Перевод. Д. Войников. Кривопонятая цивилизация. Д2

ЯВЛЕНИЕ I
Простой домишко бабы Стойны, три-четыре простые стула. 

Явление первое. 
Баба Стойна в очках, за прялкой, прядет. Митю, входит, в широких французских штанах, длинном сюртуке и феске. 

Митю (весело). О, добрый день, бабуль. 
Баба Стойна. Спаси тебя господь, сынок, хорошо, что ты пришел. (Хлопоча. ) Проходи, проходи. 
Митю (берет стул и садится рядом). Оставь свою прялку, бабуль, еще не замучилась на старости лет? Смолоду прядешь, не хватит ли? 
Баба Стойна. Ой! Сынок… да что ж твоей бабуле останется, тогда? Пустой живот не спрашивает стар ты или млад, все есть хотят. Дед твой, бог его прости, был бы жив, так было бы все иначе, он хлебушек в дом носил. (жалобно) Но он, бедный, возьми да умри. (всхлипывает) Ох, оставил меня с пустыми руками. Что остается сейчас? Живой в гроб не ляжешь! 
Митю. Да живи сто лет, бабуля. 
Баба Стойна. Да буду жить, сынок, но от смерти как уйдешь? 
Митю. Мир хорошо сделан, бабуля, люди друг другу помогают. 
Баба Стойна. Так, сынок, только молодым. 
Митю. Да и для старых есть дело, вот, скажем, я почему пришел? 
Баба Стойна. Откуда же мне знать, сынок? 
Митю. Понятно… по делу. 
Баба Стойна. Если смогу, сынок. 
Митю. Еще как сможешь… стоит захотеть, так за это дела, и себе прибыток будет. 
Баба Стойна (улыбаясь) ну, от прибытка кто бегает? 
Митю. Да знаешь, бабуля, с детства я без матери, да и родственниками господь меня не баловал, вдвоем мы с отцом, одни, все чужие дома смотрим, а чужое, сама знаешь, не свое. 
Баба Стойна (улыбаясь). Да, да! Понимаю, нужно, сынок, нужно. Дому нужна хозяйка, да и тебе уже… сейчас, время. 
Митю. Если господь сказал… 
Баба Стойна. Ну, господь-то сказал, сынок. (Важно. ) Надо бы, как все добрые люди – взять невесту, и радоваться, пока молодые. Ах, сынок! И я была молода! Разве я не веселилась! О, ты бы знал! Бог видит – в прежние времена чего только не было! А сейчас одна. 
Митю. Плохо одному, бабуля, плохо! 
Баба Стойна. Господь, сынок, зачем создал мужчин и женщин? Разве не чтобы вместе жили и наслаждались? Дед твой, земля ему пухом, когда жив был, все совсем по-другому было, человек был рядом со мной… то пойдет куда-нибудь, а я, как всякая хозяйка, жду. И вот, выйду к воротам, чтобы его встретить, весело. Он, бедненький, вижу, торопится. Эх, пойду да сготовлю что-нибудь, что господь дал, сядем вдвоем за стол, поедим, выпьем, поговорим, ну, как все добрые супруги (жалобно), но он богу был дороже, он его и забрал (всхлипывает и вытирает глаза), а меня оставил… зачем? Одна в доме, как кукушка! … Боже, прости! (Крестится) 
Митю. Ты знай свое дело делай, бабуля. Бог и о тебе заботится, с голоду не умрешь. Ты смотри же, бабуля, разумеется, я тебя не оставлю. 
Баба Стойна. Да ты ж мой кормилец, сынок. 
Митю. Только я по делу сейчас. 
Баба Стойна. Да сынок, ты мне только дверь укажи, где твое сердце упало, я сразу туда пойду стучаться. 
Митю. Слушай, скажу тебе. (Баба Стойна вытягивает голову. ) Мое сердце упало у Хаджи Косты, знаеш? 
Баба Стойна. О! Знаю их, знаю; они мои близкие знакомцы, частенько я к ним захаживала. 
Митю. Это я знаю, потому и пришел к тебе… 
Баба Стойна (рассудительно). Девушка у них молодая, красивенькая, достойная, и говорят, одна такая в городе, такой ловкости, таких нарядов ни у кого нет, и прилежная, но мать ее, та гулена и насмешница. Как пойду к ним, так принимается насмехаться, над теми, над этими – болгары дураки, разини, будто сама не болгарка. 
Митю. Да на мать не смотри, девка-то еще молодая. Как попадет ко мне в руки, я ее наставлю, на верную дорогу. 
Баба Стойна. Да груша-то от дерева недалеко падает, но как скажешь, молодец, как станет хозяйкой, нужно будет слушать мужа, чего ей еще останется? 
Митю. Это понятно. Вот, пойдешь, посмотришь, как лучше дело сделать, поговоришь там, ну и как божья воля ляжет. 
Баба Стойна. Охо-хо! Сынок, скольким я женихам угодила! 
Митю. Вот и посмотрим. Вот, бабуля, это тебе приодеться. (Достает деньги из кармана. ) Возьми, вот… на расходы. 
Баба Стойна (притворяясь, что не хочет брать). Да зачем… сынок… 
Митю. Возьми, возьми, ты женщина бедная. 
Баба Стойна (беря деньги). Ой, сынок, дай бог тебе здоровья. Надо и приодеться (встает и накидывает платок на голову) 
Митю (встает, улыбается). В добрый час, как говорят, бабуля. 
Баба Стойна. В добрый час, сынок, в добрый час. Святый господи и богородичка… 

