Советские субмарины послевоенных лет

В моей личной жизни были три года службы на подводной лодке в должности начальника медицинской службы, или как меня обычно называли, доктора. Причем службу я проходил на подводной лодке послевоенной постройки,  которые назывались дизельными, но правильно, дизель-электрическими субмаринами.  Это были не самые плохие три года жизни, они оставили о себе много всяких воспоминаний, и приятных, и не очень.  Но все, что связано с подводными лодками, меня до сих пор волнует. И сегодняшний материал будет посвящен субмаринам послевоенного поколения, или  постройки, в том числе 611 проекта, на которой я служил.

Замечу сразу, что деление на «поколения» в военном кораблестроении нередко достаточно произвольное, точнее субъективное. У разных авторов отнесение того или иного корабля к тому или иному поколению может отличаться друг от друга, хотя бывают и достаточно четкие критерии. Например, такая картина наблюдается при рассмотрении дизель-электрических субмарин первого послевоенного поколения. На их конструкцию и архитектурные решения сильное влияние оказали немецкие подводные лодки XXI и XXIII серий, строившиеся в фашистской Германии в последние два года Второй мировой войны. Они отличались от предшественниц полным электродвижением, недаром их именовали «электроботами», и предназначались преимущественно для действий в подводном положении во время всего автономного плавания. Для этого на них имелись аккумуляторные батареи увеличенной емкости. Лодки снабжались шноркелями – устройствами, обеспечивающими работу дизелей под водой (РДП). Гидроакустическая аппаратура позволяла производить атаку цели без визуального контакта с ней. На лодках имелось каучуковое покрытие, затруднявшее работу ГАС противника. Большие лодки XXI серии получили электромеханические устройства быстрого перезаряжания торпедных аппаратов. Форма корпуса этих субмарин способствовала хорошим пропульсивным качествам. Они развивали под водой максимальную скорость в 12,5 узла (малые ПЛ XXIII серии) и 17,2 узла (ПЛ XXI серии). Рекордными по тем временам были и рабочие глубины их погружения: 180 м у ПЛ XXIII серии и 220 м у ПЛ XXI серии.

К счастью для союзников по антигитлеровской коалиции, субмарины этих двух типов фактически не успели принять участия во Второй мировой войне, но они после капитуляции Германии оказали огромное влияние на конструкторов подводных кораблей бывших союзников.

Соединенные Штаты не только осуществили обширные программы модернизации своих многочисленных подлодок военной постройки – Greater Underwater Propulsion Power Program (GUPPY) и Fleet Snorkel boats (FSC), в которых широко использовались немецкие технологии, – но и приступили к строительству новых ДЭПЛ послевоенного поколения типа Tang (1951 г.). Они имели подводное водоизмещение 2260 т и длину 82 м. Субмарины развивали максимальную подводную скорость хода в 18,3 узла, а глубина их погружения достигала 210 м. Вооружение состояло из 26 торпед, которые выстреливались из шести 533-мм носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Всего было построено шесть лодок этого типа (еще одна – Darter – собрана по несколько измененному проекту и использовалась в качестве опытовой), поскольку многочисленные ДЭПЛ военных проектов, прошедшие модернизацию по программам GUPPY, вполне устраивали ВМС США и обходились заметно дешевле.

Иная ситуация сложилась в СССР. Советский флот располагал большим количеством изношенных в годы войны подводных лодок устаревших проектов. Между тем бывшие союзники по антигитлеровской коалиции превращались в противников, а мир катился к «холодной войне». Военно-политическое руководство страны понимало, что ему практически нечего противопоставить таким мощным военно-морским державам, как США и Великобритания. Нужно было срочно предпринимать нечто такое, что могло сдержать военно-морскую машину западных держав. Изучив опыт войны на море 1939-1945 гг., выбор был сделан в пользу подводных лодок.

20 октября 1950 г. на заводе «Красное Сормово» в Горьком через семь месяцев и семь дней после закладки была спущена на воду средняя подводная лодка С-80 – головная проекта 613. Всего для отечественного флота промышленность построила 215 субмарин этого типа, которые стали самыми массовыми в послевоенной истории не только в нашей стране, но и во всем мире. Годовое производство доходило до 73 единиц. Еще 21 лодку собрали в Китайской Народной Республике из советских комплектующих.

При подводном водоизмещении 1347 т и длине 76 м 613-е могли нырять на глубину до 200 м, что вдвое превышало возможности ДЭПЛ предвоенных проектов, и развивали 13-узловую подводную скорость. Экипаж из 52 человек мог находиться в море 30 суток. Дальность плавания на 10 узлах составляла 8580 миль. На лодках имелось устройство РДП. На них впервые в отечественной практике устанавливались современные электронные средства обнаружения и связи. Четыре носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппаратов предназначались для стрельбы 12 торпедами или постановки 22 мин.

