Герой Советского Союза убит в баку 7

                К о н ь я к  " Б А К Ы"





   Когда в феврале 1997 года мы (ЦТРС Минобороны России) узнаем – в Баку убит Герой Советского Союза З и я  Б у н и я т о в, все внутри вздрогнуло: прославленного фронтовика расстреляли в подъезде собственного дома!..
   «Был серый, дождливый февральский день. Как всегда я ждала тебя с работы. Стоя у окна, смотрела, как длинные частые капли дождя ударяются об стекло и змейками сползают вниз. Асфальт темнел и становился блестящим. На улице было тихо и безлюдно. Наконец подъехала знакомая машина, разбрызгивая бегущие ручейки, дверца открылась, и ты вышел, с пачкой газет и с хлебом в руках…
Я не знала, не почувствовала, что в последний раз вижу тебя живым. О, если бы!… Если бы можно было остановить это мгновение, вернуть тебя в машину и увезти куда-нибудь далеко-далеко…
Но ты спокойно шагал своему дому, не предполагая, что шагаешь к бессмертию, завершая свой героический тернистый путь на этой грешной Земле»… (Т а и р а  Б у н и я т о в а) 
   - Срочно нужна съемочная группа, Андрей Ростоцкий уже в метро! – врываюсь я в кабинет начальника студии.
   - Это невозможно, дежурная съемочная группа спланирована к Министру обороны, - разводит руки полковник N.
   Спохватившись, я добавляю:
   - В Баку убит Герой Советского Союза Зия Буниятов… Мы снимали его в Ленинграде, интервью, к счастью, не затерто.
   Полковник, задумавшись на мгновение, принимает решение:
   - Хорошо, я лично подменю оператора на подход Министра. Берите мою (личную) машину и действуйте по обстановке.
   Обстановка была такова: в ЦТРС был дефицит во всем, операторы в командировках, творчаки (творческие работники) разбегались по каналам ЦТ (на$), кассеты «BETAKAM-SP» нарасхват, бензина на автобазе Минобороны нет.
   Заправляемся за свой счет, Андрея Ростоцкого подбираем по ходу. Он подрабатывает у нас в качестве «Подводящего» в телепередаче «Военно-исторический журнал», который выходит на ТК «Культура».
   - На этом фоне я сниматься не буду! – заявляет представитель знаменитой фамилии, когда мы подъезжаем к шикарному  «Памятнику сотрудникам внутренних дел и солдатам правопорядка». До этого где мы только не снимали подводки, хотелось разнообразия.
   - В чем дело? – вопрошаю я.
   - Это памятник ментам, - как приговор произносит Заслуженный артист РСФСР, сын легендарного кинорежиссёра Станислава Ростоцкого ( Народный артист СССР , Лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР).
   Как выпускника ВГИК, в котором царила демократия, где студент был способен вступить в спор с любым корифеем советского кино, меня раздирает желание напомнить Андрею о его роли «мента» Виктора Кольцова в фильме «Внимание! Всем постам».
   Однако ситуция могла выйти из-под контроля, и я даю команду нашему водителю ехать к воинскому памятнику – Александру Суворову.
   Сюжет о Зия Бунеятове получился, как сюжет, и лучше бывали на тему Великой Отечественной войны (смертельная опасность, одевание-переодевание, погоня, запретная любовь, непреодолимое препятствие – приемы художественного моделирования действительности).
   Однако, при просмотре сюжета по ТВ, в конце его, когда Андрей Ростоцкий заключает в кадре:   - Герой Советского Союза, академик Зия Буниятов, зверски убит в подъезде собственного дома, - его отец, Станислав Ростоцкий, начинает выкрикивать матерные слова, которые забыл когда-то молодости.
   *Станислав Ростоцкий (родовитый шляхтич) в мирное время числился нестроевым из-за болезни позвоночника. В сентябре 1943 года «сбежал» на фронт. Служил в звании гвардии рядового, кавалерист.
  -   По мне танк проехал... Жив я остался только благодаря друзьям и тому, что вот нижняя часть тела провалилась в окопчик. Поэтому была разрушена только нога и грудная клетка. И рука была оторвана. А потом ещё осколком в лоб съездило... Я был абсолютно беспомощный, и молодцы ребята, что отняли у меня пистолет. Потому что, если бы они не отняли, то я бы, наверное, застрелился.
   Это он делился с нами, студентами сценарной мастерской Василия Соловьева, который был без одной ноги, как и Ростоцкий.
*Санкт-Петербург. Январь 1995 год.
   Зия Буниятов танцует с Эдитой Пьехой, выпивает со мной «Наркомовские» и делится своим видением проблемы Карабаха:
   - В свое время Гейдар Алиев, еще когда был членом политбюро, говорил: «Академик Буниятов пытается вытащить краеугольный камень из монолитного здания дружбы народов». Но я никогда не был злопыхателем. С тех пор как меня в 1954 году, спустя 15 лет, уговорили вернуться в Азербайджан, хотя у меня к тому времени в Москве уже халупа своя была, все республиканское руководство, все секретари были против меня. Потому что я правду всегда в лицо говорю.
   К нашему столику подходит официант с бутылкой водки «Столичная».
   - Это вам от стола Анатолия Александровича.
   - Джаным джийерим! – восклицает Зия Мусаевич, и открывает свой дипломат, который всегда у его ног.
   Извлекает две бутылки азербайджанского коньяка «Бакы».
   - Душа моя и печень!.. Masam;zdan - sizin masan;za,  с нашего стола – вашему столу.
   Официант – сама учтивость, делает полупоклон, ставит на поднос «ответ» и относит дары Кавказа на столик гостеприимного мэра. Анатолий Собчак машет в ответ рукой.
   - Простой народ меня уважает. Постоянно приходят и приезжают люди ко мне, потому что я еще 30 лет назад с армянами сходился о д и н  н а  о д и н. Предлагал Демирчяну (руководитель советской Армении с 1974 по 1988 год): «Давай я один и твоих пятеро. Запри нас в каком-нибудь помещении, дай пять месяцев сроку, чтобы написали совместную историю». Не согласился. Потому что я знаю больше всех историков армян.
   - А сегодня как с научной деятельностью дела обстоят?
   - Плохо все. Сказали: в Турции академии нет и нам не нужна. Никаких контактов, симпозиумов, экспедиций. Библиотечные связи оборваны. Платят одну зарплату, да и ту два последних месяца не выдавали. Не дают работать, душат академию, а ведь сами почти все наши «народовольцы» из нее вышли. В прошлом году несколько сот ученых уехали на заработки в ту же Турцию. Не так давно меня на празднование 500-летия Мусульманского университета в Каир приглашали. Оплатили дорогу и еще 600 долларов выделили на житье. Так я на эти 600 долларов еды накупил. Потому что здесь-то жрать нечего.
    Эх, в 1971 году совсем было собрался я за бугор сваливать. Но потом подумал — отберут все звания. Объявят изменником Родины. Решил — зачем мне это? Остался. Теперь жалею. Если б знал, что до такого паскудства доживу — не женился бы.