ЯВЛЕНИЕ II
Герги в руках в платке какая-то еда, Пенчю несет бутылку ракии.

Герги (идет в сторону Пенчю, его еще не видя) Пойду один, пойду, тут! О, кто тут!
Пенчю (идет). О, смотри-ка! Ну, молодец!
Герги. Добрый день, бабушка.
Баба Стойна. Спаси тебя бог, сынок, входи, входи.
Пенчю (бабе Стойне). Бонжур, мадам ангаже.
Баба Стойна. Не понимаю я такого… вот… (смотрит на бутылку) а это зачем, а?
Пенчю (доставая бутылку). Белая радость, бабушка, живи сто лет!
Баба Стойна (смеется). Их-хи-хи!
Пенчю (в сторону). Смеется, похоже угодил старухе…
Герги ( Мите). А тебе тут что надо? Ты чего тут ищешь?
Митю ( бабе Стойне). Слушай…
Баба Стойна. Он пришел бабушку вашу проведать, потому что она одна совсем – никого нет.
Герги. Давай ей найдем дружка.
Пенчю. Добрая мысль. Я знаю одного молодого дедка, который ищет молодую бабульку. Возьмешь его, бабуля?
Баба Стойна (улыбаясь). Ой, сынок… разве можно, а, я…
Герги. А что? И дом устроишь.
Пенчю. И с мужчиной повеселишься.
Баба Стойна (смеясь). Ах-ха-ха! Да ну…
Пенчю. Никаких ну, гну, я тебе кумом стану.
Герги. А я петларом (петлар, человек, который приносит петуха на свадьбу, болгарская традиция – прим. переводчика).
Митю. Ну а я деверем, тогда…
Баба Стойна. Ну, сынок, как господь скажет, так и будет. Баба Дойчювица давно отвенчалась. Что уж написано на судьбе…
Митю (Пенчю). Давай угостим бабу Стойну.
Пенчю. Добрая мысль. (Наливает в чашку) Прошу, бабушка, выпей немного.
Баба Стойна. Так вот… пойду куда, а пахнет…
Митю. Да кому какое дело, ты взрослая женщина.
Герги. Если пойдешь в какой цивилизованный, алафранга дом, там над тобой посмеются, бабушка.
Баба Стойна (с чашкой в руке). Да чтоб им пусто было! Ну, за ваше здоровье, кто что хочет, господь и Святая Богородица ему в помощь. (Пьет.)
Сички. Аминь, бабушка. (После выпивки.) На здоровье, бабушка.
Баба Стойна (кивая). Доброго здоровья и богатства, сынок!
Митю ( Пенчю). Дай и нам немного из этой бутылочки.
Баба Стойна. Да берите стулья. (двигает стулья.) Садитесь, садитесь. (Все садятся.)
Пенчю (наливая Мите). Буюрунуз! (* Пожалуйста, прошу, турецкий)
Митю (выпивая). На здоровье алафранге! Иш-алла! (Аминь, турецкий) (Наливая Герги.) Бур яху! (всего нам, турецкий)
Герги (пьет). На здоровье цивилизацията!
Всички. На здоровье!
Герги (разворачивает платок с едой). Буюнуруз. (Все берут еду)
Пенчю (пьет). Ну, бабушка, успеха тебе, молодой невестой станешь, руку поцелуешь. (пьет.)
Баба Стойна (смеется). Ах-ха-ха! Ну?..
Герги. Бабушка, а можешь мне сторговать мадмуазелю Хаджи косты, болгарскую алафрансу?
Митю (посмеиваясь). Не, не может.
Пенчю (наливая и подавая бабе). Алафрансе. же ву при, мадам!
Баба Стойна (берет чашку). Не много ли? (Пьет.)
Пенчю (дает еще). Браво, мадам мадмуазел!
Герги. Ну, бабушка, не можешь?
Баба Стойна. Не поняла.
Герги. Говорю тебе за Хаджи Костову мадмуазелку.
Баба Стойна. Какая еще Хаджи Костова зелка (капуста – прим. переводчика).
Пенчю. Молодец, бабушка, вот ты бабуля, ну точно, зелка, зелка…
Герги. За его дочь тебе говорю.
