Евпаторийский десант

Евпаторийский  десант
(5 – 8 января 1942 года)

В 2007 году мы с женой купили дом в селе Колоски Сакского района. В 2010 году я добился разрешения к доступу архивных материалов Евпаторийского краеведческого музея, чтобы изучать факты из истории северо-западного степного Крыма. Познакомился с директором  Татьяной Евгеньевной Придневой и сотрудниками музея.

5 мая 2010 года у меня была вторая встреча со старейшим жителем села Колоски Сакского района Павлом Сергеевичем Фирсовым, я попросил его рассказать  о Евпаторийском морском десанте то, что он помнил. Память у Павла Сергеевича была цепкая, в январе 1942 года, когда проводили десантирование в Евпаторию, ему было 12 лет. Я записал его рассказ на диктофон, чтобы вечерам переписать на бумагу.
 
Фирсов Павел Сергеевич, родился в 1929 году в Сосковском районе Орловской области. Его отец с 1929 года ездил в Крым на заработки, он был хорошим бандажником, делал бочки. В 1936 году отец перевез свою семью  в деревню «Грядущий мир»  Евпаторийского района. С тех пор Павел Сергеевич постоянно жил в этой деревне, позднее названной Колоски.

С воспоминаниями Павла Сергеевича я поехал к директору Евпаторийского краеведческого музея Т.Е.Придневой. Она сказала, что материалов по десантникам, похороненным в деревне Колоски, очень мало, и подарила мне только что изданный «Вестник музея № 7» под названием «Помнить ради будущего», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В том сборнике имеются некоторые, порою противоречивые, материалы о Евпаторийском морском десанте, проведенном 5-го января 1942 года. Среди них очерк Э.Л. Поляновского «Три дня войны», воспоминания оставшихся в живых десантников, в том числе воспоминания командира взвода лейтенанта Г.К. Пронина. В «Вестнике музея» также опубликован список  735 участников Евпаторийского морского десанта.

На основании этих документов мне более-менее определенно  представились события той  военной операции, о которых я и поведал в книге «На пути в Калос-Лимен», изданной в Евпатории в 2014 году издательством «Крымский Афон»…

Первый десант в Евпаторию был высажен в ночь на 6-е декабря 1941 года. Тогда десантники захватили документы из полицейского и жандармского управлений, освободили из плена более 100 заключенных, прихватили 12 «языков», сожгли  здание городской управы,  пассажирскую пристань и благополучно вернулись в Севастополь.

Тот успех в декабре 1941 года, а также успешная высадка десанта на Керченском полуострове, взятие им Керчи и Феодосии привело к эйфории со стороны партийных органов. Секретарь Симферопольского горкома ВКП (б) Кувшинников в новогоднюю ночь на 1942 год получил приказ сформировать аппарат Симферопольского горкома партии и быть готовым в самое ближайшее время приступить к своим обязанностям. В Севастополе уже были назначены секретари горкомов и райкомов в Евпаторию, Ак-Мечеть, Саки, а также председатели исполкомов и начальники НКВД.
 
В последних числах декабря 1941 года  капитан-лейтенанту Константину Григорьевичу Бузинову было поручено сформировать особый батальон морской пехоты для выполнения специального задания.  Батальон морской пехоты числом 533 человека, составлял костяк морского десанта, в него влились моряки одного погибшего корабля, солдаты и пограничники, командовал батальоном  капитан-лейтенант К.Г. Бузинов. Батальон был дополнен разведчиками отряда разведотдела Черноморского флота, отрядом особого назначения НКВД, взводом саперов, советскими и партийными работниками, всего 735 бойцов и командиров.

Командирами рот батальона морской пехоты были назначены лейтенанты Николай Никифорович Шевченко и Яков Федорович Шустов. По рекомендации Бузинова одним из командиров рот был назначен Шевченко, с которым они вместе служили  под Туапсе и в Севастополе.
 Роты делились на четыре взвода каждая. Взводами командовали лейтенанты Косован Сергей Алексеевич, Пронин Григорий Кондратьевич, младшие лейтенанты Титюлин Владимир Петрович, Черноусов Василий Макарович, Чуприн Николай  Павлович, интенданты ; ранга Еремеев Сергей Георгиевич и Никифоров Николай Федорович. Взводом разведки командовал младший лейтенант Транин Василий Михайлович.

Так как батальон морской пехоты был сформирован за несколько дней до десанта, бойцы батальона   не знали друг друга. Накануне высадки  (4 января 1942 года) состоялось совещание, на котором Бузинов раскрыл военную тайну, заявив, что предстоит десант в Евпаторию. Он поделился перед личным составом своим боевым опытом, полученным при обороне Одессы. Сказал, что 26 декабря 1941 года прошла  высадка  морского десанта в Керчи и Феодосии. Азовская военная флотилия высадила там более трех тысяч десантников. Накануне нового 1942 года Керчь и Феодосия были освобождены от немцев. Этот успех дает  возможность решиться на выброску десанта в  Евпаторию. После совещания провели митинг, потом – партийно-комсомольское собрание.