                К о н е ц  ф и л ь м а


P.S. Андрей Ростоцкий трагически погиб 5 мая 2002 года (Пасха), сорвавшись с 30-метровой высоты со скалы у водопада Девичьи слёзы — он выбирал места съёмок в гористой части окрестностей города Сочи для фильма «Моя граница».
*Омбудсмен Армении констатировал, что ВС Азербайджана стали использовать фосфорные боеприпасы в лесах, расположенных с мирными населенными пунктами Карабаха. Согласно международному праву, его применение в подобных условиях находится под запретом.
>МИД УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
"В связи с обращением Премьер-министра Республики Армении Н.В.Пашиняна к Президенту России В.В.Путину с просьбой начать консультации с целью определения вида и объема помощи, которую Российская Федерация может предоставить Республике Армения для обеспечения ее безопасности, подтверждаем приверженность России союзническим обязательствам в отношении Республики Армения, в том числе вытекающим из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Арменией от 29 августа 1997 г. Ряд статей этого Договора предполагает конкретные действия в случае возникновения угрозы вооруженного нападения или акта агрессии в отношении территории друг друга. В соответствии с Договором Россия окажет Еревану всю необходимую помощь, если боестолкновения будут перенесены непосредственно на территорию Армении", - говорится в размещенном на сайте МИД России обращении.

                п р о д о л ж е н и е  с л е д у е т


предыдущее:http://proza.ru/2020/10/31/132

фото/инфа - Инет


Рецензии
Крепко завернули, Борис. С нетерпением буду ждать продолжение.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.11.2020 10:57     Заявить о нарушении
Владимир, увы или к счастью: К о н е ц ф и л ь м а.
С уважением,

Серафим Григорьев -3   02.11.2020 11:27   Заявить о нарушении
А как же "п р о д о л ж е н и е с л е д у е т"? Наверное опечатка.
Удалось выяснить, за что его убили и понёс ли кто-нибудь за это наказание?

Владимир Врубель   02.11.2020 11:30   Заявить о нарушении
Согласен, военпреда не проскочишь.
С уважением,

Серафим Григорьев -3   02.11.2020 12:06   Заявить о нарушении