До последнего дыхания он служил сцене. О Куражеве

До последнего дыхания он служил сцене. Об Александре Валентиновиче Куражеве

Во время работы в Ульяновском драматическом театре им. Ивана Александровича Гончарова я духовно сблизилась с Александром Валентиновичем Куражевым, актёром этого театра. Я была давней поклонницей его творчества, как и многие жители нашего города, и писала посвящения и оды Александру Валентиновичу почти к каждому Дню рождения и юбилеям. Там я выражала своё восхищение творчеством гениального артиста. Но когда иногда мы с ним говорили в театре, то основной темой наших разговоров была всегда одна и та же - Иван Александрович Гончаров.
Актёр очень глубоко изучал творчество нашего гениального земляка. Благодаря своей хорошей памяти он пересказывал содержания последних его произведений, а потом давал мне читать рукописи пьес, написанные на эти произведения.
Например, я очень подробно написала в письме разбор пьесы "...помилуйте нас, грешных". В основу пьесы "...помилуй нас, грешных" была положена маленькая повесть И. А. Гончарова "Уха".
Черновик этого письма я опубликовала в ""Городском журнале" №2. Эта публикация нашла широкий оклик в сердцах читателей.
В январе 2020 года я почему-то часто стала мысленно вспоминать об Александре Валентиновиче. Неожиданно я с сильнейшим приступом попадаю в терапевтическое отделение Медсанчасти УАЗ. Чуть живая я выхожу из палаты и наталкиваюсь на стройного, красивого, с шикарной шевелюрой, но почему-то с жёлтым цветом лица, моего знакомого Александра Валентиновича Куражева. Он также был сегодня привезён в это отделение из областного онкологического диспансера для снятия желтухи, которая образовалась в результате лечения. Он, увидев меня также, как и я, очень обрадовался.
- Надежда Фаткуловна, я вас так разыскивал последние полтора месяца, чтобы отдать на рецензии свои пьесы.
Я очень плохо себя чувствовала, но с искренней радостью воскликнула: "Так приносите же скорее!"
Дочь вечером принесла несколько его пьес. Я, не отрываясь ни на минуту, их все прочитала, и на все написала отзывы. Я отдала рукописи отзывов-рецензий Куражеву, он тут же передал их своей дочери. Она набрала тексты рукописей в компьютер, распечатала и отдала их отцу для нашего обсуждения. Все пьесы были мне очень интересны. Но особо сильное впечатление на меня произвела пьеса Александра Валентиновича "Жуир". На титульном листе было напечатано: "Сцены для театра по очеркам И. А. ГОНЧАРОВА "Иван Савич Поджабрин". С прологом и эпилогом с претензией на сексуальную комедию. Елховка 2018"
События развивались в пьесе с чисто гончаровским задором и пафосом.

Санкт-Петербург. Середина 19 века
   Пролог

"Действие в покоях Аполлона. Аполлон - статуя с лицом Ивана Савича Поджабрина. Звучит божественная греческая музыка. Перед статуей Аполлона "боги - друзья Ивана Савича". Аполлон декламирует:
- Боги, я пригласил вас, чтобы раскрыть свои мысли. Не единожды я вас поучал, что жизнь коротка: и поэтому, надо жуировать ею!
Боги бурно реагируют на его призыв.
Их последняя реакция перед молчанием:
"Нет и не бывать пределам нашего удовлетворения. Не будем бояться наслаждений. Мальчишка просыпается от прикосновения женского тела во сне, для него это открытие... Он впервые познал чувства о взрослой жизни. Мы прошли этот момент взросления: перед нами есть настоящая женщина, а не во сне. У каждого своя: Джульетта, Афродита, Клеопатра! Как и моя Венера... Я ж-д-у встречи с ней!
Боги молчат"...
Но поднимаешь глаза и смотришь в верхней правый угол страницы и читаешь эпиграф:
"Господи боже ты мой!
И так много дряни на свете,
а ты ещё жинок наплодил.
Гоголь".