Морской десант высадился в городе Евпатории в ночь на 5 января 1942 года, командовал десантом  капитан 2 ранга Н.В. Буслаев. Десантники высаживались с тральщика «Взрыватель», семи катеров и буксира   «СП-М».
Когда корабли приблизились к берегу, вражеские батареи открыли огонь, в небе появились немецкие «юнкерсы». Катера сели на песчаные дюны, а до берега оставалось 20 – 30 метров. Командир десанта Н.В. Буслаев был убит во время высадки. Моряки прыгнули в ледяную воду, на себе перетащили с катеров танкетки и вошли в город.

Рота лейтенанта Н.Н. Шевченко высадилась на Товарной пристани с целью захвата морского порта и прилегающих к нему улиц. Рота лейтенанта Я.Ф. Шустова высадилась на Хлебной пристани.  Моряки этой роты стали продвигаться вглубь старого города. Они освободили из лагеря военнопленных, возле бывшей трикотажной фабрики вступили в бой с фашистами. Отдельный взвод под командованием младшего лейтенанта В.П. Титюлина  высадился на Пассажирской пристани. Взвод прошел с боями до городского театра, где их встретили фашистские пулеметы.

После гибели Н.В. Буслаева общее командование на себя взял капитан-лейтенант К.Г. Бузинов. Об этом по рупору сообщили всем  кораблям и катерам. Когда десантники завладели  прибрежной частью города, Бузинов  поместил свой штаб в подвале гостиницы «Крым». Связь с кораблями и командирами рот он пытался  поддерживать через посыльных.

Враг подтягивал все больше и больше своих сил, в течение дня 5 января десантники отбили  около десятка атак фашистов. Вечером этого дня Бузинов пробрался к библиотеке им. Пушкина, где группа десантников держала оборону. Он сказал матросам, что вся старая часть города, станция, вокзал и аэродром освобождены от немцев, и приказал всем матросам отходить по направлению к гостинице «Крым». Бойцы начали отход по улице Революции, 18 тяжелораненых моряков на подводах и на руках были доставлены в городскую больницу.

Раненый в ногу и правое плечо командир одной из рот Шевченко пришел в штаб, где по приказу Бузинова передал командование ротой командиру взвода интенданту ; ранга Никифорову Николаю Федоровичу. Тот выделил двух сопровождающих, которые отвели Шевченко на причал. Там он катером был доставлен на буксир «СП-14», который вернулся в Севастополь.

Другая группа десантников во главе с лейтенантом Прониным вела бои возле городского театра.  К вечеру  взводу было приказано отойти к пристани, чтобы помочь к намеченной высадке основного десанта. Но из-за погоды стало ясно, что ждать помощи бесполезно. Вечером 5 января по приказу командира Бузинова  группа Пронина  пробилась к штабу. В подвале гостиницы «Крым» собрались уцелевшие десантники, их было 123 человека. Там им всем Бузинов объявил, что подкрепления не будет, надо выходить из города, прорываться  своими силами в степь, разделившись на небольшие группы. Часть десантников небольшими группами весь день 6-го января прятались у жителей города.
 
Десантникам  во главе с командиром  Бузиновым  в ночь на 7-ое января  удалось вырваться из окруженного штаба. Он   привел 34 человека в деревню «Грядущий мир» (ныне Колоски), десантники разошлись по домам, а также по  семьям в бараках. Жители деревни, надо отдать им должное,  сами распределили десантников по чердакам и  сараям частных домов, двух бывших коммунарских бараков в помещичьем доме, а также в коммунарском доме, десантников прятали 22 семьи. Женщины постирали одежду, обсушили ее у печек, накормили десантников, переодели их на время в домашнюю одежду. Немцев в деревне не было, их комендатура находилась в  соседней деревне Икор (ныне Ромашкино), что в трех километрах.

Группе  матросов во главе с командиром взвода лейтенантом Григорием  Кондратьевичем  Прониным  из батальона морской пехоты числом 6 человек удалось на шлюпке уйти из города в море, несмотря на шторм более шести баллов.  Вместо уключин они применили ножи, постоянно вычерпывали воду касками. На шлюпке дошли до берега в районе, где сейчас находятся санатории. Шлюпка затонула, но воды в том месте было по грудь. Матросы вышли на берег и пришли тоже в деревню  «Грядущий мир». Там уже были матросы во главе со своим командиром капитан-лейтенантом Бузиновым.
 
