Купчая крепость на пожню Ивана Курлаева

В Коллекции столбцов 16 - 18 ввеков ГУ «Государственного архива Вологодской области» в Фонде № 1260 Архивная опись № 1 Вологодского Софийского архиерейского дома под № пп. 1455 имеется  «Купчая крепость на пожню, проданную Дмитрием Алексею и Ивану Курлаевым. Начала документа нет. Листы ветхие.»Документ на двух листах. Первоначальная дата документа представленная архивом 13 декабря 1657 года.[1]Однако после исследования документа специалистами, было высказано мнение, что документ на 100 лет старше. Данное мнение несколько позднее подтвердил архив Вологодской области, окончательная определив дату документа 13 декабря 1557 года. Таким образом, можно сделать вывод, что Курлаевы покупали земли в северной части Руси во времена Ивана Грозного. На сегодня мы имеем первое документальное подтверждение древности фамилии Курлаев, которой на 2020 год исполняется 463 года. После прочтения документа, он был расшифрован следующим образом:

«…ни в Петрачеве острову Вас… Оксентьева да Маришевскую и… …ево капусты. А другая полпожни за Иваном за Курлаевым… тои пожню от Онкудино… по осокорь по тесаный, а от осокори вверх по озерку до Вороницыных пожни, да подле Вороницыных пожне по межницам по рубежным верхние изголови на осокорь на сухую, на виловатую. А из другую сторону межа по пригорку вниз с Милентьем с Мохнаткою до тох пожнин Кудиновские. А та пожня в усольской дане. Да к тои же пожне яз, Дмитрей, продал тому ж Алексею полпожни прикупные Анкудиновские, а другая тое полпожни Ивану Курлаеву. А та поженка в межах с тою же с Васильевскою (?) да с Марышевскою пожнен по осокорь тесаной, да с осокори прямо к горе, Клементьеве пожне Мохнаткине на черемховой куст, да вниз подле Мохнаткину пожне по пригорку. А та пожня в усольской дане. А взял есми на те их двое пожнях пол сема рубли денег, а по полнок в тех же цене. А в очищене тем полупожням двум яз, Дмитрей по своей купчей во всему, кого буде те пожни, подписаны или в закупе, и мне, Дмитрею, выкупати своими денгами, да очистя, отдать Алексею.
      А на то послуси Иван Клементьев Важанинов да Иван Нестеров сын Комлев.
Купчяя писма Петруни Лукина сына, дьяка Борисоглебского, лета 1558, декабря в 13 день.
А ся де купчяя и отводная, позаде купчие, пишет послух Иван, руку приложил. Список.»

Документ не имеет начала и не ясно, о каком месте идет речь. Неожиданная подсказка нашлась в рукописи Алексея Ивановича Соскина «История города Соли Вычегодской», в которой приводятся имена посадских людей города Соли Вычегодской из переписной окладной книги сольвычегоским посадским домам и в них хозяевам, кроме священноцерковнослужительских, писанной в лета 7075 (1567) ноября и день,в том числе Иван Фомин сын Курлаев (в современном варианте написана как Курилиев). [2,3]. Шестая глава рукописи приведена в приложении 1.

Литература
1. Государственный архив Вологодской области (ГАВО) Фонд № 1260. Оп.1. Д. 1455 «Купчая крепость на пожню, проданную Дмитрием Алексею и Ивану Курлаевым. Начала документа нет. Листы ветхие». Даты документов: 13.12.1557 Постоянная ссылка: https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/331286
2. Соскин А. И. История города Соли Вычегодской. Подготовка текста к изданию А. Н. Власова. Отв. редактор А. А. Амосов. Сыктывкар, 1997. С. 4-5.Электронный ресурс URL: https://kotlaslib.aonb.ru/doc/istorija_goroda.pdf (дата обращения: 02.11.2020)
3. История города Соли Вычегодской древних и нынешних времен, сочиненная Алексеем Соскиным, природным мещанином сего города Соли вычегодской, в бытность его в Соли Вычегодском городовом магистрате членом ратманом. Написана собственной его рукою в Соли Вычегодской в лето от сотворения мира 7297-е, а Рождества Христова в 1789 г. // Вологодские епархиальные ведомости, № 15 22 ноября 1881 года Электронный ресурс URL:https://www.booksite.ru/vev/1881/1881_22_P.pdf (дата обращения: 02.11.2020) С. 399

