Послесловие к эпилогу. Глава четвертая

                4.Личный фактор


  Оглядываясь на дела минувших лет, обнаруживаешь, насколько большую роль в ней играет личностный фактор,- заинтересованность и симпатии, то ли отдельного политика, то группы политиков.
  Трансиордания осталась на Западному берегу благодаря потворству благоволящей ей Британии.
  Она же способствовала и ее закреплению в Иерусалиме.
  Когда в ООН было принято решение о разделе Палестины на два государства, статус Иерусалима обсуждался отдельно.
  Было решено, что в нем будет "специальный международный режим, который должен быть обеспечен через Совет по опеке".
  В восточной части, Старом городе, жило арабское население, в западной - евреи.
  В конце 1948 года Трансиордания аннексировала Восточный Иерусалим.
  Аннексию признали только Великобритания, СССР и Пакистан. И тем не менее, это привело к далеко идущим последствиям.
  Израиль, разумеется, признавать это не мог и не хотел, хотя доступ в Восточный Иерусалим получил лишь после победы в Шестидневной войне 1967 года.
  Но еще в декабре 1949 года Бен-Гурион объявил о переезде правительства в  Иерусалим(западный).
  В марте 1950 года здесь прошло  первое заседание Кнессета, на котором Иерусалим был , по настоянию премьера, объявлен столицей  государства.
  Его отговаривали от этих шагов, боясь жесткой международной реакции, но Бен-Гурион настоял на своем.
  Позже, в мемуарах, он пояснит:"Почему я решил, что это нам удастся?...Если им (Трансиордании) позволили остаться в Иерусалиме, то почему должны запретить нам?.. Я был твердо убежден, что все предостережения, которые делала ООН,  не более, чем пустые слова".
  Но под давлением арабских стран израильский суверенитет над Иерусалимом не признан ни ООН, ни ЕС.
  "Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет",- такую резолюцию приняла Конференция неприсоединившихся стран в июне 1980 года. А в июле этого же года Кнессет принял Закон, объявляющий Иерусалим "единой и неделимой столицей Израиля".
  В ответ Совет безопасности ООН большинством голосов принял в августе резолюцию, не признающую этот закон.
  А что же Иордания, ныне маленькое государство с примерно десятью с половиной миллиона населения? Она по-прежнему сохраняет влияние в Восточном Иерусалиме, потому что здесь есть  важные для мусульман духовные объекты, и, прежде всего, Мечеть Аль-Акса, расположенная на Храмовой горе.
  Это третья святыня ислама после мечетей в Мекке и Медине. Согласно поверью, пророк Мухаммед прилетел из Мекки в Иерусалим и здесь вознесся на небо.
  В мечети Аль-Акса одновременно могут молиться до пяти тысяч человек, и Иордания через свое представительство тщательно следит за тем, как соблюдаются права верующих мусульман в Иерусалиме.
  Это право оговорено отдельным пунктом в мирном договоре, заключенном между Израилем и Иорданией в 1994 году.
  Дело еще и в том, что многие палестинцы, если не большинство, имеют иорданское гражданство, которое им было предоставлено еще Трансиорданией после оккупации Западного берега. И нынешняя Иордания "отвечает" за них.
  Одно время в воздухе витала идея:вместо того, чтобы создавать очередное арабское государство Палестина, присоединить какую-то часть Западного берега к Иордании и на этом поставить точку.
  Но, говорят, Иордания категорически против этого. Брать на себя ответственность за судьбы тысяч палестинцев, заботиться о их благополучии она не желает. Достаточно того, что палестинцы Западного берега в индивидуальном порядке могут приезжать а Иорданию и устраиваться здесь на работу или учиться.
  Поэтому Иордания тоже ратует за создание Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
  Эта проблема мусолится годами, она приобрела уже устойчивую инерцию, и вдруг в 2017 году ее взорвал Трамп. 6 декабря он объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и дал указание Госдепу начать подготовку к переезду посольства США из Тель-Авива в Иерусалим.
  Здесь надо пояснить, что хотя Израиль считает Иерусалим своей столицей, и в нем функционируют правительство и парламент, зарубежные посольства демонстрируют не согласие с этим и располагаются в Тель-Авиве.
  И вот привычную ситуацию взорвал Трамп, естественно, вызвав бурю негодования чуть ли не во всем мире.
  Взбешенный Махмуд Аббас даже пригрозил,  что прервет все связи с США.
  Изменил ли что-то перевод посольства США в Иерусалим? Это событие вызвало радость у израильтян, премьер Нетаниягу даже объявил, что в знак благодарности будет построен новый поселок имени Трампа.
  Но практически всё осталось по-прежнему. Потому что ЕС не только не поддержал решение Трампа, но резко осудил его.
  А сам Трамп, столкнувшись с этим, и с особенно резким осуждением арабских стран, тоже заговорил о том, что статус Иерусалима должен быть тщательно обсужден при рассмотрении соглашения между Израилем и Палестиной, с учетом интересов обеих сторон.
  На этом всё и замерло. До какого-нибудь очередного взрывного события, которое спровоцирует очередной интересант.
  Кстати, не так давно о том, что обеспокоен судьбой Иерусалима, объявил Эрдоган.
  Видимо, считает, что имеет на это особые права. Ведь до британского мандата Палестина входила в состав Оттоманской империи.
  А Иерусалим еще в 1517 году был захвачен османскими турками.
   
 







 









 










 







 





 


Рецензии