Весь день 7-е января 40 десантников  прятались на чердаках и в сараях  деревенских хат и коммунарских домов.  Вечером 7-го января офицеры Бузинов, Пронин  и А.И. Галушкин (по воспоминаниям Пронина – Галушко, хотя такой фамилии в общих списках десантников не значится – А.Г.) собрались в комнате  Евстафьева Григория Ивановича. Они обсуждали, что делать дальше, в итоге решили разбиться на мелкие группы и пробиваться  к своим.
 
Группу десантников в 22 человека повел в сторону Ак-Мечети Григорий Иванович Евстафьев. Дорога от Евпатории до Ак-Мечети (Черноморское) до 1965 года проходила вдоль морского побережья, пока пресное озеро Донузлав не соединили с морем. До революции 1917 года богатый  татарин Аблямит-бей, проживавший в деревне Садыр-Багай  (ныне Хмелево)  построил мост через Донузлав возле принадлежавшей ему, в числе других,  деревни Акжердан, чтобы из нее и ближайших деревень можно было быстрее попасть на другую сторону. В честь него жители стали называть мост Аблямитским.
 
Г.И. Евстафьев повел десантников к Бельметскому мосту. Но Бельметский (Аблямитский) мост был разрушен еще в начале войны, поэтому уведенные Евстафьевым десантники, разбились на группы и пошли вдоль озера Донузлав на север полуострова.  Из десантников, которые ушли из деревни «Грядущий мир», группа из семи  человек, среди них сапер батальона морской пехоты красноармеец Х.А. Ровенский, попала  в плен в одной из деревень на берегу озера Донузлав.
 
 Другая  группа из трех человек, среди них командир взвода морской пехоты лейтенант Г.К. Пронин, попали в плен возле Перекопа.  Пронин  бежал от фашистов с поезда возле города Мелитополя, прошел пешком около 3-х тысяч километров до линии фронта. Перешел линию фронта на границе Ставропольского края и калмыцких степей в 15 километрах от села Грушовка. Прошел проверку в особом отделе, после чего с боями дошел до Восточной Пруссии.
 
А.И. Галушкин вечером 7-го января 1942 года вернулся в Евпаторию. Группа  К.Г. Бузинова  из 17 человек поздней ночью на 8-ое января 1942 года покинула семьи деревни «Грядущий мир» и укрылась в стоге соломы неподалеку от кладбища.  Немцы примчались сюда из деревни Икор на танкетке 8-го января около 16 часов, они  окружили стог соломы и закричали: «Русс, сдавайсь!» Была полная тишина. Немцы открыли огонь из танкетки зажигательными патронами. В ответ из стога соломы полетели гранаты и зазвучали редкие одиночные выстрелы, видать у десантников  не оставалось  боеприпасов. От зажигательных патронов стог соломы загорелся, но оттуда продолжали звучать редкие выстрелы. Никто из моряков из стога не вышел и не сдался, все до одного погибли.

По воспоминаниям Павла Сергеевича Фирсова, которому тогда было 12 лет, на другое утро 9-го января он с мальчишками подошел к месту боя. Стог соломы еще дымился, вокруг него лежали обгоревшие трупы с винтовками, у одного в руке был пистолет.  Он, Фирсов, нашел неразорвавшуюся гранату, выдернул чеку, на его счастье граната не разорвалась. Мальчишки  бродили по месту боя до тех пор, пока  из деревни Икор не подошла танкетка с немцами и полицаями. Полицаи прогнали  мальчишек, стали переворачивать трупы и забирать винтовки. Потом они стащили все трупы в траншеи, которые был неподалеку, и закопали погибших  землей. Стог соломы находился возле древнего кургана, вокруг которого «черные копатели» сделали много углублений и траншей в земле, вот туда немцы и закопали десантников.

Чекист Александр Иванович Галушкин, вернувшись из деревни «Грядущий мир»  в Евпаторию, организовал там подпольную группу.  Эта группа была обнаружена фашистами и уничтожена 7 мая 1942 года. Чтобы не попасть в руки врага А.И. Галушкин покончил с собой, выстрелив в висок последним патроном.

Фашисты жестоко отомстили за то, что жители деревни «Грядущий мир» приютили десантников. Расстрелять всех, у кого прятались десантники,  они не решились, это практически была вся деревня. Они выявили коммунистов, арестовали их, и расстреляли Григория Ковалева, Сергея Кобеца, Павла Ивановича Шевелева, 1899 г.р., Федора Леонова и Ульяну Григорьевну Сосну, 1902 г.р. – пять человек.

