Как относиться к грехам священнослужителей?

Лет 15 назад, во времена, когда я еще был мирянином, на одном из православных форумов, мне довелось быть свидетелем дискуссии, в которой обсуждались грехи священнослужителей. Помню, как один молодой человек особенно сокрушался по поводу не оправдавшихся надежд, касавшихся «святости» священнослужителей.

Что тут скажешь? С одной стороны, он был, безусловно, прав, - мы не святые: по крайней мере, большинство из нас. Однако, с другой стороны, возникает вопрос: а на что он собственно рассчитывал?

Признаюсь вам, что ни тогда (т.е. когда я был мирянином), ни сейчас (находясь в сане и постриге) я не испытываю каких-то особых волнений, связанных с этим вопросом. Но, все же, сейчас я могу посмотреть на эту проблему, как бы, под другим углом. И в этом смысле приходится констатировать тот факт, что многие православные и большинство нецерковных людей, не просто предъявляют к священнослужителям православной церкви завышенные требования, но часто вообще не имеют ни малейшего представления о сути священнического служения.

Как-то, одна прихожанка нашего храма, с чувством полного сердечного сокрушения, мне прямо так и сказала: «Вы ближе к Богу, нежели мы миряне!». И все мои жалкие потуги объяснить ей, что близость к Богу зависит не от сана и прочих регалий, а от чистоты сердца человека, разбились как горох о глухую, бетонную стену. Да и как я ее мог переубедить, если она видит воочию, как мы целуем престол, входим и выходим Царскими Вратами, берем в руки священные сосуды и т.д.. Не говоря уже о том, что у престола, во время Божественной литургии, с нами невидимо сослужат Небесные Силы. Причем некоторые твердо убеждены, что невидимо они предстоят только для мирян, но не для священнослужителей. И, безусловно, все знают о том, что на священника, во время совершения литургии, обильно изливаются благодатные дары Святого Духа, очищающие его, как в огне,  для совершения евхаристии. Все это правда, но, увы, часто неправильно понятая. До такой степени неправильно, что однажды один пономарь меня прямо так и спросил: «А благодать сильно чувствуется?». Откровенно говоря, я не знал, что ему ответить. С одной стороны – да, чувствуется! Но с другой стороны, я понимал, что он спрашивает не о том, о чем я ему хочу ответить.

На самом деле, говоря о дарах Благодати, люди ждут рассказа о каких-то особых переживаниях мистического характера (видения, экстаз и т.д.). Для многих, священнослужитель, на которого сошла Благодать, видится неким героем фантастического фильма, пришельцем, который совершает священнодействие в ореоле «жизненной силы», бьющей его «током высокого напряжения». После чего, он, как заряженная батарейка Energizer (помните неутомимо бегущего зайца из рекламы торговой марки Энерджайзер) должен извергать из себя благодатные изречения, поучения, наставления и, конечно же, совершенную любовь. Кстати, нередко и благословения у священнослужителей берутся именно для того, чтобы «удариться благодатным током». Вот и лезут (простите за грубость) некоторые наши прихожане к священнику, по самому ничтожному поводу за бесконечными благословениями или с вопросами типа: ехать или не ехать в поездку? Покупать квартиру или продавать?  Делать или не делать операцию? И их совершенно не смущает тот факт, что батюшка не риэлтор, не менеджер по продажам, что большинство священнослужителей не имеют никакого отношения к медицине. Это неважно. Он же не может ошибаться, если из него, как из трансформаторной будки «бьет благодатью».

Но, если вдруг батюшка не соответствует этим критериям, если он все же ошибся, если он был недостаточно внимателен к собеседнику, если он устал и хочет отдохнуть после службы, а не слушать бесконечные пересказы семейных драм, если он был холоден или, не дай Бог, раздражался,  то все: приговор выносится однозначный, - батюшка либо  «безблагодатный», либо находится в прелести, либо еще чего похуже.

А то, что священники это обычные, грешные люди, которые решились на то, чтобы взять на себя огромную ответственность, это и в голову не приходит, мистически настроенным прихожанам.

Конечно, я не собираюсь доказывать здесь, что священники все, что называется, «белые и пушистые». Иногда и нам действительно бывает стыдно за поступки своих братьев сослужителей, поступки, которые порочат звание христианина. Но, все же, то отношение к священнослужителям, о котором я говорил выше, свидетельствует не о грехах последних, а о неправильном понимании некоторыми нашими прихожанами и большинством нецерковных людей самой сути христианской веры и священнического служения, а нередко и с попыткой, что называется «обходным путем», избегая сложностей, возникающих в духовной жизни, получить благодатные дары: «Тяжело бывает молодым священникам, по душевной простоте и непониманию допускающих таких людей очень глубоко в свою личную жизнь, не заметив, что они даже ног о коврик не вытерли» (1).