А прочитав произведение до конца, вновь ощущаешь великую силу классики:
Меняются столетия, строи в государствах, а помнить прежде всего нам надо о чистоте души, высоком понятии нравственности, о совести! Чистота души, высокая нравственность, совесть - всегда являются визитными карточками человеческой личности. И о том, что сказал Сытин в пьесе Максима Горького "На Дне": "Человек выше сытости", надо помнить всегда!
Сам гениальный актёр Александр Куражев воплотился на ульяновской сцене во многих образах. Среди его персонажей есть и герои: в спектакле Юрия Копылова "Король Лир" Уильяма Шекспира; есть простые рабочие люди: Хозяин в спектакле по пьесе Марии Ладо "Очень простая история"; богатые купцы; например, Васильков-купец-откупщиков в пьесе друга И. А. Гончарова Соллогуба Владимира Александровича "Беда от нежного сердца"; морские офицеры в спектакле-событии по книге И. А. Гончарова "ФРЕГАТ "ПАЛЛАДА", написанной им об его кругосветном путешествии; есть люди потерявшие родину, женившиеся на человеке другой расы и имеющие от женщины-иностранки много детей (спектакль-событие "ФРЕГАТ "ПАЛЛАДА"); иностранный блюститель порядка инспектор Портерхаус в спектакле по пьесе Р. Куни "Очень влюблённый таксист"; есть и друзья  принца Гамлета (граф Кент) в спектакле по пьесе Недеялко Йорданов "Ловушка для короля"; офицеры и солдаты Советской Армии в спектаклях: в "В списках не значился", "Не покидай меня"; а также пьяницы и опустившиеся люди, но сохранившие, как высоконравственный Илья Ильич Обломов, чистейшую человеческую душу; даже роль ироничного жуира-доктора из спектакля "Примадонны" есть в его репертуаре; Есть прекрасно сыгранные роли в классических спектаклях с таким неподражаемым юмором, например, садовник Бенволио в спектакле по комедии Боомарше "Безумный день или женитьба Фигаро". Прекрасные образы создал артист и в авангардных спектаклях, как например, роль старика-мудреца в спектакле И. Якимова "Северный ветер".
Да и перечислять все созданные Куражевым образы на ульяновской сцене в настоящей статье не имеет смысла, так как речь в ней пойдёт о новой написанной актёром пьесе.
Главное ощущение, которое приходит к читателю, что это серьёзное и непохожее друг на друга разнообразие чувств, переданное актёром через своих персонажей на сцене. Но в этой галерее людей разных стран, национальностей и обычаев, есть что-то ярко-выраженное, объединяющее качество?! Я долго думала: "Что же объединяет все эти, образы которые создал Куражев на сцене, и автора, написавшего столь необходимую для современной сцены на очень нравственную и злободневную тему пьесу, берущую истоки из очерков величайшего классика и сердцеведа российского человека в эволюционном его развитии И. А. Гончарова?"
Да и перечислять все созданные Куражевым образы на ульяновской сцене в настоящей статье не имеет смысла, так как речь в ней пойдёт о новой написанной актёром пьесе.
Только в долгих, многочасовых серьёзных и непосредственных беседах с Александром Валентиновичем я поняла, что корни удивительного подхода автора к каждой роли уходят в историю его потрясающих по характеру предков из села Елховки Ульяновской-Симбирской области-губернии.

Я удивилась такому факту, что говоря столько раз с актёром об Иване Александровиче Гончарове, я ничего не знаю о нём самом. Только после долгих размышлений меня потряс такой важный период в его творчестве: драматург одновременно работал и над пьесой "Жуир", и над пьесой по роману-сказке Ильи Таранова "Маэлла". Я, уже написав рецензию-отзыв на пьесу "Маэллу", спросила у Александра Валентиновича: "А Вы показывали свою пьесу Илье Александровичу Таранову? "
- Показывал, - ответил драматург. - Он сказал, что согласен с существованием такой версии.
И тут я поняла, что в этих двух пьесах автор поставил перед будущими зрителями одни и те же вопросы и проблемы...
               
