Русский космизм остров культуры, чистоты и духа

               
                Непринятие учения Христа, доброволь­ный отказ
                или исключение себя из определённого цикла эволю­ции
                - есть временная задержка в духовном продвижении.

       
       Идеи наших «русских космистов» – это путь к Свету наших великих предков.
    Русский космизм – это пласт русской культуры, включающий в себя  учёных, поэтов, музыкантов, художников. В этом ряду имена Ломоносова, Пушкина, Чаадаева, Тютчева,  Гончарова, Скрябина, Рериха и многих других.
 Россия стала родиной научного учения о биосфере и переходе её в ноосферу.
 В ней созрело космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в ХХ веке. В ряду  уникального научного учения - учёные и философы  Н.В.Фёдоров, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.А.Умов, А.В. Сухово-Кобылин.

    
         «Русский космизм» и его синонимы «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая философия», «космическая история» звучат давно.
     Все «космисты» являлись оригинальными мыслителями и были одарены талантами в различных сферах культуры.
     Философское наследие мыслителей русского духовного возрождения – В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев – также близка идеям русского космизма.
   – Это идея  необходимости сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в соответствие с высоким разумом и нравственным чувством.  Речь идёт об управлении духом материи, об одухотворенном мире и человеке. Космисты  соединили заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с запросами высшей ценности – конкретного человека.
            
                Научно-философские теории В.И. Вернадского фундамент,
           без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться  всего лишь воздушными замками. "В наших представлениях об эволюционном процессе живого вещества мы недостаточно учитываем реально существующую направленность эволюционного процесса”- считал учёный.
          Действительно, от моллюсков до “гомо сапиенс” – это нарастающее движение неотразимо обнаруживает себя. Это объективный природный процесс, закономерно длящийся в полярном векторе времени, устремляясь постоянно в одном, необратимом направлении.
Последовательное совершенствование нервной, мозговой ткани, что и привело к созданию человека, по меньшей мере, намекает на спонтанные импульсы самой эволюции, на её внутренние закономерности, на некую её “идеальную” программу, стремящуюся к своей реализации. Ещё писатель и мыслитель А.Н. Радищев в своём философском произведении “О человеке, его смертности и бессмертии” задавал вопрос: “Но неужели человек есть конец творения? Ужели сия удивления достойная постепенность, дойдя до него прерывается, останавливается, ничтожествует? Невозможно!..”


       Новый грандиозный синтез наук, к которому пришёл Фёдоров, должен быть осуществлён в космическом масштабе. Лаборатория учёных распахивается на всю природу, весь мир, углубляется в самого человека, в тайны смерти и зла. Жизнь человека затухает, по меньшей мере, по двум причинам – внешним – стихийность среды, её разрушительный характер, что может быть преодолено всеобщим познанием, трудом, регуляцией природы. И внутренним – сама материальная организация человека неспособна к бесконечному самообновлению. Развивая технику, человек добился колоссальных успехов, осуществив сказочные мечты о коврах-самолётах, сапогах-скороходах, сумел, находясь дома, наблюдать весь мир через телевизор. Но, развивая технику, человек совершенно не покушается на свою собственную природу, оставляя СЕБЯ САМОГО как есть, ограниченным физически и умственно. Разрыв между мощью техники и слабостью самого человека растёт и даже начинает ужасать фантастическими предвидениями о “восстании машин”, порабощением людей будущими роботами.


   Нельзя отрицать значение техники, нужно только поставить её на место. Технизация – считает Фёдоров – не может быть главной ветвью развития. Нужно, чтобы человек ту же силу ума, расчёты, озарения обратил не на искусственные приставки к своим органам, а на сами органы – их улучшение, развитие и радикальное преображение, например, чтобы человек мог бы сам летать, видеть далеко и глубоко и т.д.
“Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы”.
Фёдоров часто говорит о необходимости глубокого исследования механизма питания растений, по типу которого возможны перестройки и у человека. Человек должен так чутко войти в протекающие в природе естественные процессы, чтобы можно было по их образцу, но на более высоком, сознательном уровне – обновлять свой организм, строить для себя новые органы, одним словом, овладевать естественным направленным тканетворением.
Мечта о бессмертии в трудах Фёдорова обрела достойные очертания – впервые в истории был предложен реалистический путь опытного познания и преобразования законов природы.
Его философия стала синтезом православно-религиозной метафизики и теоретических идей естествознания. Учёный считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков, воскрешении отцов детьми. Но Воскрешение осуществит Бог НАШИМИ руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Миллионы воскрешённых, конечно же, не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так рождался замысел освоения космического пространства…


