Желудёво-каштановое настроение

Было обычное будничное осеннее утро. Хмурое и тёмное. Так что, заходя после сна на кухню для приготовления завтрака, не приходилось больше сомневаться: включать ли свет или ещё можно без него. Уже однозначно: включать. Без света по утрам теперь будет не обойтись в ближайшие месяцев пять - шесть.

Кстати, в течение этих месяцев, в ясные дни за окном темнеет рано, а светлеет поздно, а в пасмурные дни, которых, как правило, большинство – вообще может и не посветлеть толком за весь день. Так только, сильная темень сменяется на несколько часов более слабой. Сплошная серо-чёрная мрачность. Как говорится: “Это Питер, детка!” =)) Все наслышаны о Питерских белых ночах (хорошее времечко, но нужно обязательно позаботиться о наличии тёмных штор на окнах), но практически никто не задумывается о существовании в Питере “серо-чёрных дней”. А ведь они длятся несколько месяцев! Зато спится в это время так хорошо, что за весь день можно и не проснуться по-настоящему: с утра и до самого вечера постоянно зевать, клевать носом и повторять, какая же сегодня необыкновенно сонная погода, хотя и вчера, и позавчера была в точности такая же, просто удавалось слегка удачнее отгонять сонливость.

Так вот, это было утро как раз из такого “серо-чёрного” периода. Я и семилетний сын уныло завтракали на кухне перед работой и школой, усиленно борясь со сном. И мне ещё хоть как-то удавалось побеждать в этой борьбе, а вот сыну было совсем тяжко, и мне даже несколько раз пришлось предотвращать его настойчивые попытки превратить тарелку с бутербродами в подушку. Скоро к нам подтянулся наш папа, который из двух вариантов - встать пораньше и собираться неторопливо или, пожертвовав неторопливостью, спать до последнего – всегда выбирает второй. Зайдя на кухню, он начал поспешно вынимать из пакета хлеб. Почему-то хлеб у него особо выниматься не хотел, но зато из этого пакета очень даже охотно вывалился на стол, прокатился немного и остановился на середине блестящий светло-коричневый жёлудь. Конечно же, это событие не осталось незамеченным. Сильно спешащий папа начал сердито ворчать, что совсем мы уже совесть потеряли, нет ничего святого, полная антисанитария, это надо же, жёлудь в пакет с хлебом бросить! И ведь действительно, редкая осенняя прогулка у меня с сыном обходится без того, чтобы набить карманы самыми красивыми найденными под ногами желудями. А этот был настоящий красавчик! Крупный, свежий, без единого повреждения. Если бы мы увидели такой на земле, то подобрали бы без сомнений. В пакет с хлебом бросать бы, конечно, не стали: есть у нас ещё что-то святое =)) А попал он к нам совсем по-другому.

Жёлудь из пакета и немного смешное негодование папы по этому поводу вмиг развеселили сына, и от его сонливости не осталось и следа. А я, наблюдая это, стала вспоминать, как оказался в нашем пакете этот представитель плодов дуба.

А дело было так. Просто накануне я и сын возвращались из пекарни, неся пакеты с хлебом в руках. Был спокойный очень тихий вечер. Проходя один из дворов, где-то в деревьях над нами мы услышали треск. Сначала я подумала, что это вороны, которых у нас во дворах великое множество, или ветка отломилась. Но потом вдруг прямо перед моим носом пролетел, звонко ударился об асфальт и раскололся на части жёлудь. И тут меня посетила мысль, что я столько осеней подряд любуюсь желудями под ногами и ни разу ещё не заставала тот момент, как они отрываются от веток и падают. И пока я так думала, вновь раздался треск, и очередной жёлудь стукнулся об асфальт. А потом ещё один и ещё, и ещё, и ещё. Треск, стук, треск стук. Настоящий жёлудепад! И нам стало интересно, а смогут ли жёлуди попасть в нас? И мы минут двадцать стояли под дубом, избавляющимся от спелых желудей, слушали треск и стук и заодно служили мишенями. И несколько желудей-таки ударились об нас! А один из них, как выяснилось позже, не захотел разделять участь своих собратьев, раскалывающихся об асфальт, и спрятался в нашем пакете с хлебом. Воспоминание, конечно, так себе, но лёгкую улыбку серым утром всё же вызвать сумело =))