Именно на ДЭПЛ 613 проекта советские подводники впервые оторвались от родных берегов. На них они смело стали выходить в Северную Атлантику, а бегая к берегам Аляски, освоили суровые северные районы Тихого океана. Они держали под прицелом корабли 7-го флота ВМС США в японских водах и от Камчатки спускались в тропические широты.

На базе ДЭПЛ 613 проекта были созданы первые отечественные подводные ракетоносцы проектов 644 и 665 с крылатыми ракетами П-5 для поражения береговых объектов противника ядерными боевыми частями мощностью до 650 кт на дальности до 500 км. То есть эти лодки являлись стратегическим оружием. Значительная часть подлодок 613 проекта в 60-80-е годы прошлого века переоборудовалась в опытовые для испытаний новых образцов оружия, электроники и силовых установок.

10 октября 1957 г. в губе Черной Новоземельского полигона подводная лодка С-144 проекта 613 под командованием капитана 2-го ранга Георгия Лазарева впервые в практике отечественного флота произвела стрельбу торпедой Т-5 с ядерной боевой частью РДС-9 («Реактивный двигатель Сталина-9», как ее окрестили в ведомстве Лаврентия Берии, отвечавшего за разработку этого оружия). Результат оказался впечатляющим. Взрывом были потоплены два устаревших эсминца, две подводные лодки и два тральщика, еще несколько других кораблей-целей, находившихся в боевом поле, получили серьезные повреждения.

Наряду с 613-ми строились большие подводные лодки проекта 611 (26 единиц). При их проектировании тоже использовались технологии немецких ДЭПЛ XXI серии, а также опыт, накопленный при создании ДЭПЛ 613-го проекта. Ряд систем, приборов, механизмов и устройств в целях унификации позаимствовали у «эсок». Но это был, безусловно, оригинальный проект, а не увеличенный вариант 613-х. На 611-х впервые внедрили внешние шпангоуты прочного корпуса, что позволило улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов. Их подводное водоизмещение достигало 2600 т, максимальная скорость подводного хода составляла 16 узлов, а предельная глубина погружения – 200 м. Дальность плавания удалось довести до 22 000 миль. Эти лодки с экипажами из 61 человека первыми среди отечественных кораблей вплотную подобрались к берегам Соединенных Штатов Америки. Подводные лодки Б-88 и Б-90 совершили 27 октября 1959 г. – 24 марта 1960 г. беспримерный и не повторенный по сей день переход из Североморска в Петропавловск-Камчатский через Атлантический, Индийский и Тихий океаны с огибанием Австралии с юга.

ДЭПЛ проекта 611 несли 22 торпеды, которые выстреливались из шести носовых 533-мм и четырех кормовых торпедных аппаратов. Другая версия боевой нагрузки предусматривала размещение шести торпед и 32 мин АМД-1000. 16 сентября 1955 г. с борта подводной лодки Б-67 Северного флота, переоборудованной по проекту В-611 «Волна», впервые в мире стартовала морская баллистическая ракета Р-11ФМ. Затем по улучшенному проекту АВ-611 были перестроены или достроены еще пять субмарин проекта 611, которые помимо торпедного оружия несли по две БР Р-11ФМ, размещенных в вертикальных пусковых установках в ограждении выдвижных устройств. Они стали первыми советскими подводными лодками стратегического назначения. Нельзя не заметить, что в 1960-1980-е годы большую часть ДЭПЛ проекта 611 переоборудовали в опытовые корабли для испытания перспективных видов военной техники, а также в носители глубоководных комплексов «Архипелаг» и «Селигер».

В первые годы после Великой Отечественной войны создатели советских подводных лодок, как и в предвоенный период, придерживались трех направлений их развития. Считалось очевидным, что флот должен располагать большими субмаринами для действий в дальних океанских акваториях (611 проекта), средними (613 проекта), которые годились и для дальних плаваний, и для защиты прибрежных морей. А вблизи своих берегов и обороны военно-морских баз и портов должны были развертываться малые ПЛ. И в составе ВМФ СССР такие лодки тоже появились.

Ни с чем не сравнимый облик имели советские подводные лодки второго поколения проекта 641. «Зализанное» ограждение выдвижных устройств, вытянутый корпус с небольшой седловатостью, возвышавшийся от кормы к носу, который венчал обтекатель гидроакустической станции, издали похожий на фигу, придавал этим ДЭПЛ задиристый вид. 58 океанских субмарин этого типа ВМФ СССР (еще 17 лодок были построены для зарубежных заказчиков) действительно бросили вызов ВМС США и других стран НАТО.

Четыре подлодки данного проекта (Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130) прославились во время Карибского кризиса осенью 1962 г., когда Соединенные Штаты вынуждены были бросить на их обнаружение и нейтрализацию практически все силы своего Атлантического флота. Б-130 под командованием капитана 3-го ранга Николая Шумкова известна также тем, что 23 октября 1961 г. провела в губе Черной испытания автономного специального боевого зарядного отделения (АСБЗО) – ядерного боеприпаса, который можно размещать практически на любых торпедах. Через четыре дня лодка успешно выполнила и повторную стрельбу.