В Священном Писании со всей однозначностью сказано о том, что на нашей грешной и многострадальной земле нет ни одного человека без греха: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Эккл. 7:20). Грехи были даже у святых людей, т.е. и святость это не синоним «абсолютной безгрешности». Тем более и рукоположение не делает человека более умным, более любвеобильным, не делает человека святым.

Хотя, ради справедливости, нужно признать, что некоторые священнослужители грешат тем, что воспринимают таинство рукоположения, как магическое действо, в результате которого они незримым образом наделяются теми талантами, которыми раньше не обладали. Талантами, которые, как бы, переводят их из разряда обычных, грешных людей, в разряд «духоносцев»: «…пастырь, не подготовленный ни духовно, ни душевно, может воспринять получение священства  как обретение  чуть  ли  не  всех  даров Святого Духа сразу (ср.  Гал.  5, 22-23)…Опасными (и самыми ранними) симптомами этого можно считать излишнее внимание к своему одеянию, стремление говорить речи и поучения для людей,  (при которых значение имеет не само наставление, а обстоятельства его произнесения), склонность к самолюбованию, нарочитость, зависимость от чужого мнения, излишнее стремление к указам:  "это делай, этого не делай". Рукоположение может означать для такого человека удовлетворение высоких притязаний. Такие священники, по слову митр. Антония Сурожского, "воображают, будто рукоположение наделило их и умом, и опытностью, и "различением духов", и ... не обладая еще духовной зрелостью, не обладая даже тем духовным зрением, которое дает просто личный опыт, они думают, что их научили всему, что может им помочь взять кающегося грешника за руку и повести от земли на небо"» (2).

И все же, священнослужители после рукоположения, также как и все остальные люди, нуждаются в помощи Божией для исцеления от греха и страстей, которые преследуют их всю  оставшуюся жизнь. На самом деле, в таинстве священства человеку подаются особые Дары Святого Духа для того, чтобы он мог понести весь тот груз ответственности, который предполагает священническое служение. А груз этот настолько велик, что без этих Даров, он окажется не под силу ни одному смертному человеку.

Это, кстати, очень хорошо понимал свт. Иоанн Златоуст, который вдохновенно писал о том, что душа священника должна быть ангельской чистоты и тут же в страхе, как бы, понимая фактическую недостижимость такого требования, сокрушался о том, что если подходить к людям, принявшим или готовящимся принять сан с подобными требованиями, не делая поправки на общее для всех людей повреждение человеческой природы, то у нас вообще не было бы священников.

Поэтому я позволю себе дать ряд советов тем, кто особенно зорко следит за грехами священнослужителей:

Во-первых: молитесь за нас и всегда помните о том грузе ответственности, который лежит на плечах священнослужителей. Все мы пошли на огромный риск, приняв сан, т.к. по слову того же свт. Иоанна Златоуста, среди священников мало спасающихся.

Во-вторых: чтобы не разочаровываться в священниках, не нужно очаровываться. Воспринимайте священника, как советчика, а не как оракула, который что ни скажет, то извергнет истину. В делах, не касающихся духовной жизни, лучше советуйтесь с профильными специалистами (причем не с одним, а с несколькими).

В-третьих: в том, что касается дел духовных, всегда помните, что не батюшка выдумал православную веру. Помните о двух тысячелетнем Святом Предании Церкви. Поэтому не стесняйтесь просить у батюшки, в подтверждении его слов, ссылки на вероучительные церковные источники (Священное Писание, труды святых отцов, канонический и догматический корпус и т.д.). Но, если даже батюшка и ошибся в чем-то, то умейте аргументировано, также со ссылкой на вероучительные источники, объяснить батюшке свою позицию. Но, никогда не носите в себе обиды.

И последнее: даже если священник, по вашему мнению, не соответствует тем критериям святости, которые вам кажутся истинными, все же, нужно помнить, что пока он не под запретом, у такого священника можно исповедаться и причащаться. Помните, что таинство становится для вас благодатным только при правильном душевном устроении. Поэтому, если вы затаили обиду на священника, осудили его, и потому ушли «по-английски» причащаться к более «благодатному», на ваш взгляд, батюшке, скорее всего, в этом случае, вы причаститесь в суд и осуждение. Т.е., если вы, по какой-то причине, ушли из одного храма в другой, не нужно делать из этого трагедии «вселенского» масштаба.

Кстати, та интернет-дискуссия, о которой я писал в начале статьи, закончилась довольно просто: я предложил этому молодому человеку самому стать священником и показать людям то, каким должен быть настоящий священник не на словах, а на деле. И напомнил  одно святоотеческое правило: «Не учи тому, чего сам не умеешь!».

Читайте также: Портрет идеального священника

Ссылки:

А.С.Бочаров, А.В.Чернышов. Очерки современной церковной психологии. Свет православия. 2003
А.С.Бочаров, А.В.Чернышов. Очерки современной церковной психологии. Свет православия. 2003


Рецензии