Баба Стойна. Она, сынок, не для тебя. Я тебе другую хорошую найду, уж найду! Такую, какую и солнце не видело!
Митю. И мне, бабушка, такую стройную, высокую, черноокую…
Пенчю. И мне, бабушка, русую, черноокую, пышную демуазельку.
Баба Стойна. Баба вам найдет, сынки, будем живы, найдем.
Герги (пьет). Да многие лета алафрансе!
Митю (тоже). Да многие лета цивилизацията!
Пенчю ( бабе Стойне). Как впитывают, как губка.
Баба Стойна. Молодые, хоть и болгары.
Пенчю. Точно! Сегодняшние молодые болгары должны разбираться в современной  цивилизации, потому что она сейчас правит. А кто не умеет пристроиться, тот фанатик.
Герги. А скажи, бабушка, с Анечкой выйдет?
Митю. Анечка ложка не для твоего рта.
Пенчю. Мосё Маргариди черт его возьми.
Баба Стойна. Кто такой Мармариди?
Митю. Доктор, бабушка, врач.
Баба Стойна. Хм! Хаджи Коста… ишь какой!..
Пенчю. Сейчас, бабушка, мир алафранговский, девушку, кому еще, ему отдадут.
Баба Стойна. Да я тебе скажу, в доме Хаджи Косты петух поет.
Пенчю. Не, курица там поет.
Баба Стойна. В то время, когда я была в девках, я умирала по одному дудочнику Стане, но мой отец, земля ему пухом, разве бы такое позволил? Попросила я вашего деда, бог ему прости, чтобы отдал меня за него, так тот сказал, что жених у меня другой. Ну а что мне было делать, он отец, сказал, пришлось его слушать. Сыграли свадьбу, с божьей помощью, а у меня на сердце другой. Как прошло венчание, так прилепилась к тому, кому честь отдала, вот так.
Пенчю. Точно, бабушка, так… с кем свяжут… с тем и будешь.
Герги (встает). Ах, приятели, может, в виноградник сходим, а?
Митю (тоже встает). Добрая мысль, идем, да скорее вернемся, потому что вечером на свадьбу идем.
Все встают, Герги завязывает узелок, Пенчю берет бутылку.
Пенчю и Герги. Да, да на свадьбу. Прощай, бабушка. (уходят.)
Баба Стойна. Пожелайте молодым здоровья.
Митю (отстает). Слушай, бабушка, хватай быка за рога. Вечером зайду к тебе.
Баба Стойна. Хорошо, сынок. Я свое дело знаю, будь спокоен.
Митю. Ну, увидимся. (Выходит.)
ЯВЛЕНИЕ III
Баба Стойна приговаривая сама себе.

Баба Стойна. Господи помоги (смотрит на деньги, которые дал Митя), направь меня, ты, боже!… Будет и на хлебушек, и на наряд, и на винишко, чтобы успокоить сердчишко… знаю я как его успокоить. Дай бог, сладится дело… купи себе, говорит, одежку… ох, сошлось бы все! (осматривает свое платье) Обносилась я (улыбается). А может и еще правда сложится, говорит, знает дедка молодого, который старуху себе ищет. (Смеется). Хехехе!.. Да даст Господь, и я еще тряхну стариной. Да и пусть люди говорят, что я старая, так и он же не молодой, а? Хелбетте (разумеется) мы будем ровесники. Да и не такая я старая, есть и старше меня. А смогу ли я еще с мужчиной закрутить? Хе, хей! Да что мне с ним там делать-то? Даст господь и святая Богородичка… (Крестится и уходит.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Комната в доме Хаджи Косты — со столами и стульями. На столе зеркало и модный журнал, двери слева и справа.