Почему же у актёра Александра Валентиновича появилось такое страстное желание в качестве драматурга поставить перед зрителями такой важный нравственный вопрос: насколько можно изменять и приспосабливать общепринятые моральные понятия под существующую в настоящее время ситуацию?
Меня очень заинтересовали такие факты: из какой семьи Куражев, кто его предки, почему он связал свою жизнь с театром, как он относится к своим коллегам, к своим родителям, жене, семье, детям, друзьям?
И я напрямую задала ему эти вопросы!
Александр Валентинович растерялся и сказал, что не готов отвечать мне такие вопросы, так как считает их сугубо личными, что у него существуют определённые жизненные принципы и моральные устои.
Тогда расскажите о себе, что хотите.   
Я знала, что Александр Валентинович Куражев родился 7 апреля 1952 года в Елховке. Рассказывая о своих предках актёр подчёркивал, что все они были великие труженики, стремящиеся понять и освоить все тонкости и особенности своего мастерства и мастерства товарищей. Все они жили по совести. Говоря о своей семье он ни раз указывал, что скромность и честность были отличительными особенностями членов его семьи. И говорил он об этом самыми скромными и сдержанными по содержанию фразами. Если признаться честно, то я их просто выдавливала из него.

Дед Шканов Александр Яковлевич родился в 1912 году. Участник Великой Отечественной войны. По званию был старший сержант, но служил на офицерской должности. Сражался за Родину с первых дней войны. Дальнобойная авиация бомбила Берлин конец августа - 9 сентября 1941 года. Было десять вылетов, дед участвовал в девяти из них. Экипажи вернулись без потерь.
Орден "Красная звезда" ему был вручён 27 сентября 1941 года в Кремле. Есть фотография всех участников этого награждении. Награду Александру Яковлевичу вручал Михаил Иванович Калинин. Жаль, что с войны дедушка живым не вернулся.
Отец: Куражев-Калинин Валентин Александрович родился в Елховке в 1930 году. После армии работал: завклубом, заведующим фермой, заведующим складом. Одним словом можно сказать, отец был колхозник.
Мать: Куражева Раиса Александровна, также колхозница, работала в бухгалтерии колхоза.
Со слов Д. М. Куражева, ветерана войны, потомка (со стороны матери) помещика Свияженинова, который был мировым судьёй посёлка Алатырь, родители родителей Александра Валентиновича жили в Елховке, в бывшем имении помещиков Мартыновых (потомков убийцы Лермонтова).
История происхождения фамилии Александра Валентиновича очень простая. Пра-прадед Степан дал себе прозвище Кураж, а затем у потомков появилась фамилия Куражевы, так как крепостные во времена крепостного права фамилий не имели. Все крепостные носили фамилию помещика.
 
Актёр гордился каждым своим предком, в разговоре со мной под большим нажимом сообщал об уникальных способностях каждого. Главной чертой каждого из них была старательность, честность, порядочность и обострённое чувство справедливости. Был один в их роду из Белого Яра из бурлаков. Все рассказывали, что он очень отличался ото всех родственников.
Рос актёр обыкновенным мальчишкой, ни чем не отличавшимся от елховских сверстников. Очень любил читать, имел цепкий и любознательный взгляд, хорошую память, помогал родителям по хозяйству, учился хорошо и с большим желанием, мечтал стать актёром. Восьмой класс закончил с одной четвёркой.

