, и никогда бы еврейство не кончилось. Ты понял?! 
  - Крутили бы деньгами?! Да ты что?! А, как тогда с Здакой?! Кто будет давать свои пожертвования, если в них никто не будет нуждаться?! Кто и зачем и как тогда?! Ты не знаешь Тору. Пожертвование – это и есть главное, о чём говорит Тора.
  - Так для этого и нужны нищие?! Говори! Этому учит Тора?!
  - Тора учит разному…
  - Чему ещё, кроме пожертвований?! Чему?! Не работать?!
  - Отстань! Иди и учи Тору, и тогда и ты будешь знать, чему учит Тора.
   - Иди учи… Иди учи… Ты сам, больше десятка лет ходишь и учишь, а так ничего и не знаешь!
   - Знаю! Знаю!
   - Если бы ты знал, то мог бы говорить, а ты даже говорить не можешь, совсем отупел…
   - Я?! Отупел?! Ну, знаешь, что…
   - Я знаю. Я много чего знаю и без Торы. Я знаю…
меня научили работать и жить на свои деньги, а не просить у всех…
   - Так и живи…
   - Так и живу…
             Два Якова молча поднялись с лавочки и по-шли. Они жили в одном доме. Они жили на одной площадке и двери их квартир находились рядом.  Они никогда не говорили об этом в пределах их дома и квартир. Они не хотели будоражить созна-ние своих детей и внуков, которые жили в этой стране, и казалось, что никого отношения их семьи не имеют к тому, о чём они говорят.

                ***
                НЕ СТЫКОВКА.

  - Меня уже скоро стошнит от этого пива… Для чего мы пришли сюда? Уйдём! И музыка такая дебильная звучит…
  - Сиди!
  - Меня уже воротит от этого пивного запаха…
  - Терпи!
  - Уйдём! Мне надоело делать вид любителя пива.
  - Сиди! К нам уже идут…
  - Я в туалет… Больше не могу терпеть…
  - Сиди!
             Наталья поднимается со стула.
   
  - Девочки, привет! Как дела? Как пиво? Нравится?
 
              Наталья грустными глазами посмотрела на мальчиков и направилась в туалет. Она шла в туалет и думала – Для чего они ходят в какие-то места?  Вот, даже в пивной бар припёрлись… Ну, кого можно встретить в пивном баре? Кого? А, где? Где, можно познакомиться с приличными молодыми людьми?  На дискотеке? Так там тоже мотаются одни… Нет, там никого не встретишь… А, где?            

       Наталья вернулась к столу. За столом, беседа со смехом в полном разгаре. Она посмотрела на всех, и ей сделалось скучно от мысли, что Аня всегда умеет так хорошо вписаться в любой разговор и поддержать тему, а вот она  не может заниматься всякой чепухой и болтать всякую чепуху. Она и не хотела идти в этот пивной бар. Наталья присела на стул.

         С разговора о футболе, парни перешли к разговору о жизни. Они болтали о всякой чепухе, но, как-то посматривая на девушек, быстро притихли.
   - Вам скучно?
          Наталья окинула их взглядом.
   - Я не люблю пиво… Я не люблю ходить в пивной бар…
   - Так, может, пойдём в другое место?
   - Куда? В другой пивной бар?
   - Почему в другой пивной бар?
   - А, куда? Тут для молодых и всех мест только бары да дискотеки…
         Парни переглянулись.
   - Так, может, пойдём к нам домой?
   - Это уже последняя точка в жизни, если ходить по домам к парням.
   - Так куда? Предлагайте!
          Наталья вообще не хотела никуда идти с парнями. Она посмотрела на Аню.
  - А, давайте просто пойдём на улицу… на свежий воздух, а там и посмотрим…

       Они вышли на улицу и возле бара сели на лавочку.  Нить разговора потерялась. Заполнить глотком чего-то, возникшую паузу они не могут. Парни с грустью посматривают на вход в бар и переглядываются.
  - Девочки, а может, пойдём в бар?
  - Я не хочу в бар… - Наталья скривилась. Она вообще уже вознамерилась идти домой.
  - Так, куда?
   
      Они сидели на лавочке и перебирали все места, куда можно пойти и всё крутилось возле каких-то баров, дискотек, кафе.
  - А, давайте пойдём в русский центр…
  - А, это что?
  - Это на улице Геула… здесь в Тель-Авиве…
  - Так, а что, это?
  - Так это русский центр… там прикольно…
  - Так, а что, там?
  - Так пошли и посмотрите, что там… Между прочим, там проходят всякие выставки и книжные новинки… И, между прочим директором этого клуба работает первый секретарь российского посольства… Александр Крюков. И, между прочим, он не просто отлично знает иврит. Он ещё и переводчик с иврита…
  - А, ты, что там была?
  - Была. Это место создали, чтобы люди не забывали русский язык и передавали его из поколения в поколение. И, между прочим, многие израильтяне желают изучать русский язык…
  - А, действительно, почему бы и нет?

  Они отправились в русский центр на улицу Геула.

           Перебивая друг друга, парни и девушки делились своими впечатлениями от посещения русского центра. Они шли по дороге в сторону пивного бара. В пивном баре они продолжали рассказывать друг другу о своих впечатлениях от этого посещения русского центра. Разговор как-то сам собой перетёк в ту жизнь в той стране. Они смеялись и грустили все вместе. Их жизнь, тоже разделена чертой там и здесь.
 
          Они внезапно посмотрели друг на друга.
   - А, ведь мы соотечественники…
   - Дважды соотечественники…
   - Так может ещё по бокальчику пива?! Соотечественники!

        Они расходились по домам. Парни пошли провожать девушек. Они ехали все вместе в автобусе и чувствовали, что между ними появилась связь. Они ещё не знают, вид этой связи, но то, что они  ещё встретятся, они знают точно.

        Никто не может знать, что и какие внезапно вызывает эмоции в людях.  Эта встреча, принесла им эмоции, которые не исчезают, они живут в человеке, как память прикосновения к чему-то прекрасному.    
 
         Время меняет жизнь людей. Время меняет мышление. Время меняет очень многое, но память о прожитом в любом времени остаётся с человеком и эта память вызывает эмоции… разные эмоции.
 


Рецензии
ЖИЗНЕННО...
ИНТЕРЕСНО...
УДИВИТЕЛЬНО...
СПАСИБО!!!

Зиновий Винокур   02.04.2021 14:38     Заявить о нарушении
Я живу в Израиле уже 30 лет...
Всё верно...
Хоть я и Зиновий Наумович, но, по своему характеру, я - "двойник" Зиновия Марковича...

Зиновий Винокур   02.04.2021 14:42   Заявить о нарушении
Благодарю.
С уважением. Надежда.

Надежда Кедрина   02.04.2021 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.