Анка (одна ходит и смотрится в зеркало): Ему нужно прийти… да меня застать, как полагается. Причесана ли я по журналу?  (Смотрит на волосы.) А посмотрим. (Берет журнал и смотрит.) Точно так. (Делает шаг к зеркалу) Европейки именно так и носят. Ах, была бы я сейчас в Европе! (Отходит и возвращается.) И моды-то у них для красивых людей. На некрасивых-то и одежда плохо сидит. Хорошо, что я не уродливая, убила бы себя. (Смотрит журнал.) Ах! Какая красивая мода! Как хорошо мне идет. Ну! Да мне бы больше материи, я бы скорее уже нашила бы себе по этой моде! Да где там! С таким отцом!.. Был бы у меня другой отец. Почему господь не сделал меня дочерью европейца, цивилизованного отца? О, тогда бы я носила, что хочу. А он, такой дурак, только и знает свое хозяйство в доме. Все ему мети, да готовь, да прислуживай, как служанка. Да терпи его милости. Нет у меня времени быть ему рабыней. Хорошо, что есть у меня мосё Маргариди, вот уж кто отцу не ровня. Разумеется, он меня любит. (Подходит к зеркалу.)
ЯВЛЕНИЕ V
Анка, Райчю,который входит.

Анка. Что это, Райчо? Ты принес мне кружево?
Райчю (цыкает). Не!
Aнка. А чего пришел?
Райчю. Пришел ... Чорбаджия велел вас позвать, приготовиться ко времени, когда он придет сейчас есть хлеб.
Анка. Я сыта, пусть ест то, что найдет.
Райчю. Да, но он снова зол. Ты это знаешь?
Анка. Да чтоб ему пусто было. Почему бы тебе не принести мне кружево, а? Разве я не говорила тебе?
Райчю (зевая). А?
Анка. (В сторону). у, какой дурак.
Райчю. Что делать, если чорбаджия не дал.
Анка (с отвращением). Почему ты не напомнил ему?
Райчю. Да разве я не напомнил? Он склонил голову, и ... ни то ни се.
Анка (тоже). Ха, уйди с моих глаз.
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же, Злата.

Злата (повернувшись к Райчю). Ты чего тут ищешь, а? Иди вон.
Райчю. Чорбаджията сейчас придет, и захочет есть.
Злата. Поди вон, я тебе говорю, ты слышишь?
Райчю (уходя). Я-то пойду, но… хлеб?.. (выходит)
Злата ( Анке). Прихорошись - дофтур…
Анка. Ах, боже, идет? (Прихорашивается.)
Злата. Скоро… локоны и шляпка.
Анка. Не нужно.
Злата. Ну, когда войдет, возьми его за руку, понимаешь? Как авропейки…
Анка. Да понятно. Уж не дура! А, вот, идет!
ЯВЛЕНИЕ VII
Маргариди, Анка, Злата