А вообще, я родом из Сибири, и в моём родном городе дубы не относятся к распространённым деревьям, по крайней мере, так было, когда я там жила. И в детстве я видела дубовые листья и жёлуди только на картинках. Тогда ещё у меня была такая книжка “Восемь волшебных желудей”, где поделки из желудей были действующими лицами. Не помню, что там у них были за приключения, но до сих пор в памяти картинки из этой книжки и имена персонажей: человечек Желудино, пёс Желугавчик, жеребёнок Желурёнок, страус Желустрёнок. Может быть, моё неравнодушие к желудям как раз берёт начало из этой книжки, потому что до сих пор, каждый раз видя под ногами какой-нибудь крупный жёлудь, я отмечаю про себя, что из такого мог бы выйти отличный Желугавчик =))

А на самом деле, я впервые вживую увидела дубы с их листьями и плодами уже после 22 лет, после переезда в Санкт-Петербург, где они на каждом шагу. Естественно, я уже давно перестала удивляться тому, что осенью здесь под ногами просто море желудей, но по-прежнему сохраняется привычка подбирать приглянувшиеся экземпляры. Тем более, и у сына есть такая же. Бывает, засунешь руку в карман куртки, а там – несколько желудей завалялись. И начинаешь их перекатывать пальцами, затягивает – ну чем не игрушки-антистресс? К тому же, более-менее экологичные, из природного материала.

Вот такая есть у меня особенная симпатия – к желудям. С ней сравниться может разве что моя симпатия к каштанам. О том, как выглядят каштановые деревья, их листья и плоды, я узнала гораздо позже. И каштаны под ногами попадаются значительно реже. Найти осенью каштаны даже под каштановым деревом не так-то просто, особенно в людных местах. Во-первых, их не так много, а во-вторых, каждую новую свалившуюся с дерева партию всё время успевает кто-то собрать до нас. Это можно определить по расколовшимся пустым колючим скорлупкам: скорлупок много, а орехов из них совсем не видать. Сначала это было лишь моё предположение, что их успевают собрать, но потом я узнала, что, действительно, есть много любителей пособирать каштаны. Для еды этот сорт явно не годится, но для традиционно школьно-детсадовских осенних поделок – в самый раз. Например, у дворников из садика, куда ходил мой сын, было специальное осеннее задание от руководства: собирать все каштаны под рядом растущими каштановыми деревьями. Мы не раз заставали их за этим делом, а при входе в группу стоял большой таз, до краёв полный этими орехами, куда они и ссыпали все собранные плоды.

Мы с сыном тоже относимся к любителям такого сбора. Сын называет этот процесс “охотой за каштанами”. Правда, поделки из них мы не делаем, но вазочка, полная каштанов, у нас имеется. И я просто обожаю перебирать руками эти орехи, когда они ещё свежие и не успели подсушиться: они такие гладкие и прохладные на ощупь, и у них такой красивый насыщенный цвет – самый что ни на есть КАШТАНОВЫЙ! Для меня это такая эффективная расслабляющая тактильная и цветовая терапия!

В принципе, осенью, куда ни глянь, повсюду такая шикарная цветотерапия! Мало что есть на свете теперь для меня более приятного, чем гулять осенью по парку и наслаждаться обилием осенних красок. Хотя и не обязательно по парку, можно просто по улице, на которой есть деревья. Осень преображает всё вокруг, даже простые тротуары вдоль дорог. И теперь я точно могу сказать, что осознала знаменитую пушкинскую фразу об осени: “Унылая пора! Очей очарованье!” Так ведь оно и есть!

Разумеется, всё это – жёлуди, каштаны, осенняя листва – в сущности, такие мелочи, которые многие люди вообще даже не замечают. Но для меня это вещи, которые дарят мне какую-то порцию позитива, отдыха и даже душевного мира. Такие очень приятные сезонные мелочи, которым я решила сделать это небольшое посвящение. И я очень рада, что однажды заметила их. И полюбила осень, несмотря на её обилие серо-чёрных дней.

А всем тем, кто дочитал до этих строк, желаю находить в этой жизни побольше всяких мелочей (и не только), которые способны принести с собой положительные эмоции и душевный мир!


Рецензии
Полина! Прекрасный рассказ, написанный лёгким и изящным стилем, который учит внимательному и бережному отношению к "мелочам". Но здесь я хочу добавить свой отклик на другой рассказ - "Правильная пара" (рецензия удалилась при редактировании и восстановить уже нельзя). К сожалению, у многих в жизни рядом такие же "унылые Денис и Лара", а не те, кого называют "вторыми половинками". Поэтому больше всего мне понравился финал - надеяться надо! Иначе зачем жить? Спасибо!

Елена Врублевская   29.05.2021 19:12     Заявить о нарушении
Елена, большое спасибо за приятные отзывы! Очень рада вниманию! Да, надеяться и не терять оптимизм - самое главное в жизни!

Полина Марченко   29.05.2021 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.