Подводные лодки 641 проекта являлись развитием 611 проекта. Благодаря применению стали марки АК-25 предельную глубину погружения довели до 280 м. Дальность плавания возросла до 30 000 миль. Эти субмарины надолго «прописались» в далеких морях и океанах.

Существенно обновилось радиоэлектронное оборудование ДЭПЛ. Их подводное водоизмещение составляло 2550 т, длина – 91,3 м, максимальная скорость подводного хода – 16 узлов. 22 торпеды выстреливались из шести 533-мм носовых и четырех кормовых торпедных аппаратов, из которых можно было стрелять с глубины 80 м. Вместо торпед могли приниматься 32 мины. Если учесть, что лодки являлись носителями ядерного оружия, то они представляли серьезную угрозу потенциальным противникам.

В 1958 г. в Горьком на заводе «Красное Сормово» началось строительство средних дизель-электрических подводных лодок второго поколения 633 проекта. Планировалось пополнить ВМФ СССР 560 такими субмаринами. Однако флот получил только 20 этих ДЭПЛ. Может быть, они оказались неудачными? Совсем нет. Просто флот сделал ставку на атомоходы. И средств на строительство средних подлодок просто не хватало. Однако за 633-ми закрепился мировой рекорд как самых «экспортнопопулярных» субмарин. Несколько лодок из состава ВМФ СССР поставили Алжиру, Болгарии, Египту и Сирии. Советский Союз передал КНР проектно-техническую и технологическую документацию по лодке проекта 633. В Китае были построены 84 субмарины, получившие обозначение тип 033. Для ВМС Египта в Китае собрали четыре лодки, а для ВМС КНДР – семь. В свою очередь, в Корейской Народно-Демократической Республике с помощью КНР в 1976-1995 гг. были построены 16 субмарин типа 033. Другими словами, в общей сложности мировой рынок востребовал более 120 подводных лодок проекта 633. К этому числу можно добавить еще 20 китайских субмарин типа Ming (тип 035) – дальнейшее развитие проекта 633.

Ко второму послевоенному поколению неатомных подводных лодок относятся и ДЭПЛ проекта 629/629А (24 единицы), оснащенные тремя баллистическими ракетами надводного старта Р-13 с ядерными боевыми частями мегатонного класса комплекса Д-2 (лодки 629 проекта), а после модернизации по проекту 629А таким же количеством БР Р-21 подводного старта комплекса Д-4.

При проектировании этих субмарин использовались наработки по ДЭПЛ 641 проекта. При этом подводное водоизмещение увеличилось до 2820 т, длина – до 98,9 м, а вот подводная скорость упала до 12 узлов. Кроме ракет субмарины несли шесть торпед, которые размещались в четырех носовых и двух кормовых 533-мм аппаратах.

На какое-то время ракетные ДЭПЛ проекта 629/629А компенсировали нехватку в Советском флоте атомоходов аналогичного назначения. А вот главным вооружением 16 ДЭПЛ проекта 651 подводным водоизмещением 4307 т и подводной 14-узловой скоростью хода были четыре крылатые ракеты надводного старта П-5 для нанесения ударов по береговым целям или П-6 для поражения надводных кораблей.

Моя служба проходила на подводной лодке 611 проекта Б-63, второй в этом классе субмарин.  Эта лодка начинала свою службу на Северном флоте, затем прошла северным морским путем на Тихоокеанский флот, где начала служить на Камчатке. Затем ушла во Владивосток на капитальный ремонт и модернизацию. Вот тогда и началась моя служба на ней. Но пока лодка завершала ремонт и была приписана к 4-й бригаде 6-й эскадры подводных лодок  Краснознаменного Тихоокеанского флота, мне довелось часто выходить в море на других лодках нашей эскадры.  Врачей не хватало, к тому же у них бывали отпуска, а выход в море, даже кратковременный, без врача запрещался. Поэтому мне довелось плавать на нескольких лодках,  проходящих заводские испытания после ремонта на Дальзаводе и 178 заводе в бухте Золотой Рог. Это были лодки 613, 629 и 651 проектов.

По завершению ремонта и прохождения заводских испытаний наша лодка была переведена для дальнейшей службы в 19-ю бригаду в бухту Малый Улисс под Владивостоком.  И в этой бригаде мне довелось выходить на «чужих» лодках, и это были лодки 641 проекта, модернизированная лодка 611 проекта (Б-73). Так что я не только своими глазами видел все субмарины постройки первых  послевоенных лет, но и выходил на них в море и погружался в морские пучины.  За моими плечами одно автономное плавание на Б-63 в годы «горячей» Вьетнамской войны, с торпедой с ядерным зарядом.  Все это оставило в моей памяти неизгладимое впечатление. Я был горд, что служу на передовом рубеже защиты родного Отечества – Союза Советских Социалистических Республик.


Рецензии