Маргариди (делает комплименты). Бонжур, мадмоазел.
Анка (встречает его весело, берет за руку). Бонжур, мосё.
Злата. (тоже берет его за руку). Бонджор, мушу.
Маргариди. Мерси, мадам Злата. Мосё Деметриюс не е ли у дома?
Злата. Вот-вот выйдет поздороваться с вашей милостью. Он без мушу Маргариди не может, он вас любит, как брат.
Маргариди. О, и я его люблю, даже больше, чем как брата, и вас люблю, как родственников. И если будете благосклонны, может, станем и настоящими родственниками.
Злата. Благосклонность, мушу… с нашей стороны найдется, что тут сказать…
Маргариди. Это мне радостно, мадам… и с моей стороны так… сердца наши открыты друг другу.
Злата. Точно, мушу, открыты, но… кое-что стоит между… нехорошее, но господь даст, выправится. Ваша милость располагайтесь, а у меня еще работа, прощевайте, пардён. (отступает на шаг)
Маргариди. Да, да! Делайте свои дела, не буду задерживать.
Злата. Да были бы в Авропата, не было бы таких дел у нас, а тут… на простой земле, что остается?
Маргариди (улыбается). Точно, точно, хорошо говорите, простая земля, глупая.
Злата (кланяется). Адию, мушу. (Выходит.)
Маргариди. Адийо, мадам Злата. (хватает  Анку за руку.) Ну, мадмуазел Аннет!.. Расскажите, как провели ночь?
Анка (нарочито). Хорошо, мосё, мерси.
Маргариди (берет стул для Анки и для себя и они садятся на сцене рядом). А я, несчастный, всю ночь думал о моей шер Аннет; засыпаю, просыпаюсь, этот ангел перед глазами. И так душу мою терзает… да… сильно терзает. Скажи мне, ма шер Аннет, у тебя такие ли терзания? Сетадир, любишь ли меня?
Анка. Людей из цивилизации кто ж не любит.
Маргариди (любезно). Ты, ма шер Аннет, рождена совсем не для того, чтобы стать женой болгарина; натурата твоя, бог мой, с такой шермантной красотой, с такими физическими авантажами, с такими личными грациями, должна быть только для сентиментального сердца европейца. Да, ма птит ами, ты рождена жить не между игнорентов (невежды прим. переводчика), дураков, а в лоне цивилизации.
Анка. Цивилизация…да, эта цивилизация, которую я так люблю и желаю…
Маргариди. Да, имеешь резон («ты права» на фр манер, прим. переводчик). Большой грех, если ты останешься на этой глупой земле.
Анка. Брат мой, который понял, что говорит цивилизация, говорит то же самое; но мой отец, он там не был… чтобы все понять… поэтому он страшно против.
Маргариди. Вот же дурак. А твоя мать?
Анка. Мама, она… любит цивилизацию.
Маргариди. Браво. Вот женщина так женщина. Отца вашего… в сторону. Мать и брат твой они наши - са ва тре биен. Парконсеканс (разумеется), ма шер Аннет, ти си ендепендента (независима), можешь десидасаш (решить) остаться со мной. О тогда, тогда… шер Аннет, увидишь мировую Европу; да… поедем в Вену, Париж, Лондон и…другие очень, очень цивилизованные города, вот увидишь… что скажешь?… Да скажем… в рай — не меньше. Поедешь?
Анка. После венчания, да.
Маргариди. Все сделаем… разумеется… скажем… тут близко в одной деревне, где у меня есть очень большая енфлюенция (влияние), только закажу и все готово.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Те же, Злата, потом Хаджи Коста и Баба Стойна

Злата (торопливо входит). Отец твой…
Анка. Ух, принесло!… Вот бы не пришел.
Маргариди. Оставлю вас. (Прощается.) Адийо, ма шер Аннет. Смотри, подумай. (Выходит в другую дверь.)
Злата. Адийо, мушу.
Анка. Оревоар!
Хаджи Коста (входит с трубкой, за ним Баба Стойна). Идем, посмотрим, бабушка, что тебя к нам привело.
Баба Стойна. Как вы, хаджийко, жив-здоров ли?
Злата. Все хорошо у нас (в сторону), а то сама не видит!
Баба Стойна ( Анке). А ты курочка моя?… Здорова ли ты у меня?
Анка. (презрительно). Да (в сторону). Фу!… Ракию пила. (Выходит.)
Хаджи Коста. Дайте бабе Стойне стул.
Злата (подает стул). Прошу, бабушка. (Баба Стойна садится.)
Хаджи Коста (сел, наполнил трубку).  Ну, как твоя старость, бабушка, держишься ли, держишься?
Баба Стойна. Старость, хаджи, не страшна, но видишь ли, тревоги — вот что добивают человека. А вот, говоришь старость, но есть и постарше меня, а?
Хаджи Коста. Да так-то сказать, ты и не сильно старая, а?
Злата (себе). Старуха, а еще молодится.
Баба Стойна. Мми!… (показывает на ноги) Они вот, хе! Ноги не держат, вот что тревоги делают, (Вздыхает) Ну, что поделать? Веселые дни прошли! Мой умер раньше времени, и оставил одни тревоги. Мука, хаджи, одной мука! Мой когда жив был, совсем же было другое дело!.
Хаджи Коста (кричит). Райчю!

