Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 56

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ПОЧЕМУ РАДЗИВИЛЛ НЕ ИСПРАВИЛ ОШИБКУ?

Можно привести еще целый ряд примеров, когда однотипные названия отмечались в разных областях Белой Руси.

А теперь зададимся вопросом: откуда эта «зеркальность», почему ряд одинаковых топонимов повторяется – «двойники» обнаруживаются на востоке и на западе междуречья, на расстоянии примерно полусотни километров?

Найти «мудрый» ответ сложно, причины кроются в глубине веков, и не можем мы пока что сослаться на безукоризненную аргументацию. Можно только предполагать.

В монографии русско-американского историка, профессора Йельского университета Георгия Вернадского (сына знаменитого русского мыслителя) утверждается, что еврейская часть белорусских жителей в эпоху великокняжения дважды выселялась, а потом возвращалась на прежние места.

Можно ли исключить, что горькую судьбу изгнанников не повторили первые лепельцы? Находясь в центре драматических событий – а таким центром был непокорный Лукомль, обитавшие в нем люди могли попасть под горячую руку и пострадать. Еще раз вспомним Проклятое Поле там. 

К сожалению (а может, к счастью?), это только теория. Принимать ее как безошибочный вывод нельзя – точно так же, как не признавать вынесенный на лист карты обозначенный пред Лукомлем LEPEL. Конечно, Радзивилл, мог и не быть столь дотошным «экспертом», чтобы зафиксировать ошибку. Его как магната, наверное, больше интересовала помпезность работы: вписывается ли она в величественность его положения? Если б он был заинтересован в достоверности сведений, то наверняка прибег бы к другим способам добычи информации.

«Как еще один минус, снижающий доверие к картографической работе иностранца, можно считать, что он не указал Лукомльское озеро: огромный водоем в одной зоне с LEPEL SPAL», - заключает тему историк Носевич.

Что ж, согласимся: все точки над «i» не расставлены, вопросы остаются.

В заключение можно добавить, что готовится к выпуску сборник старинных карт Беларуси, которые разыскал и объединил специалист в этой области, историк Лев Козлов – его еще называют белорусским Меркатором. Может, там найдутся более неоспоримые трактовки необъяснимого факта?

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): итальянский картограф Риччи Дзаннони.


01.11/20


Рецензии