Из тех десантников, которых увел в сторону Донузлава Г.И. Евстафьев, после войны остались живы не менее 7 бойцов батальона морской пехоты, оказавшихся в немецком плену. Среди них краснофлотцы, строевые батальона морской пехоты:  Борисов Михаил Степанович, Клименко Иван Сергеевич,  Корниенко Алексей Семенович,  Крючков Семен Герасимович, Панасенко Николай Иванович. Остались живы командир взвода батальона морской пехоты лейтенант  Пронин Григорий Кондратьевич и краснофлотец, сапер батальона морской пехоты Ровенский Ханасян Абрамович.

В 1951 году на месте высадки десанта, возле дороги Симферополь-Евпатория,  был установлен памятник из армированного бетона, который простоял там до 1970 года. Новый памятник участникам Евпаторийского десанта 1942 года был установлен на 6-ом километре дороги Евпатория-Симферополь 7 июня 1970 года.

 Тем же летом 1970 года старый памятник, стоявший на том месте, был перенесен на кладбище села Колоски.  По старым фотографиям можно определить, что памятник представлял собою фигуру матроса, левая рука которого согнута в локте и покоится на марлевой повязке, перекинутой через шею. Правая рука с гранатой опущена вниз. Со временем памятник, изготовленный из армированного бетона, стал постепенно разрушаться. В 1990 году, к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне, по инициативе и за счет колхоза «Путь к коммунизму» был изготовлен и установлен новый памятник. На нем фигура матроса с гранатой в правой руке, которая поднята вверх.

…Местные энтузиасты сняли документальный фильм «Подвиг Бузинова. Евпаторийский десант 1942 год». В фильме были использованы, в том числе,  и мои материалы из книги «На пути в Калос-Лимен» о событиях в деревне «Грядущий мир», происшедших 7-8 января 1942 года. Организовали и провели съемку фильма летом  2015 года учителя Ромашкинской средней школы Татьяна Николаевна Бобрик и Александр Васильевич Мельник, а также Лидия Одинцова, снимал фильм Сергей Мельник. В съемках приняли участие  местные жители, вместе с главой Ромашкинского сельского поселения Олегом Юрьевичем Юдиным, и учащиеся Ромашкинской средней школы. Была произведена реконструкция трагических событий, разыгравшихся 8 января 1942 года на поле возле кладбища деревни «Грядущий мир» (ныне Колоски). Местные жители с большим вниманием и воодушевлением смотрели фильм, вспоминая события военных лет.

После просмотра фильма пошли первые отзывы: «Очень хороший фильм. Сделано большое и нужное дело, большое спасибо авторам».  «Спасибо за труд, хорошая работа! Вечная память павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины». Жители Крыма и его гости стали приезжать в Колоски 5 января каждого года, чтобы возложить цветы к памятнику погибшим десантникам.

В то же время в Интернете имеются сведения о поиске К.Г. Бузинова и его родных. Например, на сайтах Ростовского областного клуба «Память-поиск», а также  «Наш Туапсе» есть записи:«Помогите найти родных бойца. Бузинов Константин Георгиевич (Григорьевич) капитан-лейтенант 1908 г.р. пропал без вести в январе 1942 г. Жена Бузинова Ираида Михайловна 1910 г.р. Дочь Бузинова Татьяна Константиновна 10.02.1935 г.р. проживали г. Туапсе ул. Розы Люксембург д.51».
 
Командир батальона морской пехоты капитан-лейтенант Константин Григорьевич Бузинов был со своими матросами до конца.  Надо бы сохранить память обо всех погибших в деревне «Грядущий мир»  матросах, назвав их поименно.Расширить аудиторию для показа документального фильма «Подвиг Бузинова. Евпаторийский десант  1942 год». А также увековечить на памятной доске памятника, установленного в селе Колоски, фамилии местных пяти жителей, расстрелянных фашистами за спасение десантников.

(Статья включена в конкурсный сборник "Крымское приключение 2019").


Рецензии
Полезная публикация, если не возражаете я ее добавлю к своему короткому сообщению "О Евпаторийском десанте".

Андрей Бухаров   30.03.2021 18:15     Заявить о нарушении
Бухарову Андрею. Я не возражаю, думаю, что соответствующую ссылку Вы сделаете. Как Вы думаете, возможно ли будет когда-нибудь установить фамилии тех десантников, которые захоронены в селе Колоски? А.Н. Головкин

Анатолий Головкин   30.03.2021 20:03   Заявить о нарушении
Сложное дело...
В Евпатории, возле горотдела полиции стоит памятник погибшим в том десанте милиционерам, там все фамилии перечислены.

Я собираю в свою публикацию все что можно, посмотрите О Евпаторийском десанте, может быть что то новое обнаружите.

Андрей Бухаров   30.03.2021 20:13   Заявить о нарушении