           Человечество находится в своей земной стадии развития.
    Ему предстоит пройти ещё две – солярную (солнечную) и сидеральную (звёздную), предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение.
                Это и будет “Всемирное человечество”.
    Такое звёздное будущее возможно лишь при колоссальном эволюционном прогрессе человечества, преобразовании им своей собственной природы.
   “Человека технического” сменит “человек летающий”, “высший, то есть солярный, человек просветит своё тело до удельного веса воздуха… и для этого выработает своё тело… в эфирное, то есть наилегчайшее тело. В результате человек как бы сбросит свою нынешнюю тяжёлую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо.”
         Нравственно-философская тенденция, которая обосновывала самодостаточное значение человеческой личности, солидарно-родственную связанную цепь поколений, была одушевлена идеалом всеобщности Фёдорова.
       Человеческая личность – высшая ценность и, следовательно, такая же ценность – её бесконечная, преображённая жизнь, причём развитое нравственное чувство требует спасения буквально всех погибших, возращения всех утраченных.
    Философ призывал не потерять ни единого, чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех без исключения всеобщим и личным творчеством и трудом.


        Осмыслением задач человека в мире стала теория НООСФЕРЫ, которая является неотъемлемой принадлежностью круга идей русского космизма…
По мнению авторов ноосферной теории, человек – кульминация спонтанной, бессознательной эволюции, но вместе с тем и некое начало с предпосылками для нового, разумно направленного этапа самой эволюции.
     С первой мысли человека о себе и мире, с первого простейшего изобретения начался тот, опоясавший ныне всю планету, информационный поток сведений, знаний, концепций, теорий, который даёт нам наиболее образно представление о некой новой специфической оболочке Земли (ноосфере), как бы наложенной на биосферу, но не слитой с ней и оказывающей на биосферу все большее преображающее воздействие. Она потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, машинах, научных комплексах, произведениях искусства.
      Трактовка Фёдоровым регуляции как “правящего разума природы”, как “внесения в природу воли и разума” содержит в себе ядро ноосферной теории.
Фёдоров предсказывал нынешнее опасное направление во взаимоотношениях человека и природы, называл его утилизацией и истощением природы, утверждал, что “цивилизация лишь эксплуатирующая, но не восстанавливающая не может иметь иного результата, кроме ускорения конца”. Да и ноосферный информационный поток содержит в себе идеологии и концепции антигуманные и ложные, осуществление которых или приносило колоссальные бедствия Земле, или грозят в будущем ещё большими, вплоть до гибели самого человечества и биосферы.

Человек - существо ещё далеко не совершенное, вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного человека. Так и создание человека – ноосфера, ещё достаточно дисгармоничная и вместе с тем высший идеал становления реальности. И отношения между этой реальностью и этим идеалом весьма сложны. Породив разум как орудие своего дальнейшего развития, но орудие, наделённое свободой, эволюция словно пошла на риск.
В русском космизме, начиная с Фёдорова, прочно утверждается убеждение: человечество, самодовольно погрязшее в низшей свободе, никогда не сможет обрести высшей свободы благого избрания идеала ноосферы (или Царства Небесного), если оно не начнёт направленно преобразовывать свою физическую природу, с тем, чтобы она постепенно становилась способной осуществлять высший, ноосферный идеал. Прочное нравственное совершенствование человека возможно только с физическим его преображением, освобождением от тех качеств, которые заставляют его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать.


Дальнейшее развитие человечества, по Вернадскому, будет состоять в “изменении форм питания и источников энергии, доступных человеку.” Учёный имеет в виду овладение энергией Солнца, а также “непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных веществ. Уже в растении солнечная энергия “перешла в такую форму, которая создаёт организм, обладающий потенциальным бессмертием, не уменьшающим, а увеличивающим действенную энергию исходного солнечного луча”.
У Фёдорова эта проблема не только поставлена, но и осмыслена как одно из направлений в деле реального овладения человеком бессмертной природой. Циолковский тоже писал о будущем человеке, “животном космоса”, прямо ассимилирующем в своём питании солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным.
“Смерть противна самой природе человека. Вероятно, человек интуитивно понимал, что века, на протяжении которых шла эволюция, потрачены зря, если жить ему всего 50-70 лет”. Но если есть запрограммированный “вирус смерти”, как считают некоторые учёные, то он может быть заменён “вирусом бессмертия”, который проникает в каждую клетку организма, омолаживая её или делая бессмертной. То есть для победы над смертью необходимо обнаружить “первопричину смерти”, понять основные механизмы жизни, которые можно будет регулировать в нужном направлении. Наступит эра долгожителей, а затем и практически бессмертных людей.