Приложение 1

Глава шестая
О бывших в городе Соли Вычегодской посадских ЛУТЧИХ. средних и молодчих людях и о звании и платеже ими в казну податей во времена ГОСУДЭРЯ царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца

В переписной окладной книге сольвычегоским посадским домам и в них хозяевам, кроме священноцерковнослужительских, писанной в лета 7075 (1567) ноября и день, хранящейся в архиве соливычегодскагогородскаго магистрата, есть тако: "Вышеписаннаго году засели целовальники, посадские соливычегодские и лутчие и средние и молотчие люди, по Юрьеве описи Андреевича Вельяминова, царя государя и великаго князя Иоанна Васильевича всея Русии дани и оброки разрубити за лето 7075 (1567) год: и запросу, и за поминочныя, и за черныя соболи, за одинцы, и за диячи соболи, и за ямские, и пищалные, и за приметные, ипосошные люди, и за городовые, и за дачные дела, и за ямское дело, и за сокольи оброк, и за повотные, и за праведчикову пошлину, и за поплужную пошлину, и за годовой оброк, и за весь волостелин доход, и неездовые денги, и на иную на всякую земскую поддержку. Целовальники розрубные Михайло Степанов сын Южанин, да Агапит Ефремов сын Дудоров, и люди добрые Григорей Аникеев сын Строганов, Леонтей Иванов сын Пырскаго. Климентей Андреев сын Капустин, Осип Захаров сын Гундухин, Федор Андреев сын Новиков, Иван Агафонов сын Костроминов, АртемейНикифиров сын Суровцев, Никита Антоньев сын, Семен Черменя Никитин сын, Андрей Ширяй Васильев сын Костромин, Иван Фомин сын Курилиев, Алексей Федоров сын Бутугин, Оксентей Васильев сын Ременников, Ларион Яковлев сын Воронов, Степан Прокопьев сын Кривошапкин, Леонтей Онисимов сын Заозерец, Яков Матфеев сын Балакшин, ДмитрейМитяша Александров сын Поздеев, Иван Степанов сын Поготова, Игнатей Нога Дмитриев сын Лодыгин, Матфей Васильев сын Хохолев, Семен Козмин сын Старшего, Федор Андреев сын Беляев, Иван Иванов сын Бояркин, Исай Иванов сын Солодовин, Иван Болшеи Иванов сын Лайков, Анисей Остафиев сын Деткин, Евтихей Некрас Тимофеев сын Кожин, Василей Леонтьев сын Плющеев, Василей Андреев сын Смирена, Иван Дмитриев сын Деригин, Андрей Федоров сын Бутусин, Петр Максимов сын Кушевской, Иван Ермолин сын Хохраков, Семен Александров сын Злыгостев, Григорей Ефимов сын Долгорукова, Иван Яковлев сын Лепехин, Фатей Семенов сын Подмосковьев, Иван Инка Яковлев сын Блинов, Конан Яковлев сын Белоусов, Андрей Малания Деметьев сын, Федор Клеенка Ефремов сын, Исай Петров сын Долгополова, Самойло Силыча сын Борисов Мясников, Иван Шишол Петров сын, Поздей кузнец Григорьев сын, Иван Васильев сын Проскурин, Григорей Никитин сын Бурмакин, Павел Максимов сын Попов, Данило Марков сын Гущин, Матфей Романов сын Дементиева, Давыд Сидоров сын Клестов"(122).
И думать можно, что из оных посадских по-тогдашнему времени и узаконению первые целовальники были гражданскими судьями, которые с выбранными от общества гражданскаго окладчиками потребныя годовыя денежныя дани и оброки разкладывали, как и ныне раскладываются мещанския подати. В которой оклад по тогдашнему обыкновению положено тяглых 597 домов да 76 дворовых пустых мест, а тот оклад разположен с каждаго тяглаго двора и места белкам, которые были разделяема и на раздробительныя части каждому посадскому по его состоянию или богатству. В том числе превосходящему протчих первому посадскому Аникею Федоровичу сыну Строганову написано заплатить со двора своего двести бел и пол-семдесят бел, а протчим по состоянию промыслов и дворов. А сколько та составляет белка денежной или какой другой суммы не означено, но если разсудить о тогдашнем и со всего города платимых податях о коих ниже сего сказано будет, то таковой название платимой белкою не может быть большой денежной суммы. И действительно думать можно, что таковыя считалась не более, как по одному рублю. Которой оклад писан по /по/рядку, по улицам, по означением, вокруг каких приходских церквей кто жительствует; которых в городе церквей и упоминается восемь; а имянно: первыя Троицкая, вторая Воскресенская, третия Никольская, четвертая Афонасьевская, пятая Борисоглебская, шестая Климантовская, седмая Фроловская, восмая Успенская. Да по тогдашнему названию присутственные места, корчемной и земской дворы, и соляные варницы. Сколько же тех варниц исчесления не написано, только они упомянуты в окладе с домами обшею речью вместе.
