Как рождалась легенда

                Эпизод из повести "Ферма"


      Взял на ферму второй том сочинений Дм. Фурманова. "Дневники, статьи, письма". Ленинград, Хл., 1971, 200000 экз.

      Автобиография. Всего одна страничка, но ёмко. Оказывается, Фурманов выпускник Московского университета, филолог. Правда, экзамены сдать не успел, в 1915 году в разгар войны пошёл служить братом милосердия.  В санитарных поездах колесил по всем фронтам, начиная от самого южного, турецкого в Закавказье и кончая самым северным, Петроградским. Собирали и вывозили раненых.

      Захваченный революционными событиями в университет уже не вернулся.

      Дневники.  Уже в 1910 году видел в будущем себя поэтом и писателем. Запись от 26 октября 1910 года: "Как то не хочется верить, что мне пошёл двадцатый год".

      С сентября 1912 года Дм. Фурманов студент факультета филологии  Московского университета.

      Читая записи, скорее они даже не дневниковые, ибо уж очень нерегулярные, быть может, и к лучшему, видишь, о чём задумывается человек, как изменяется.

      Запись  конца декабря 1913 года. О "чистом искусстве". Бренчать  всегда легче, чем говорить. "Когда что либо уж слишком глупо для того, чтобы быть сказанным, оно поётся". -  Переписал сиё молодой  Фурманов от Достоевского, который в свою очередь привёл слова Вольтера.   
      Как-то уж очень современно звучит. Нет нет, да задумываешься, поражаясь глупости слов многих современных хитов.
 
      18-00. Темнеет. По светлому всех обслужил.
      Мысли о "Свинотерапии" и не только. Регулярные заботы о животных почти автоматически успокаивают человека, оказывая терапевтический эффект. Животные, что дикие, что домашние, наверное чувствуют запах адреналина человека. Это я по собакам уже давно заметил.
      Когда меня, случаем,  упрекают не очень добрые люди в излишней резкости, я особо не переживаю. Всем хорош не будешь. Главное, что меня любят дети и собаки. Их не обманешь.

      19-00. Продолжаю читать дневник Фурманова. Хотя это как бы и не дневник, скорее, хроника. Датированные записи. Тем интереснее.
      1915-й год. Медбрат в санитарном поезде. Мысли о том, чтобы по окончании факультета филологии кончить курс по медицине.

      9-40. Всех обслужил. Продолжаю читать дневники. Середина 1916-го года. Как бы срез эпохи. Конечно, быть может, текст подредактирован позднее, но в целом верится. Видит и отражает он верно. Штрихи, коль не подмечены по жизни, не сочинишь.

      Однако, какое это счастье, когда жизнь даёт ответы на твои вопросы.  Действительно, в России надобно жить долго. Чем дальше, тем интереснее и интереснее.

      13-00.  Февраль 1918-го. Знакомство Фурманова  с Фрунзе, председателем Ивановского  Губисполкома.
      Добрался до  записи  от 10 июня 1918-го. Впервые упомянута Ная - "Любимая невеста!"
      5 июля 1918-го года Фурманов ушёл от анархистов к большевикам.

      13 августа 1918-го. Оказывается уже началась семейная жизнь. И как-то сразу закончилась.

      9 января 1919-го. Запись о том, что с Фрунзе, назначенным командовать 4-й армией, уезжает на фронт. Выехали с отрядом Ивановских ткачей только в феврале.

      26 февраля 1919.  При Фрунзе. Первое упоминание.  Слухи о Чапае и его отряде. Пока как бы смелая и напористая партизанщина.
      Что делать? Нарком Троцкий: - Разоружать.- Командарм Фрунзе: - Использовать на благо революции.
 
      Фрунзе принимает решение.
      7 марта 1919-го. Фурманов прибыл в бригаду. Первые контакты с Чапаевым в Алгайской группе. На базе отряда Чапаева формируют 25-ю дивизию. Чапаева назначают командиром дивизии.

      4 августа 1919-го. Фурманова отозвали  на Туркестанский фронт.

      9 сентября 1919-го. Уже  в Туркестане узнал, что казаки в ночь на 5 сентября напали на Лбищенск, где стоял штаб дивизии и   вырубили весь штаб 25-й Чапаевской дивизии.   
      Гибель Чапаева.  Пропал без вести. Свидетелей гибели Чапаева в живых не осталось никого.