Пока трудно вообразить, какие блага принесёт человечеству победа над старостью и смертью. С развитием общества, расширением человечества в пространстве, развитием его мощи, человеку будет всё теснее в рамках его видового жизненного предела. К тому же, пока человек смертен, сохраняется причина зла и страдания, приводящая к вражде, разделению, соперничеству, вытеснению на всех уровнях. Даже постепенное увеличение видовой продолжительности жизни должно привести к нравственному подъёму человечества. Если прогресс научный, технический идёт неуклонно, то нравственность не имеет такого последовательного прогресса. Одна из причин этого – частая смена поколений, причём каждое поколение и каждый человек в нём начинают буквально с нуля и только в длительном процессе воспитания и образования они должны овладеть духовной и нравственной культурой, достигнутой человечеством к их рождению, чтобы продвинуть её дальше.


       Исправлять горькие плоды неверной духовно-нравственной ориентации уже часто попросту не остаётся времени жизни. И умудрённый опытом, знанием, просветлённый осознанными заблуждениями человек уже уступает место детям, которые начинают повторять или даже усугублять старые ошибки. Так что продление жизни – это предоставление человеку возможности развить свою уникальную личность, для которой станет неприемлемым уничтожение, напротив, станет возможным приступить, как призывал Фёдоров, к изучению прошлого, наших предков, подготовке методов их воскрешения и преображения.
Созерцательное отношение или религиозное переживание единства человека в космосе, существовало тысячелетия.

     И только с Фёдорова и Циолковского и других мыслителей-космистов в философию и науку входит требование ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ со стороны человечества (так сказать, соборного микрокосма), направленной на макрокосм, подчёркивал неотделимость Земли от космоса Вселенной.

      ХХ век - статистика показала, что периоды стихийных бедствий, эпидемических и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности, было обнаружено: биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса – каждая живая клетка реагирует на “космическую информацию” (термин, введённый Вернадским), которой пронизывает её “большой космос”.


     Общие черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществлённого в России – это понимание ВОСХОДЯЩЕГО характера эволюции,  признание необходимости сознательно-активного её этапа.

У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царства Божьего, Царства Небесного. Возникает новый взгляд на человека, как на существо эволюционирующее, космическое.

     Высшим благом и высшей целью может быть только жизнь в её духовном развитии, продвижении, жизнь личностная, сохранение, продление её, стремление к преодолению старости и смерти, обретение бессмертия.
в том, что они обосновали нравственную и объективную необходимость активной эволюции.
     Наследие Силы русских космистов даёт каждому отдельному человеку сегодняшнего дня самый верный ориентир в его поисках истины, обретении высокой цели, нравственный императив.


                Если мы исключили себя из духовной эволюции мы уходим из Процесса Эволюции Человечества и Земли, ограничивая себя отказом от Учения Света, ухудшаем свою судьбу или карму.

    «Так Христос приносил очищение древнего Учения». Е.Р.
   
Итак, главная беда в том, что никто не хочет полностью осоз­нать, что начало или корень всех бедствий, всякого зла в мире есть НЕВЕЖЕСТВО.
                http://proza.ru/2021/03/29/1623

                Русский духовный авангард и сознание народа
Михаил Галакт
                Русский духовный авангард традиция народного сознания.
       Огненная трансмутация ученика - Истинное достижение. Этот вопрос настолько важен для многих учеников, что к нему нужно возвращаться вновь и вновь.

       Скрытые силы развиваются в ч-ке постепенно, в целом ряде трудов и жизней.
                Почему сегодня многие выступают против оккультизма?
      К сожалению, большинство теософических и западных оккультных школ забыли
      основные Заветы своих Основателей нести подвиг в жизни каждого дня
      и действовать на Общее Благо и предались развитию явлений низшего порядка,
      именно увлекались явлениями низшего психизма,
      являющегося открытой дверью для всякого рода одержания.
      Потому и главный Центр оккультизма западных оккультных школ разваливается
      и нет светлых истинных вождей среди членов.
      Так Вы будете предупреждать всех подходящих к Вам
      от механических упражнений.