Райчю входит.

Хаджи Коста. Огня.

Райчю идет за огнем.

(бабе.) да ты еще сможешь дома управляться, тебе бы дедка
Злата (в сторону). Вот только еще не хватало!

Райчю приносит огонь и уходит.

Баба Стойна. Но, а вот, дорогой хаджи, скажу тебе, ни белить, ни стирать, до сих пор, слава богу, людей не просила.
Злата. Да без очков и не видишь же уже.
Баба Стойна. Глаза, хаджийке, пожалуй, слабенькие. Скажешь от старости, не! Иногда голову у меня так давит, что в глазах темнеет, а повяжу платок, голову сожму и глаза совсем по-другому видят.
Хаджи Коста (насмешливо). Точно, бабушка, давай тебе дедка найдем, анадънму?
Баба Стойна (улыбаясь). Да, знать бы… помнит ли меня еще кто… хотя, как сказать?
Злата. Прошло твое женское время, бабушка, прошло.
Баба Стойна. Ну… хаджийке, так-то так… хотя люди, думают, что видят мунасип (правильно македонский)… человек не знает, что ему написано, что ему нужно пережить. Ты, может, знаешь, хаджийке, но я не, как-то баба Рада, когда была невестой, любилась с дедом Гергя. И он по ней с ума сходил, и она по несу. Он ее себе просил, но отец ее не отдал, потому что тот любить выпить немножко ракийки, выдал ее за другого. И тот женился на другой. Но так случилось, точно по божьей воле, что он стал вдовцом и она вдовицей. И как им было написано вместе жить, так и сошлись. По закону. И такая любовь у них была, что нигде такой не найти, жили и лучше молодых.
Хаджи Коста. Это точно, бабушка, настоящая любовь никогда не стареет, когда муж и жена совпадают. А когда мужа тянет в одну сторону, а жену в другую, какого дома от них ждать.
Злата ( себе). Это камень в мой огород.
Баба Стойна. Точно, хаджи, точно! Потому и надо глядеть, люди не капуста, надо смотреть, совпадают ли, как ты говоришь.
Злата. Это понятно, нужно смотреть… но не только кому невесту отдать. Только дураки говорят – мужчина есть мужчина, что еще надо.
Хаджи Коста. Это да, дураки… анадънму.
Баба Стойна (тут же). Ваща невеста, она… да живи она сто лет… для нее нужен такой, как она, чтобы как говорят, были схожи-похожи.
Злата. Наша невеста, бабушка, деликатная, евгенис; не как другие… которые не понимают красоты, цивил… вил… зацията.
Хаджи Коста. Да не хвали ты ее так, еще неизвестно, какая у нее будет доля.
Баба Стойна. Готова ее доля, если благословите, ха!
Злата. Ее долю господь знает.
Баба Стойна. Эта доля очень хорошая, хаджийка, ну как сказать, никаких недостатков, парень крупный торговец, магазин его полон, покупатели у него богатые… да и дом устроен, все там в порядке, войдешь в дом, любо-дорого…
Хаджи Коста. Молодой?
Баба Стойна. Парень молодой, но слушала его слова сегодня среди торговцев, умно говорит, мудро, разумно. Да и с хорошими табихети (чертами характера) — кроткий, как ягненок, изо рта можно еду брать.
Злата. Как зовут-то его?
Баба Стойна. Я вижу, так, что очень он мунасип для вас; потому его, как и нашего хаджи зовут крупный торговец в городе. У него вашему чаду будет спокойно жить. Потому что будет хозяйкой в доме, нет ни свекрови, ни золовки, никто не помешает. Только отец, да и он…
Хаджи Коста. Ну, ну, понятно!
Злата (любопытно). Кто, кто?
Хаджи Коста. Хаджи Станюва сын, Митя, он.
Злата (негодуя). Хаджи Станюва сын?… Пусть себе ищет другую пару, бабушка. Наша невеста еще не на выданье.
Хаджи Коста. Ты там молчи. (бабе.) Этого парня я знаю… очень хороший торговец – знай себе смотрит за прилавком.
Баба Стойна. Хелбетя, вы всех женихов знаете, как говорят, по зубам.
Злата. Очень хороший, но не для нас.
Хаджи Коста (хмуро). А ты какого ищешь? С неба ангел чтобы спустился?
Злата (смело). Сейчас мир другой, деньги глупость не прикроют, нет.
Хаджи Коста (презрительно). Да?
Злата (гордо). Учение нужно, учение, цирвирзакция.
Хаджи Коста. Цир-вир-закция… что?
Баба Стойна. Так, хаджийка, этот парень не неграмотный – читать, писать умеет, да и вообще, торговля без учения разве бывает?
Злата. Да… такое все знают. Ученый человек это тот, который одеваться умеет, учено, утонченно, евгенис.
Баба Стойна. Кошелек смотри, хаджийка, кошелек! Он чтобы был полон, а утонченно, деликатно… дом на это не выстроишь.
Злата (смело). Вранцушки он знает? Не. Пусть пойдет и выучит, тогда…
Хаджи Коста. Ты меня слушай, бабушка, она не понимает, что бормочет.
Злата. Пф, бормочу.
Хаджи Коста. Скажи ему, пусть со мной встретится.
Баба Стойна. Скажу, хаджи.
Злата (гневно). Да о  чем ты думаешь, хаджи?
Хаджи Коста (смотрит на нее искоса). Тут я хозяйничаю, анадънму?
Баба Стойна. Ну, тут же как отец скажет, как скажет, так и будет, наш, женский ум слабый. Потому и говорят – у женщины волос долгий, а ум короткий.
Злата. Моя девочка не на выданье. Так что…
Хаджи Коста (бабе). Скажешь ему, что я тебе сказал.
Баба Стойна (вставая). Тогда пойду, передам ему привет и скажу с тобой встретиться.
Хаджи Коста. Да, да иди домой.
Баба Стойна. Очень хорошо, хаджи. Будь здоров. (Уходит.)
Хаджи Коста. Будь здорова, бабушка.
Злата (вслед бабе). Пусть ищет себе долю в другом месте.
Хаджи Коста (гневно, вставая). Молчи, пока по губам не получила. Вот утка… Хочет девку от доли отвернуть.
Злата. Да ее хоть убей, она не пойдет за такого дурака.
Хаджи Коста. Э, хей, дура, да где найти лучше этого парня? Первый парень в городе, анадънму?
Злата. Хелбеття найдется кто-нибудь, кто знает вранцушки.
Хаджи Коста. Твой отец вренец (искаженное француз) был, а?
Злата. Отцы наши были тупые болгары, так и что ж, нам тоже оставаться дураками?
Хаджи Коста. Погладите-ка на нее!… И не стыдно! Сама из низов, а оделась по моде и стала мадама, анадънму?
Злата (горячо). Что хочешь говори, а современность не остановить, а! Мода идет и мир поворачивается к цирвирзакции, вот!
Хаджи Коста. Эти моды тебе все мозги свернули!
ЯВЛЕНИЕ IХ