Поступил в ЛГИТМ и К (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии), класс Меркурьева. Но учится стал в ЛГИК им. Н.К. Крупской: Ленинградский государственный институт культуры на режиссёрско-балетмейстерском факультете, так как там ему предоставили место в общежитии.
В классе он, где он учился, были в основном коренные ленинградцы. Куражев был очень стеснительным юношей. Особенно он стеснялся своего волжского говора. Учился с вдохновением и даже можно сказать с остервенением, всё свободное время проводил в библиотеках. А также старался освоить все приятные манеры своих литературных сокурсников. Наблюдая за окружавшими его людьми стал быстро замечать, что определённому типу людей свойственна индивидуальная манера поведения. Люди по-разному берут стакан со стола, держат ложку, но бывают  также очень часто похоже друг на друга в силу темперамента, воспитания. Учился Александр Валентинович с хорошими людьми. Он держался вроде бы со всеми сразу, но одновременно был и сам по себе. На третьем курсе он решил, что уже не очень отличается от сокурсников стал более общительным и жизнь его в корне изменилась. Ребята быстро оценили его начитанность и компетентность во многих вопросах. Как человек из села, он многое умел делать своими руками и помогал некоторые вещи делать быстро и ловко. В силу врождённой коммуникабельности и, имея хорошее чувство юмора, легко обучался актёрскому мастерству, пению и танцам. Преддипломную практику проходил в Новгородской области, станция Угловка Окуловского района, жил там четыре месяца, защитил на "отлично" одноактным спектаклем "Мать нашла могилу сыну". Отучившись в ЛГИК им. Н.К. Крупской с 1969 по 1973 год получил распределение в ДК Оперетты к руководителю Герцкину.         
Служил один год в рядах Советской Армии в Ленинградской области (Сосновый Бор) в инженерных войсках сапёром, ефрейтором, старшим сапёром.
В 1974 году приехал в Ульяновск.
После армейской службы приехал в Ульяновск к родственнику Борису Ивановичу Мишину. Он работал архитектором во время строительства Мемориала в городе Ульяновске. Работал в ДК в Оперетте. В 1975 году в Ульяновском областном драматическом театре главным режиссёром был Александр Семёнович Семёнов. В это время в театре готовились к премьере "В списках не значился". Перед премьерой спектакля заболел актёр Кошолкин Владимир Николаевич, пригласили помочь, после премьеры был зачислен в труппу театра. О работе в театре Александр Валентинович рассказывал очень серьёзно с задумчивым и романтичным видом, когда рассказывал о какой-то конкретной роли было такое выражение лица, как-будто он её на сцене мысленно переживал. Говорил об особенности вхождения в каждый образ: "40 лет проработал на сцене. Очень любил и серьёзно относился к любой роли, в каждую душу вложил. Не было лёгких персонажей. Порой мне казалось, что я внешне становлюсь похожим на человека, которого изображал на сцене. Очень переживал, если партнёрше не очень хотелось со мной обниматься или целоваться на сцене. Конечно, и у актрисы бывает разно настроение и состояние на сцене. Но я всегда считал за интимные сцены за рампой всегда в ответе мужчина и всегда старался быть желанным партнёрше. Да чего только не было за время службы в театре. Столько воды утекло... С актёрами и режиссёрами всегда поддерживал хорошие отношения. Редко проявлял свою инициативу, но если с чем-то был не согласен, то говорил прямо в лицо, объясняя причину иного прочтения образа. К ролям получалось разное отношение... Например, больше любил роль Хозяина в спектакле "Очень простая история", чем опустившегося друга. Тяжело было в этой роли первый раз выходить на сцену после Бориса Владимировича Александрова. Но потом она также для меня стала родная. Сейчас многое сыграл бы может иначе. Лучше стал понимать своих героев. Копылов дал мне сыграть много разных образов... Никаких званий за свою сценическую деятельность не получил. Не за долго до своей кончины Юрий Семёнович Копылов подошёл ко мне, и с грустным видом, как бы извиняясь, тяжело вздохнув, сказал мне: "Пропустил я тебя..." Но я рад, что мне столько лет удалось проработать на сцене с Юрием Семёновичем..."
