Исповедь дочери

                Моей маме
                Галине
                Александровне посвящается
Гори, гори, моя звезда,
Звезда любви приветная!
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда,
            ***
Умру ли я, ты над могилою
 Гори, сияй, моя звезда!
(из любимой песни мамы)

***Пять лет прошло со дня твоей смерти, мамочка, а я все никак не свыкнусь с мыслью, что тебя больше нет… Наверное, я точно так же, как и ты, дорогой читатель, жалею о том, что не говорила чаще маме, как я ее люблю, так же, как и ты, думаю, что я - неблагодарная дочь...
    Исповедь моя горька: хочется поговорить о прошлом, когда ты была ещё рядом, когда я могла прийти к тебе, чтобы выплакаться, спросить совета. Я ложилась к тебе на колени и рыдала, а ты гладила мою блондинистую голову своими натруженными руками, которые пахли лавандой (я до сих пор помню этот аромат), и говорила: «Доченька, относись ко всему, как к закату и восходу солнца!». Не могу…у меня и сейчас горло сдавливает ком, дрожит голос, подступают слезы и льются…Прости меня, читатель, продолжу позже.
***
      Пытаюсь вспомнить твои удивительные голубые глаза. Беру в руки фотографию и говорю с тобой! Всё говорю, говорю до тех пор, пока медленно тая, не исчезает ком, и печальная волна не откатывает от сердца, уводя от тоскливой ряби тяжёлой для меня темы. В моем сердце навсегда застыла боль. Я так скучаю по тебе, поверь!
     Горе парализовало меня, поработило мою волю, я стала бояться людей, их осуждений, на улицу выходила только когда стемнеет, шла за село и говорила с тобой громко, обвиняя тебя в том, что ты покинула меня, захлебываясь слезами…Мне становилось легче, и я возвращалась домой. И так прошли почти пять лет моей жизни без тебя, моя мамочка.         
   Казалось, схожу с ума…Муж, дочь, свекровь, как могли, поддерживали меня, за что им очень благодарна. Постепенно боль утихала, внезапно вспыхивая, как панические атаки…Прости меня, мой читатель, за такие откровения…
      Ах, если б можно было все вернуть назад, я бы ценила каждое мгновение, проведенное с тобой, мамочка, но теперь ты приходишь только в сновидениях, и «вижу я в глазах твоих укор» …
     Вот бы встретиться с тобой, как прежде, поболтать, знаю, ты меня поймешь, смотреть в глаза твои, наполненные любовью, и знать, что больше не умрешь… «Поговори со мною, мама, о чём-нибудь поговори…», прошу, поговори!!!  Но теперь ты всегда молчишь…
     Судьба разлучила нас слишком рано, ведь ты бы еще долго могла жить… И память о тебе, как ноющая рана…
    Я тебя так люблю, моя милая мама, с того самого момента, как только родилась! Ты можешь мне не верить, мой друг, но я действительно помню ЕЁ счастливое и очень красивое лицо, когда она впервые взяла меня на руки! 
     Сейчас мне стало понятно, в чем радость жизни: когда женщина, благодаря которой ты появился на свет, рядом с тобой… Но к сожалению, ничего вечного нет на земле:
Строги, страшны законы бытия.
Как тяжело, когда любимый человек
От нас уходит в вечность, навсегда!
Мама, я повинной склоняюсь пред тобой головой…Прости меня!
***
     Думаю, не ошибусь, если скажу, что в Казгулаке все помнят Галину Александровну.    
       Она приехала в это большое степное село из Хилка, что в Читинской области, выйдя замуж за моего отца. Галочка, так ее называли сельчане, часто говорила, что за город такой: самолеты не летают, поезда не ходят, и в автобусах вот так трясёт (ты же помнишь, читатель, наши дороги) и всегда смеялась при этом, оказавшись как-то в соседнем селе, звонит и кричит в трубку телефона: «Сижу в каких-то Малых ЯгуАрах, заберите меня отсюда» … А еще мама сетовала: «Как здесь можно жить? Не природа, а скудная растительность!», но постепенно привыкла. Однако местный диалект так и не переняла, всегда говорила на чисто русском языке.