Анка, переодетая, Хаджи Коста, Злата

Анка. Идем, мама! Уже поздно, когда мы пойдем? Люди собрались уже на свадьбе.
Злата. Да из-за твоего отца, у меня и свадьба из головы вылетела, и ...
Анка. Да было бы о чем думать, Боже мой! Вот же ... все эти глупости!
Хаджи Коста (Анке). Да не будь ты, как твоя мать!
Злата. Мать тебе плохая, прямо со света уйди.
Хаджи Коста. Ты как цветок, который понюхаешь и нос отвалится, анаденму?
Злата. Если я такая плохая, убей меня, и найди получше – тугодумку болгарку, которая за тобой будет смотреть, как рабыня и молчать, как рыба.
Хаджи Коста (сердито). Да перестань меня дергать. Смотри (поднимает руку) понимаешь? Палец дай, по локоть откусишь.
Анка. Уф, папа, папа, давай уже пойдем на свадьбу.
Хаджи Коста (Анке). Ха, убирайтесь...
Анка. Уф, боже, идем! (Выходит.)
Злата. Зря только фырчишь. По-твоему не будет!
Хаджи Коста. Ты все огрызаешься?
Злата (зло). Да кто тебя слушает. ( Выходит.)
Хаджи Коста. Посмотри-ка... (выходит за ней.) Вот же обезьяний ум! (Выходит).

Занавес опускается.

продолжения и обновления на https://litmarket.ru/albireomkg-p2994


Рецензии