Педагогика. Птица Мечты

(Уважаемая администрация сайта! Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!..

В крайнем случае - если вы сочтете это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!..

С уважением, Игорь Катанугин)



ПЕДАГОГИКА. ПТИЦА МЕЧТЫ


Здравствуйте! Признаюсь сразу - пост этот вызван одним замечательным и, мне кажется, очень мало известным фильмом о школе - "Осенняя история", 1979 год... Просто случайно или как бы случайно увидел вчера это название, зашел по ссылке - посмотреть - может, что интересное? - И так и не смог уже оторваться - два с половиной часа киноленты пролетели, как миг, на одном дыхании.... Отклик в душе вдруг почувствовал... Много, много теплого дорогого сердцу сошлось - и с экрана, и из моей собственной памяти - сошлось и слилось вдруг в мелодию - чудесную музыку фильма...

Мне кажется - какой же это повод хороший поговорить, поразмышлять, пообщаться! Поделиться друг с другом чем-то дорогим сердцу и с другой стороны - своими заботами, тревогами, переживаниями...

Да, фильм касается школы, отношений людей в школе и вокруг нее - учителей, учеников, руководящих работников... Как сухо, скучно, казенно, так скажем, звучат порою слова!.. Вот тут и помогает Искусство - оно вдруг вливает Жизнь в сухость, в обыденность речи...

Предлагаю вам - начните смотреть эту картину! Начните, и - если зацепит - продолжите, вы продолжите сами, и время найдется, и вас не оторвать уже будет от экрана... И - давайте поговорим, поразмышляем потом, поделимся нашими чувствами...

У нас ведь в городе есть целое педагогическое училище (!), целый ряд средних школ, другие педагогические учреждения... Вопросы педагогики, взаимных отношений людей должны бы быть поэтому очень актуальны, востребованы - да и вообще - это жизнь, это всегда актуально... Главное, чтобы это была действительно Жизнь... Жизнь... Какое чудесное слово!.. Не звучит ли это слово у нас зачастую как-то обыденно, всуе, затертое, затасканное, выхолощенное, лишенное изначального смысла?..

А педагогика, учитель, ученичество?.. Какой смысл мы вкладываем в эти слова?.. Честное слово - прекрасно помню, как во времена Леонида Ильича Брежнева было принято рапортовать о достижениях! Однако, во-первых - достижения тогда действительно БЫЛИ, там было, о чем рапортовать! И - во-вторых - тогда в каждом отчете по любой тематике любого руководителя, любого ответственного лица было принято - наряду с достижениями - говорить и об "ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ"! Да - было выражение такое тогда - есть успехи у нас, но и "проблемы отдельные" имеются также.....

Мда... Смеются сейчас над тем временем - вот, мол, похвальба одна была тогда, хвастовство, рапорты бравурные о победах!.. Я же отвечу - а сейчас? А СЕЙЧАС - ЧТО??? Тогда хоть какие-то проблемы обозначали в отчетах, а сейчас? Почитал недавно, например, репортаж о совещании учителей осеннем ежегодном - в клубе завода АСО проводится, в зале прекрасном -

Где же слова о проблемах?.. Всё? Изжили? Не осталось проблем? Все решили?.. Где диалог? Где различные мнения?.. Опять же - ругают все Брежнева - ОДОБРЯМС! - в поговорку вошло. Однако, тогда все же БЫЛИ различные мнения, был диалог, были дискуссии бурные, были размышления о судьбах страны - и о педагогике в частности... Было понимание педагогики как служения благородного людям...

Ребенок - это не корзина, которую нужно наполнить, но факел, который хорошо бы возжечь - факел любви к знаниям, факел доброты, чести, честности, чуткости и милосердия... Не помню сейчас имя автора сего изречения, да и привел-то я его своими словами, расширив - но смысл тот, и слова эти очень подходят ко многим нашим учителям тогдашних времен...

Расскажите - что же сейчас? Почему вдруг даже само слово УЧЕНИК оказалось вдруг под запретом? "Обучающиеся" вдруг теперь появились - ученики вдруг куда-то исчезли!.. Образование превратилось в "услугу"?

А как же роль ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ? А как же роль педагога как человека, являющего собою ПРИМЕР - пример положительных качеств - честности, понимания, доброты, тактичности, сопереживания людям?.. А как же с ролью, с задачей учителя не просто "корзину наполнять" - но возжигать благородный интерес - к знаниям, к предмету своему, энтузиазм?.. Ах да - энтузиазм в ЕГЭ не заложишь...

Расскажите! Расскажите же о концепции - о концепции образования, школы! Почему детям в младших классах сразу после распада СССР стали ЗАПРЕЩАТЬ писать вопросы к каждому действию при решении задач по математике? Ведь вопросы в письменной форме с младых ногтей учили детей РАЗМЫШЛЯТЬ, учили, что ПЕРЕД ЛЮБЫМ ДЕЙСТВИЕМ - МЫСЛЬ!..