   Галина Александровна проработала в казгулакской больнице фельдшером 37 лет, часто замещая главврача Лысенко Валерия Федоровича. Она обслуживала вызовы больных на дом и меня иногда брала с собой (если это были не ночные посещения), поэтому я с детства знакома с медициной, рано научилась делать уколы, а теперь обслуживаю и свою семью. А еще мне нравилось разъезжать с ней по участкам колхоза (мама совмещала и функции санитарного фельдшера) с проверками, я чувствовала себя нужной и важной персоной. Нас там угощали обедом, еда казалась такой вкусной, что мне всегда хотелось добавки, чему мама удивлялась (дома я плохо ела).
***
     Так случилось, мой читатель, что Галочка осталась одна с двумя детьми на руках в далёкой чужой стороне. Я до сих пор задаю себе вопрос: «Почему???» … Почему она не уехала в Читу, где жили родные и близкие ей и мне с Санькой (мой старший брат) люди, которые всегда рядом, всегда поддержат, всегда помогут. Ведь дедушка Саша (да, да, ты прав, мой друг, внука назвали в честь деда) приезжал за нами в Казгулак, чтобы забрать домой, и дядя Юра (младший брат) тоже…Но Галка (так звали её родные) была непреклонна…Однажды, уже будучи взрослой, я как-то спросила маму об этом, а она, уходя от ответа, сказала: «Се ля ви, доченька» (надеюсь, читатель знает, что это значит, в переводе - «такова жизнь», в школе изучала французский, знала наизусть много стихотворений на самом красивом мелодичном языке).
      А ещё из детства всплывает светлый образ бабушки Тани (по линии отца), которая варила нам настоящий шоколад, его вкус я помню до сих пор, мы с братом иногда тайком бегали к ней…
     Мама никогда не жаловалась на жизнь, она не рассказывала о том, как ей было тяжело одной нас растить. Только лишь из рассказов тети Нины Борисовой, её близкой подруги и коллеги, я знаю это…Чтобы растопить печку, нужны дрова и уголь, а где их взять. Жили мы недалеко от школьной котельной. И вот когда стемнеет, по морозу и ветру, она брала санки и шла к «источнику тепла», где работал мужчина, которому она оказывала медицинскую помощь, он и разрешал брать «топливо». Нагрузив санки, возвращалась домой…Я как представлю себе, что эта красивая хрупкая нежная женщина таскала на себе уголь, снова ком подкатывает к горлу и, слёзы предательски льются по лицу. А сколько всего пришлось ей пережить!?
        Спустя время, мама снова вышла замуж, получив в «приданое» ещё двоих детей… И вот тут, мне кажется, дорогой друг, начался самый сложный период в её жизни. Нужно было прокормить целую ораву детей, стирать им, убирать, мы часто болели, да и мужу уделять внимание… Аккуратная и внимательная, она успевала следить и ухаживать за собой. Утром, первым делом она умывалась и красила губы.
