Листая старые журналы 1044

                У Р О К И  И С Т О Р И И

                Н Е В Е Р Н О Е  Э Х О  Б Ы Л О Г О

  С начала второй мировой войны прошло полвека. Пятьдесят лет назад, в самом конце августа 1939 года провокационным нападением мнимых «польских борцов за свободу» на радиостанцию в Глейвице, на дом лесника и таможню фашисты создали себе повод для «отмщения», и первого сентября в 0 часов 45 минут гитлеровские войска вторглись в Польшу. Для Советского Союза, для его армии эти события, правда, ещё не означали начала вооруженной борьбы с фашизмом. Напротив, наша страна и армия оказались втянутыми в такие политические завихрения, с которых до сих пор не снята полностью завеса военной тайны. Нам до сих пор не известны в точности все подробности заключения пакта Молотова -Риббентропа о дележе земель в зоне между Германией и СССР, произошедшем в 1939-1940 годах. Да и то, как, в каком состоянии встретила потом, в июне 1941-го, вторую мировую войну наша армия, мы знаем не всё, хотя некоторые «белые пятна» в этой области и перестали быть запретной зоной.

  Парадоксально, но мы до сих пор искажённо представляем сам тогдашний облик нашей армии, её историю, а без этого и вторую мировую нельзя осознать во всём её трагизме и величии. Мне кажется, в годовщину начала, надо надеяться, последней мировой войны уместно взглянуть на историю нашей армии свежим взглядом, без предвзятости, освободившись от гипноза стереотипов прошлого, сталинского времени, которые, я убежден, до сих пор ещё давят на сознание, на мышление и военных историков, да и всех людей, небезразлично относящихся ко всему тому, что происходило тогда с армией, страной, с каждым из нас.

  Известно: гласное сомнение в официальной версии истории наших Вооружённых Сил, версии, выработанной в 20-х, 30-х и 40-х годах, долгое время было деянием невозможным, подсудным, грозившим сомневающемуся человеку самыми жестокими карами. Чтобы эту версию опровергать, надо вспомнить её основные догмы, которые ещё и сегодня для многих определяют биографию Красной Армии.
Красная Армия родилась 23 февраля 1918 года в боях с немцами под Псковом и Нарвой, где отряды красногвардейцев остановили и разгромили отборные корпуса и дивизии противника.

  Красная Армия создавалась исключительно для борьбы с внешним врагом. Она сражалась не столько с белыми частями Колчака, Деникина, Врангеля, Юденича-Родзянко, сколько с войсками Антанты, пославшей против молодой советской Республики «14 держав».
Организатором, главным полководцем и комиссаром Красной Армии был И. В. Сталин — автор планов разгрома Колчака, Деникина, Юденича и белополяков. Он, а также Г. К. Орджоникидзе, С. М. Киров и В, В. Куйбышев сделали решающий вклад в создание Вооружённых Сил Республики. Главной ударной силой стала Первая Конная армия, а её прославленные командиры и комиссары К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, С. К. Тимошенко, О. И. Городовиков, А. Я. Пархоменко — наиболее выдающиеся герои.
Кроме конармейцев героями были В. И. Чапаев, С. Г. Лазо, Г. И. Котовский, а также Н. А. Щорс.

  Л. Д. Троцкий всячески разлагал Красную Армию и не раз срывал блестяще задуманные операции. Спасать положение ЦК «бросал» И. В, Сталина.
После гражданской войны и выдворения Троцкого за пределы страны Сталин и Ворошилов приняли на себя основные заботы по военному строительству.
Сталин в конце 30-х годов вынужден пойти на пакт с Гитлером, чтобы оттянуть качало войны, укрепить обороноспособность родины и перевооружить армию. Трагические события первых месяцев и лет войны обусловлены внезапностью нападения, большей опытностью врага, закалившегося ранее в боях и превосходившего РККА в живой силе, технике, а также неправильно определённым сроком начала осуществления фашистами плана «Барбаросса».

  Но с 1943 года наша армия наносила сокрушительные удары по врагу, демонстрируя превосходство советской боевой техники и военной науки. Советская армия самоотверженно помогала союзникам, выручала их в тяжёлую минуту и спасала от пораженнй. Штурм Берлина — вершина тактического и стратегического мастерства. Красное знамя над поверженным рейхстагом — символ победы над коричневой чумой, истерзавшей Европу. 20 миллионов наших людей, погибших в битве с фашизмом,— образец патриотизма и верности народа идеалам социализма.
Уверен, многие, прочитав этот перечень, скажут: автор утрирует. Последнее время действительно некоторые из вышеперечисленных утверждений подвергались определённой переоценке. Но сложившиеся, стереотипы, даже изнашиваясь, в принципе, не меняются. Так давайте рассмотрим некоторые этапы биографии наших Вооруженных Сил пристальней.

  Итак, 23 февраля 1918 года. За пять дней до этого германские войска перешли в наступление на петроградском направлении и в Прибалтике. Сопротивления на псковском и нарвском направлениях они практически не встречали. Старая армия откатывалась, а красногвардейские отряды, ещё не сформированные в регулярные части, к организованным действиям здесь были не способны. Бои, по некоторым недостаточно строгим свидетельствам, возникали в других местах, но не у Нарвы и Пскова. Противник к этому времени не имел на русском фронте отборных корпусов и дивизий. Лучшие его силы находились на Западе, против же России действовали, главным образом, так называемые ландверные (полуополченские) войска — 74 пехотные дивизии. Продвигались они медленно, но причиной тому не столько эффективное сопротивление красногвардейцев, сколько ограниченные возможности немцев.

  Вечером 23 февраля оставлен Псков. Нарва на этот день находилась в 170-ти километрах от линии фронта. Этот город, кстати, сдали почти без сопротивления в день заключения Брестского мира, то есть 3 марта. Оборонявший его отряд П. Е. Дыбенко, можно сказать, бежал с позиций. В мае Дыбенко судили и сняли с должности Нарком по морским делам именно за это. Позже Павел Ефимович доказал, что нарвский эпизод лишь досадная случайность в его биографии. Командуя затем полком, бригадой, дивизией, он стал опытным военачальником, настоящим героем гражданской войны.
Как видим, 23 февраля 1918 года Красная Армия не одерживала первых побед, хотя утверждения об этом в прессе встречаются до сих пор. Так почему же именно этот день стали считать славным началом славного пути?

  Юрий Геллер
  («Дружба народов», 1989 № 9) 
               
                Продолжение следует


Рецензии