Искусство в моей жизни. Приложения. Аркадий Райкин

Уважаемые читатели!
   Как  и обещал, в этом Приложении я хочу разместить хотя бы несколько из своих многочисленных статей, эссе и интервью с   интереснейшими   деятелями  культуры ушедшего ХХ века. Их творчество вдохновляло не только мою скромную персону, но и  согревало десятки миллионов бесхитростных душ, даря нам всем множество незабываемых мгновений.
Начну с легенды номер один для меня, с  великого Аркадия Райкина.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ    
          Аркадию Исааковичу Райкину- 75 лет 
     ( Опубликовано в журнале "Советская эстрада и цирк" ,1986 г., номер 10.Москва)
               
1 часть.

    Размышляя о том,как выглядит сатирическая эстрада из глубины зрительного зала, хочу начать не с юбилейной ноты, хотя, безусловно, такая красивая дата в жизни замечательного артиста- событие не рядовое, а исходя из критического отношения к тому, что сегодня происходит
 " вокруг смеха".
   Согласитесь, сатириков у нас хватает, вернее, хватает тех, кто  именуют себя таковыми на том основании, что числятся в соответствующем штате и воспроизводят, вплоть до запятых, определенные тексты. И живется таким "сатирикам" неплохо: они выступают, гастролируют, снимаются на телевидении. Сдача их программ происходит без сучка-задоринки, почти как досрочный ввод  жилых домов.
Еще лучше тем, кто щеголяют в розово-бежевом мундирчике "юмористов". Так и получается: не смешно- значит, сатирик, не умно- стало быть, юморист...
Конечно, речь не обо всех исполнителях монологов, фельетонов и пародий, а лишь о тех, кто, как броней прикрываясь звучными терминами, не подтверждает их творчеством.
   Нужны ли современной эстраде, включая телевизионную, нелепые недоразумения, вроде "Однажды зимой"(думается, участие в этом юмор-шоу В.Винокура - просто недоразумение), "прогоревшие" кабачки, вконец "обеззубевшие" старушки-молодушки, бесчисленные пародисты одних и тех же персонажей(Л.Лещенко, А.Пугачева и т.д.) , пересказыватели старых анекдотов и им подобные? Не оттого ли мы стали задыхаться от волн серости, о которой сегодня во весь голос говорят писатели, кинематографисты, видные артисты и режиссеры,что многие годы позволяли ей спокойно и сноровисто забираться на облюбованные высотки? Улыбались, аплодировали, даже похваливали, забывая о том, что смех- всегда социален, что талант, поставленный на службу себе, а не обществу, сам себя и обесценивает.
Талант-служит, посредственность - прислуживает...

   Трудно представить Владимира Маяковского, читающим на вечере юмора пошловатые "размышлизмы", вроде того, где джентльмен и дама назначили свидание под часами...Висящими над диваном...
Или Николая Павловича Смирнова-Сокольского, забавляющим публику имитированием все тех же Папанова или Вицина... И уж совсем невозможно в роли
 " пустопорожнего"  разговорника-развлекателя вообразить Аркадия Райкина, которого мы видели в сотнях ролей, но главная, истинная роль которого - быть гражданином, мыслителем, патриотом.
   Только честный,истинно талантливый и мужественный человек спосоден завоевать главную награду в искусстве- любовь и уважение народа.
Эту награду Аркадий Райкин имеет. Его творчество близко и понятно миллионам людей. Это не расхожий штамп и не пышная фраза, призванная неизменно сопровождать выступления признанного артиста. Нет, каждый раз Аркадий Райкин покоряет сердца зрителей вновь. Ведь один спектакль никогда не повторяет другой, меняется зритель, жизнь выдвигает новые проблемы и то,
   что вызывало вчера смех и одобрение( хотя бы "В гречес- с -ском зале"), сегодня, после соответствующего Постановления о безалкогольности бытия,уже выглядит как "отклик" и воспринимается публикой  по-другому.
Постоянство успеха, наверное, заключено в постоянстве движения к "болевым" точкам, в полной самоотдаче, в высочайшей требовательности к себе.
И сегодня, как показал, в частности, один из последних спектаклей Государственного театра миниатюр " Мир дому твоему", артист, при одном появлении которого зал буквально вскипает от аплодисментов, по-прежнему радует зрителей открытиями...
(Продолжение следует)


Рецензии