      Сентябрь 1920. Фурманов на Кубани. "Красный десант". Поход на Врангеля. В походе на Крым он  не участвовал. Начальник политотдела Фронта в Екатеринодаре.

      Май 1921-го из Ростова на Дону в Москву.
      Июнь 1921. В Москве. Работа в отделе военной литературы при РВС (Республики).

      Август 1921. Оргработа. Встречи в литературных кругах. 
      Ещё жив, пока не "попал под раздачу" Николай Гумилёв.  Пишет, пьёт и бузит Сергей Есенин. Набирает силу Маяковский.   У  Фурманова оргработа, но он чувствует себя литератором, хочется писать. А что писать? Как писать? -  "поиски себя" продолжаются.

      Октябрь 1921. "Красный советский студент". Снова стал посещать университет.
      24 декабря 1921.  В дневнике программа из десяти пунктов.  "... пошёл 31-й год, время уходит,  а сделано мало". В итоге: "... писать. Это первое и главное. Остальное - в прикладку, добавочно".

      Написано уже немало. Куча дневников, статей, конспектов лекций и выступлений, печатались брошюры на политические темы, но  "Книги нет".  - В  союз писателей, как сказал ему  Сологуб,  без книги входа нет.

      1922 год.  Январь. Опубликован очерк "Лбищенская драма" - Это уже про Чапаева.
      Рукопись "Красного десанта" возвратил редактор. Требуются великие подвиги. То есть уже тогда, чтобы успешно печататься, надо было начинать лгать.  Между правдой жизни и "правдой" художественного слова -  большая разница.

       "Как он дошёл до жизни такой?" - Так или иначе, но это мой главный вопрос ко всем писателям, интересным мне. "Заразила" меня этим вопросом Анна Ахматова: "О чём бы писатель ни говорил (ни писал), в конечном счёте он говорит о себе..." Для меня она почему-то  в первую очередь мать Льва Гумилёва, а уж только потом поэтесса Анна Ахматова.

       Кушать-то на что?  Учёба - учёбой, но и работа есть. Фурманов в должности заведующего редакцией журнала "Военная наука и революция".

       24 марта 1922. Чтобы ни делал, в голове формируется главное: о Чапаеве. Копится материал, но пока не пишется. Не взять "разбег".
       Август 1922. Работа пошла: "Увлечён, увлечён как никогда!"
Вопрос: дать ли Чапая действительно с мелочами, с грехами со всей человеческой требухой или, как обычно, дать фигуру фантастическую, то есть хотя и яркую, но во многом кастрированную?"
       Имена живых. Фрунзе к примеру, упоминать ли? - Немного осталось жизни последнему. (Борис Пильняк, который Вогау,  в своей "Повести непогашенной луны" не упомянул, но это не спасло его от стенки.)

       Октябрь 1922. Оформлен "заказ", заключён договор и даже даётся аванс, чтобы было на что жить во время работы.
       Январь 1923. Закончен "Чапаев", отдельной книжкой издаётся "Красный десант" - Радость, торжество, но и волнение. Как всё это пойдёт в жизнь?

        01.11.20.  воскресенье.
8-40. Устаю я, однако, от этой "смены занятий". Овцы пошли пастись. Собаки за ночь набрехались, тихо спят.  Пора к свиньям идти.

На фото. Фурманов с супругой Наей
         - Анной Стешенко - Фурмановой.

Продолжение http://proza.ru/2020/11/06/1140







 


Рецензии
Да...Времечко было.... А отец моего крестного Фрунзе видел...Когда сиваш форсировали... а вот где тогда мой прадед Гаврила служил - пробую узнать...Фотография есть времен Гражданской...

Спасибо! С уважением, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   17.11.2020 08:58     Заявить о нарушении
И чего ж "отец вашего крёстного" не утопил в Сиваше эту большевистскую гадину? Потому что жополизанием был занят?

Алексей Чернечик   17.11.2020 09:38   Заявить о нарушении
Лёша, пришёл болезный...

Василий Овчинников   17.11.2020 10:19   Заявить о нарушении
Ходють тут всякие....

С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   17.11.2020 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.