Я хорошо знала, что у Куражева была обширная педагогическая деятельность. Его ребята приходили часто на его спектакли и очень высоко ценили своего преподавателя. Я, конечно, не удержалась и спросила его: "Почему Вы начали педагогическую деятельности и так серьёзно относился к ней на протяжении стольких лет?" Актёр мне ответил очень просто: "В 1975 году женился. В свою супругу влюбился с первого взгляда. Она работала парикмахером. Как сел к ней в кресло - так сразу и потерял голову... С женой мне очень повезло. С большим пониманием она относилась к моей любви к театру. Никогда не корила за то, что актёрская зарплата маленькая. Но я сам понимал, что семье нужны деньги и по этому согласился вести студию при Доме Пионеров, а потом полюбил преподавательскую деятельность не меньше актёрской. Дети мне стали такими родными! Многие из них стали хорошими артистами. Самой большой похвалой для меня были их слова, что я научил их многому, что в актёрских ВУЗах им и не объясняли. Видимо, у меня были замечательные педагоги в Ленинграде, да и Копылов, и актёры, с которыми я работал на сцене Ульяновского драматического театра многому меня научили. Сильный был у нас актёрский состав. Да и Юрий Семёнович пока от тебя не добьётся определённого нужного ему результата не оставит в покое... Я считаю, что достойно служил сцене. Никогда не участвовал ни в каких дрязгах, не верил сплетням, всегда старался не обидеть коллег, никого не подставлял в сложных ситуациях. Не люблю подлецов, но всякие разборки мне всегда претили... А потом у меня всегда была надёжная поддержка в семье. С женой мы жили дружно, ссорились редко. Один раз с ней чуть до развода не разругались, но потом в тот же день помирились. Я никогда не мыслил жизни без неё. Она всегда умела найти ко мне подход, хорошо готовила, ласковая всегда была в общении. Родила мне умных, красивых, здоровых детей, вырастила достойных из них людей. Дети получили прекрасное образование и воспитание, очень любят свои семьи. А внуки для нас с супругой - самая большая радость!"
Когда у Александра Валентиновича был творческий концерт мы-контролёры очень волновались. Он прошёл с огромным успехом, его дети и внуки блистали на сцене рядом со своим великим родственником. Зрители рукоплескали Мастеру. После официальной части мероприятия Куражев угостил нас контролёров хорошим вином и дорогими конфетами. Мы очень стеснялись за кулисами. Александр Валентинович сказал, чтобы мы со всеми угощениями шли к себе и продолжили всё в непринуждённой обстановке. Когда он уволился из театрам нам его очень не хватало на сцене...
Нас выписали с Куражевым в один день. Статью я написала, находясь в больнице, хотя себя очень плохо чувствовала. Перед выпиской я дала ему прочитать статью. Закончив её читать, он с испугом посмотрел на меня и сказал: "И что я с Вами, Надежда Фаткуловна, так разболтался?.." На что я ответила: "Но ведь всё это - правда!"
- Как Вам удалось так вывернуть всю душу мою на изнанку?.. Одно правда: подлецом никогда не был... Всякое было... Но старался жить по справедливости...
При расставании я посмотрела на этого очень красивого человека и попросила его подарить мне рукопись пьесы "Жуир". Я надеялась уговорить поставить эту пьесу на сцене или снять в кино моего талантливого друга Юрия Александровича Куриловича, а потом пригласить на премьеру Александра Валентиновича. Но в жизнь всей Земли вторгся коронавирус. А жизнь Великого Мастера вскоре оборвалась... Возможно, в статье есть недочёты, но я, не согласовав с Куражевым, не решусь внести в неё какие-либо изменения.
Кроме меня Куражев дал по телефону интервью главному редактору "Городского журнала" Татьяне Александровне Труновой. После взятия интервью Татьяна Александровна находилась под очень сильным впечатлением! Возможно, она его ещё опубликует...             

Последнее интервью Александр Валентинович давал в 67 лет в марте месяце 2020 года в терапевтическом отделении Медсанчасти УАЗ адрес: ул. Лихачёва
Единственное, что добавлю к написанному, - это данные о членах своей семьи, которые он написал мне на листочке.
Члены семьи:

Дочь: Финогенова Елена Александровна родилась 16 мая 1980 года;
зять: Финогенов Владимир Владимирович родился 19 января 1976 года;
Внуки: Финогенов Сергей Владимирович родился  19 июля 2001 года;
Финогенов Алексей Владимирович родился 17 августа 2008 года;
сын: Куражев Матвей Александрович родился 18 июня 1988 года, по специальности артист-певец, в настоящее время работает менеджером у певца Дмитрия Певцова, которого я также когда-то брала интервью;
внучка: Куражева Анастасия Матвеевна родилась 5 апреля 2017 года.

2.03.2020

Надежда Никищенкова.


Рецензии