      "Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений непрочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно". Е.Рерих

           Как видите многие со своей больной головы валят на здоровую,
           обвиняя  Е.Рерих во всех грехах.
                Вот что Е.Рерих пишет далее:

       "Истинное достижение есть огненная трансмутация наших центров, которая достигается лишь очищением и расширением сознания. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Частичное открытие центров не есть огненная трансмутация. Так медиумизм и низший психизм приравниваются в Учении к капле грязной воды в чаше Огненной Йоги. Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений непрочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно".

     "Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы в целом ряде прошлых жизней. Потому у некоторых приближающихся к Учению сравнительно скоро начинают появляться указанные в книгах Учения знаки этого развития и без насильственных упражнений, как, например, звезды или искры разной величины, цвета и яркости, причем они имеют определенные значения как предостерегающие, указующие и успокаивающие; также световые образования и вспышки света в себе или около себя в виде пламени и других образований, также видение цветов и прекрасных пейзажей и т.д. и, наконец, услышание голоса Учителя. Конечно, и тут придется проявить величайшее распознавание, ибо могут вторгаться голоса из Астрального Мира. Но, повторяю, все насильственные упражнения губительны и никогда не приводят к цели. Сами мы избегаем прикасаться к медиумам и психикам и приближаем лишь тех, кто идут путем действенного горения сердца, путем Учения Живой Этики, постепенно расширяя сознание и утончая свои мысли и чувствования на опытах жизни каждого дня.


Сердечное Общение с Иерархией не нуждается ни в тантрах, ни в магии. И сами прекрасно делаете, что противитесь выходу астрала. Ибо какую цену имеет выделение астрала, когда любой грубый и невежественный медиум выделяет его с необычайной легкостью? Нужно сначала очистить и укрепить духовные центры тонкого тела, насытить их огнем через трансмутацию всех наших чувствований или энергий; и разъединение всех трех тел придет в свое время и не на границе сна. Кроме того, Великие Учителя не ценят действия астрала, гораздо важнее проявление ментала. Привожу Вам страничку из неопубликованного Учения: «Укрепление тонкого тела так соответствует каждому возвышенному порыву. Тонкое тело заключает в себе все духовные центры. Сознательное питание их может дать большие возможности. Сущность тонкого тела зависит от этих духовных насыщений.
      
      Польза от этих питаний может быть великая для физического тела. Каждый порыв духа укрепляет центры тонкого тела, и наоборот, каждый центр физического тела, который насыщается низшими энергиями, разрушает огненные центры. Тонкое тело нуждается в этом питании. Постоянная связь между телами может таким образом утвердить сознательный обмен энергиями»[283]. Так, на пути духовного восхождения нужна не погоня за низшими сиддхами, которыми владеют жалкие факиры или медиумы, но именно высокое питание огненных центров. Вопрос этот краеугольный в Учении, и нужно его освещать со всех сторон». Урусвати.
      «Истинно, то, что называется пранаяма, или "смерть дыхания", всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, по счастью для него самого, губительная деятельность его была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».
                из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской.

      « Привожу два параграфа из третьей части «Мира Огненного». «Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества.
 Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу ослабления воли контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла». Почти все психики почитают себя привилегированными существами, постигшими высшие тайны, это самое страшное самоограничение, ибо в ту минуту, когда мы признаем себя уже постигшими, мы, истинно, умираем для будущего.

Еще один параграф. «Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут являть усиление действия энергии этого центра. Частичное воздействие энергии дает силу центру проявиться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающее сознание. Правильно указать на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центра дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает как неминуемое следствие раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение дает частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии».
                Урусвати. 2 мая 39г.
                Распни свою самость
    "Служение своим чувствам есть признак принадлежности к последователям тьмы. Не учение ли тьмы гласит – пей, веселися и наслаждайся всеми благами жизни.
    Но Учение Света сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.

Чистота во всем, честность во всем и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена на чувства". Урусвати 15 апр.39г.
   
     И к этим словам трудно что либо добавить настолько чётко и последовательно  изложена позиция их автора.
     "Цена за громадную силу, которой овладевает духовная личность, - самоотречение. И когда люди ее платят, они видят, что фактически они ничего не теряют. Наоборот, они находят бессмертное счастье вместо смертного, постоянное состояние удовлетворения вместо временного, преходящего». См. Свет на пути.

     Благодаря этой силе самоотречения ученик и находит своё бессмертное счастье.   
   – Думается, честные и серьёзные духовные искания – духовные взыскания – это всегда передний край русской духовной традиции народного сознания. Русский духовный авангард – очень редкое и очень ценное явление, характеризующееся такими качествами, как святость и всемирность.


Рецензии