В Соли Вычегодской писцовой книге, хранящейся вышеписаннаго же магистрата в архиве, писанной 7083 (1575) году написано: "С Вычегодския Соли с посаду платят ежегодно в государеву казну в Четвертый приказ, с оброчными денгами вместе водяного мыту, и за отъсуд, и за приказ, и за выводную кузницу, и за новоженной убрус 17 рублей 29 алтын 4 денги. за мытные пошлины 28 рублей и 8 денег. Верново таможеннаго бранья 254 рубли 15 алтын 3 денги. И всего по книгам писма и дозору Ивана Мичюрина с Вычегодския Соли 300 рублей 30 алтын 3 денги" (123).
Не без удивления бывшую с Соли Вычегдских граждан таковую по многолюдству тогдашняго посадскаго общества платимую в государеву казну денежную подать оставит можно, и особливо по знатности процветающих славою и богатством фамилии Строгановых, Пырскаго, Бояркиных, Бутусиных, Долгорукова, Беляева. Гондюхиных, Вороновых, Костромитиных, Суровцевых и Проскурниных, изобиловавших в здешнем городе и в Перми соляными заводами и в протчих городах, отправляющих на большия суммы купеческую коммерцию. А изключительно из оных фамилий Строгановы, которые много лет производили купеческую коммерцию с ыностранными народами, которых слава и богатство известно было во многих российских городах, а частию и у иноземцев. И ведомо было при Российском царском доме и как они, Строгановы, Бояркины и протчиезнатнаго происхождения, переселившиеся во оной город из древнеишаго и главнаго Новагорода, и инако прежде называемаго Славенски, который не токмо в Европе, но и в протчих частях вначале произошел славен и знатен чрез столь многочестное демократическое правление, коммерциею и защищению себя от неприятелей. О коем выше сего частию от меня изъяснено. В таковом славном Новегороде имянитые Строгановы и вышеписанные протчие фамилии по совету и выбору новогородцев, когда еще в тамошном городе пребывание имели, отправляли предки сих славныя и знатныя выше сего изъясненные должности, называемыя демократические, то есть государства всего правление вольное, а именно посадниками, и отправлении перваго достоинства, вторыми степенными посадниками, тысяцкими и боярами, а протчие купечествовали. А во оном городе Соли Вычегодской, яко подчиненной Новугороду Пермской пятины, в уезде онаго и в других. Так Пермской земли местах имели многие хлебопашенные и сенокосные земли с населенными на оных землях поселянами, называемыми половниками, покупными и жалованными. О которой привилегии ниже говорено будет.
И по таковому обстоятельству как весьма самая малая по сему городу Соли Вычегодской требована была у граждан денежная подать (124). Но разве в разсуждении того, что с ымеющихся за ними половников подати, были взыскиваемы особые, также и по коммерции особые таможенные в других городах пошлины, какие по-тогдашним узаконениям в каждом городе с привозных и отвозных всякаго рода товоров собираемы были. Или и потому, что Строгановы многую государеву ползу чинили, значющуюся из данных им высочайших имянных грамот. 
Глава 6. О бывших в городе Соли Вычегодской посадских лучших, средних и молодчих людях и о звании и платеже ими в казну податей во времена государя, царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца (в рукописи лл. 66-75)
122. См.: Переписная и окладная книга сольвычегодским посадским домам и в них хозяевам за 1567 г. Настоящее местонахождение неизвестно.
123. См.: Писцовая книга Сольвычегодска за 1575 г. Настоящее местонахождение неизвестно.
124. Примечание редактора в рукописи: "По-тогдашнему времени, о чем довольно, ибо Петр Великий при вступлении на престол застал со всего государства только пять миллионов рублей доходу, а сам умножил до девяти миллионов, но ныне уже двухсот миллионов".


Рецензии