Внутренний мир, или Я, в письменной речи. Часть II

Но что же тогда является той самой первопричиной, если не мысль, как утверждал Аристотель? Дополняя (но не перестраивая) концепцию великого ученого, я считаю, что это внутренний мир. Понятие настолько объемное, что невозможно до конца раскрыть его. Из заглавия понятно - я ассоциирую внутренний мир с сущностью человека. Я - и есть та сущность, к которой мы способны только стремиться, но не достигать ее, в этом весь смысл. А стремление выражается в деятельности, и, более того, деятельность должна приобретать качественный характер. Внутренний мир человека - его духовное содержимое. Это как отдельно существующий и живущий по своим законам организм. Поэтому разногласия между телесным «хочу» и внутренним миром неизбежны. Почему организм? В одной из своих статей (а именно «Музыка и ассоциативность мышления как универсальный подход к творчеству») я писал, что процесс творчества «приходится постоянно поддерживать, ибо каждый раз нужна новая почва. Внутренний мир, как организм, постоянно требует пищу. Если же его не питать, да и вовсе им не заниматься, живя страстями, потребностями своего «хочу», то организм этот будет мертвым, и восстанавливать его будет с каждым разом всё труднее». Следовательно, наше слово, а затем и дело, напрямую будет зависеть от того, насколько богат наш внутренний мир. И богатство это, прежде всего, выражается в качественном отношении деятельности человека, развитием его творческой направленности. Соответственно, если внутренний мир скуден, то вся глубина, т.е. смысл, будет утрачиваться.

Что касается профессиональной речи. В начале статьи я упомянул такое качество как образованность. Хотелось бы непосредственно посвятить абзац этой теме. Все мы знаем, что образование действительно формирует у человека ряд положительных качеств, которые в дальнейшей жизни помогают справляться с трудностями различного рода. Но попробуем посмотреть на это с другой стороны. Образованность – от слова «образ». Образованный человек создает для себя и для других собственный образ грамотного интеллигентного специалиста. Образование – это формальность, личина, которая используется как профессия, для мира человек создает лишь образ себя, а миру не нужны человеческие качества, миру нужны роботы, выполняющие свои функциональные обязанности, для поддержания всеобщего «порядка», как матрица. Такое понимание образования, которое носит формальный, отвлеченный от сущности человека характер, не делает его человечнее, творческих навыков в нем не развивает. В итоге получается, человек не творит, а деградирует как личность. Хотя изначально человек приходит в мир как творец, мир его убивает.

Когда к тебе приходит понимание того, что в мире нет смысла, как писал Альбер Камю, важно не взбунтоваться, разрушая всё, а смиренно принять тот факт, что мир таков, потому что не ты его создал, и не тебе решать его дальнейшую судьбу. Если он такой, значит так должно быть, ты пришел в этот мир, и он уже был таким, изначально, до тебя. Некоторые люди, сильные духом, начинают разрушать мир, понимая его бессмысленность и безнадежность, они начинают брать от него всё, что возможно. Но именно из-за таких людей мир становится хуже. Гораздо хуже. Я говорю про известных людей, которые являются центром внимания для их поклонников. Поэтому нужно понимать ответственность за свое творчество. Она накладывается автоматически, как только автор выкладывает в сеть свое произведение. К сожалению, сегодня мало тех, кто действительно признает эту ответственность. Иначе бы они не продолжали уничтожать нравственные ценности, которые должно вбирать в себя настоящее искусство. То есть сводить его к бизнесу, уничтожать культуру. У молодежи, будущего поколения, нарушаются представления в принципе об идеалах, истинной красоте, творчестве. Все стремятся только к собственному обогащению, забывая о возложенной на них ответственности за будущее мира, о том, что известность им дана для того, чтоб преобразовывать мир, а не удовлетворять свои желания, т.е. пробуждать в людях совесть, заставлять задумываться о смысле своего существования, а не пользоваться их неразумием и еще не сформированным мировоззрением, поднимая «со дна» внутреннего мира всё самое низменное.

Итак, что из всего этого следует… Образованность, грамотность, уважение со стороны окружающих, реализация себя как высококвалифицированного специалиста или же весомый статус в обществе, власть, слава – что объединяет все эти достижения? А то, что они никак не влияют на человеческие, сущностные качества. Всё это не способно сделать человека добрее, совестливее; он не развивается как личность в духовном смысле, но приобретает только материальное, социальное благополучие. Не трудно предположить, что чем больше таких достижений, тем менее остается в человеке человечного. Ведь у него просто не хватит сил погрузиться в свой внутренний мир. Слишком много всего внешнего. И поэтому нужно уметь рассчитывать свои силы, держать равновесие между сокровенно-духовно-внутренним и формально-второстепенно-внешним. Достигать совершенства в своем деле – это и будет творчеством на благо.

Как ни странно, письменная речь – уникальный способ выразить мысль наиболее правильно. И, возвращаясь в очередной раз к аристотелевской концепции Мысль-Слово-Дело, хотелось бы расставить все точки на «и». Письменная речь – это золотая середина между мыслью и словом, а также словом и делом. Это некая модернизация, или апгрейд, универсальных сущностных способностей человека. Это поиск себя в темных лабиринтах души. Это свет, ведь Слово – Божий дар, который мы в свое время утратили, и теперь благодаря искусству (письма, музыки или любого творчества), мы восполняем утраченное, словно строим путь назад. Когда человек пишет, у него есть время на то, чтобы погрузиться в свой внутренний мир, есть возможность подумать, но не «бросать» первое, что придет в голову. Вот в чем отличительная особенность письма, что нельзя сказать о разговорной речи. Таким образом, выражая себя наиболее соответствующе своему внутреннему миру, человек приближается к Богу, а значит начинает познавать истинного себя.

И это ведь так просто – взять ручку, листок бумаги и прислушаться к звукам Вселенной. Как писал Франц Кафка: «Тебе не надо выходить из дому. Оставайся за своим столом и слушай. Даже не слушай, только жди. Даже не жди, просто молчи и будь в одиночестве. Вселенная сама начнет напрашиваться на разоблачение, она не может иначе, она будет упоенно корчиться перед тобой».

Связь: https://vk.com/1nsait


Рецензии