Не кажется ли вам умышленной злостной диверсией это поголовное тотальное ЗАПРЕЩЕНИЕ писать вопросы к каждому действию - не говоря уж о том, что специально УЧИТЬ ЭТОМУ НАДО БЫ - как учили нас в Советском Союзе?!..

А химию ту же возьмем - почему, вы думаете, я предложил на днях два поста больших с изложением основ теоретических (спасибо за их публикацию!)? - Меня пригласили как-то помочь девушке по химии (одноклассница пригласила к дочери), я раскрыл учебник ее школьный (пятая школа Бежецка - родная школа моя - где я и учился химии, где на олимпиадах участвовал!) - а там на ВСЕ УЧЕНИЕ МЕНДЕЛЕЕВА И ТАБЛИЦУ - ВСЕГО ОДИН РАЗВОРОТ (две страницы) - НИЧЕГО! Ровным счетом ничего! Лишь название...

И так далее, и так далее,и так далее... Про язык иностранный уже сколько писал... Где же, ГДЕ ДИАЛОГ? ГДЕ ТРЕВОГА? ГДЕ же ПОИСКИ ВЫХОДА?..


PS

В стихах вот написал по этому поводу для нашего городского сообщества в соцсети...


Конечно, сообщество местное
о местном должно и писать...
И вместе с тем - очень хотел бы
с друзьями сейчас поделиться
одним впечатленьем недавним -
картиной из мира кино...

Казалось бы - просто картина -
но стало тепло вдруг на сердце -
и вместо того, чтоб рассказывать,
я вам предлагаю смотреть...

Быть может, вы тоже разделите
героев картины дерзание,
и станете вдруг сопричастными
поиску их и борьбе -

- за торжество справедливости,
за милосердие в действии,
за право иметь свое мнение
в школе и в жизни вообще...

Мир светлый пред нами раскроется
людей, что хотят жить по совести,
быть чуткими к горю товарища
и ближнему руку подать...

Реально ли это, бывает ли? -
Смотрите и думайте сами...
И, может быть,в небо взовьется
лучистая птица Мечты...


Давайте посмотрим кино!.. И еще - не мог не привести комментарии - малую толику отзывов хотя бы на этот замечательный фильм... Может быть, Вы тоже захотели бы высказаться?...


ОСЕННЯЯ ИСТОРИЯ (1979) - по повести Марии Прилежаевой "Осень"; режиссер - Инесса Селезнева...


PPS

Не мог не привести комментарии...


Анна С.: Великолепный фильм о порядочности ...

Любовь Л.: А Вы прочувствовали слова: иначе придут другие и уведут у нас детей, будут они жить без мечты... Так и получилось! Фильм замечательный!!!

Ольга П.: Раньше старались воспитать Человека!

Ирка В.: Целая эпоха на кинематографической плёнке... Улицы, дома, одежда, люди, общение,... Даже листва с деревьев опавшая - другая.
Странно и печально понимать, что это всё ушло. Ушло и больше никогда не повторится. Никогда.

И.Н.: Какое было счастливое время и нам посчастливилось в нем жить! Ностальгия до слез !

Татьяна Ф.: Фильм уже как фантастика. Еще лет через 20 будет сказкой.

Марина Ч.: Какой фильм! "Иначе найдутся практические люди, растолкают всех локтями...". К сожалению мы пришли именно к этому кошмару.

Наралита В.: Селедку купить за счастье ... а сейчас этой селедки завались... а счастья у людей нет...

Лилия Б.: Была душевность, патриотизм, уважение, совесть.. Как жаль, что мы это потеряли.

Алина З.: Писать сейчас не могу ... ещё и ещё и ещё раз БУДУ СМОТРЕТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ....БЛАГОДАРЮ ВАС за СВЕТ , что несёте в Такое непростое ВРЕМЯ... НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН !!!

Ирина В.: Смотрю кино и искренне плачу, я в 79-ом училась в 10-ом классе. Школьная форма, белые воротнички и манжеты, комсомольские значки. Жизнерадостные, целеустремленные, открытые, добрые. Уважали учителей, ценили дружбу, не гнались за шмотками. Мы просто жили! Счастливо и беззаботно.

S.C.: Эти люди уже как с другой планеты:( жаль все потеряно.

Галя С.: Господи! Какие пророческие слова! Прошли годы и увели наших детей в порочное, отвратительное будущее....

Светлана Х.: Да-а, было время! Только сейчас понимаем, что имеем - не храним, потерявши - плачем. А музыка какая!

Нелли Р.: Это было время, когда всем было до каждого и каждому до всех. Сейчас никому ни до кого нет дела

Елена К.: Музыка Рыбникова бесподобна!



Видео-приложение: (ссылка на эту картину)

https://www.youtube.com/watch?v=pcCqt_H8LpM


Картина: Пылающее сердце Данко...

Картина из коллекции Яндекса, автор, к сожалению, не указан...


Рецензии