Внутренний мир, или Я, в письменной речи. Часть I

Мы формируем свою речь посредством построения предложений, которые мы проговариваем вслух. По концепции Мысль-Слово-Дело, которую впервые предложил Аристотель, можно понять, что мысль является источником всего. Мы строим свою речь на основе мысли, а за словом, как правило, следует действие. Это подтверждает известную фразу «мысли материальны». Выходит, что мысль, родившаяся у человека, определяет его дальнейшую судьбу, задает вектор, по которому он будет двигаться дальше. Люди с грамотной речью создают положительное впечатление со стороны. Они кажутся людьми интеллигентными, образованными. Однако, это впечатление зачастую оказывается обманчивым. И всё потому, что слово далеко не всегда соответствует той истинной сущности человека, что называется Я; иными словами, как только мы узнаём человека чуть лучше, то есть по его делам, нам становится виден его внутренний мир.

Человек, который живет внутренним миром, от себя ничего не скрывает, точнее, он ставит перед собой цель узнать себя лучше, готов поставить собственные интересы ниже общего блага.

Я называю это быть преданным себе, своему внутреннему миру. Если не брать во внимание только что проделанный мною разбор этой фразы, не углубляться в ее суть, первое, что приходит в голову, это не думать ни о ком, кроме себя, жить так, как требует собственное эго. Правда, что «предан себе» каждый поймет по-своему. И, скорее всего, здесь будет два варианта. Всё зависит от того, что для человека значит «Я». Знает ли он СЕБЯ? Кто-то сводит свою жизнь к материальному Я, или, говоря христианским языком, предается на благо своего живота. Но есть люди, для которых Я нечто большее. Они, прежде чем в своей жизни определить для себя что-то важное, начинают задумываться о смысле в целом. Например, о смысле своего существования. Таким людям открываются совершенно новые границы бытия. Сердце начинает наполняться иными чувствами. Как правило, материалисты стараются подавить это в себе, закопать как можно глубже то, что мешает им жить комфортно и легко, ни о чем не задумываясь – брать от жизни всё, при этом ничего не отдавать. И всё потому что они не верят в существовании внутреннего мира. Не хотят признать тот факт, что своей деятельностью (что бы это ни было) они не дают блага другим, а наоборот, забирают себе. В частности, я имею в виду людей, которые имеют славу, власть и деньги. Об этом я также писал в предыдущей статье, когда рассказывал, каким должно быть творчество. И вся проблема в том, что человек не хочет признавать свои грехи, ему становится стыдно, когда он смотрит в лицо своей совести.

Вспомним Дориана Грея. Главный герой скрывал от всех свой истинный лик, создавал на протяжении всей жизни лишь образ СЕБЯ, а истинное – прятал глубоко в душе, во мраке, где никто бы никогда не увидел. Внешность героя сохранялась безупречной, даже совершенствовалась, в то время как душа была изуродована и вычернена поступками героя. На все времена и на все подобные случаи жизни, описанные Оскаром Уайльдом, смысл внешнего благополучия в ущерб внутреннему духовному совершенствованию передает текст Евангелия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27).

Концепция Мысль-Слово-Дело, с которой я начал свое повествование, является, безусловно, неким базисным аспектом, универсальной основой понимания множества философских истин, которых до того времени человечество не знало. Однако, несмотря на всю уникальность концепции Аристотеля, считаю необходимым дополнить ее христианским смыслом. К сожалению, современное общество всё чаще отказывается от традиционных нравственных ценностей и забывает, что слово не только должно иметь красоту, но и нести за собой соответствующий характер деятельности. Ибо слово жаждет воплощения... И концепция с такой точки зрения становится не так актуальна для человека, как этого бы хотелось. Мысль перестает являться первопричиной поступков человека, и тем более определять его судьбу. И как бы мы хорошо не владели словом, соответствующих поступков (дел) данный навык нам не прибавит. Важно то, какой смысл несет слово, а не красота его, ибо смысл актуализирует волю. В одной из молитв, предшествующих прочтению Псалтири, очень сложного текста на старославянском языке, есть такие слова, обращенные к Богу: «Го;споди, упра;ви ум мой и утверди; се;рдце мое;, не о глаго;лании усте;н стужа;ти си, но о ра;зуме глаго;лемых весели;тися, и пригото;витися на творе;ние до;брых дел». Ведь красота, в том числе и речи, бывает обманчивой. Мысль-Слово-Дело – это способности человека, универсальные, сущностные. Мысль рождается, человек обрабатывает ее своим сознанием, трансформирует мысль в слово. Будто придает ей облик. И в силу своего несовершенства наше слово утрачивает изначальный заданный ему смысл, оно будто распадается на кусочки, теряясь где-то в пространстве. Быть услышанным в наше время очень не просто. Люди, каждый день общаясь, по сути, не слышат друг друга.

Связь: https://vk.com/1nsait


Рецензии