      
      А ведь и работать надо, ночь – полночь – вызовы обслуживать, обходить все магазины, столовые с проверкой, летом и стрижка овец добавлялась. Находился участок далеко, за селом. Частенько, взяв меня за руку, она шла туда, не ропща и не жалуясь…
    Вообще, несмотря на нелегкую жизнь, я помню её очень веселой и жизнерадостной. Когда кто-то спрашивал у неё о здоровье, она отшучивалась: «Не дождётесь…», и всегда смеялась. Ты не задумывался, мой друг, над тем, что мама никогда не показывает своих проблем? Как у нее получается выглядеть всегда энергичной и волевой женщиной? Откуда берутся силы на то, чтобы жить самой, дать жизнь детям и беречь своих близких? Столько вопросов, на которые знает ответ лишь та, которая сама становится матерью…
    Галочка знала много анекдотов, поэтому всегда была душой любой компании. Если бы вы видели её ослепительную улыбку! Ровные белоснежные зубы, волнистые каштановые волосы, большие голубые глаза, высокая статная фигура (кстати, моя дочь Настя очень похожа на неё, недаром Булгаков сказал: «Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире!», мой друг), делали её похожей на актрису! По рассказам маминой сестры Полины, в молодости у неё было много поклонников…
     Несмотря на свою красоту и городское происхождение, она не боялась работы. Зимой покупала утят, цыплят по сто штук, ухаживала за ними, чистила, скребла от помёта полы, меняла солому, чтобы к весне было мясо: а ну-ка, накормить большую семью непросто, да еще мужиков. Помню мы всей семьей лепили пельмени, мама в этом была мастерица (на родине их заготавливали мешками, затем вывешивались на мороз, а потом ели всю зиму). Поэтому пельмешки у нее получались маленькими, один в один. А пекла мамочка через день, не отходя от плиты: пирожки, перемячи, чебуреки, разные ватрушки, наполеоны. Мне потом приходилось отмывать все от теста, поэтому я и сейчас не люблю выпечку.
      Стирали мы всегда в конце недели, собиралась большая куча белья, одежды. Полоскали руками, надо натаскать воды в ванну, выжать, вывесить на мороз (мама любила свежесть, она же сибирячка, морозов не боялась). Самое неприятное для меня – это носки! Собрав их стираные в ведро, она просила помочь: вешая носки на забор (раньше были штакетники из дерева), дуя на замёрзшие руки, думала, что у меня будет только один ребёнок, мне казалось, что они никогда не закончатся…
     Были и светлые воспоминания о детстве. Каждое лето мы ездили на море (у нас был свой «запорожец»), не знаю, как мы в нем помещались…
      Отдыхали «дикарями» в палатке. Брали с собой паяльную лампу, треногу, старые кастрюли, сковороду, продукты. Мы купались (плавать нас мама научила ещё в раннем детстве, у неё был разряд по плаванию), собирали красивые ракушки на берегу моря, строили замки из песка, в общем, отдыхали по полной… А она!?  Снова готовила, жарила, парила, стирала, мыла закопченную посуду, и только накормив нас, шла купаться. Как красиво Галочка плавала: и брассом, и кролем на спине, и в стиле баттерфляй. Заплывала очень далеко, за буйки. Теперь я понимаю, что только там, в синеве моря, она могла отдохнуть!
      Надеюсь, мой друг, я тебя еще не утомила? Позволь дописать мою печальную повесть.
***
     Шли годы, мы стали взрослыми, братья женились, я вышла замуж. К тому времени умер дедушка Саша (тяжело умирал от рака лёгких). Мама ездила ухаживать за ним (это был первый удар), вернулась только когда его похоронили. Через несколько лет не стало и бабушки Вали (Галка снова была там) … Глядя на свою подругу Ларису Борисову, мне тоже хотелось, чтобы рядом были и бабушка, и дедушка, и дяди с тетей. Но они живут очень далеко.
   … Вскоре появились внучата. Она с удовольствием их нянчила, уставала, конечно, но всегда была им рада. На Новый год они забирали их к себе (всех четверых), украшали елку и дом, готовили праздничный стол, Дед Мороз со Снегурочкой (сами наряжались) вручал им подарки. Катали детишек на санках, запрягая собаку (уж не помню её кличку). Довольные, ребятишки возвращались домой.  Сколько искренней радости было в рассказах моей дочери! Время шло, выросли и внуки…
     Горе приходит, когда его не ждешь. Трагически погиб старший сын Сережа (сводный) … Как она это пережила, я не знаю, но поддерживала её, как могла…
      А спустя несколько лет мой брат Саня попал в тяжелую аварию. На восстановление ушло много времени. Врачи сказали маме, что ваш сын в рубашке родился…Помню, как сидели с ней в приёмной и молились всем Богам, чтобы он был жив.  Полгода брат пролежал в специальном гамаке в подвешенном состоянии (в 4-ой городской больнице). Мы с его женой посменно ухаживали за ним. По состоянию здоровья мама не могла нам помочь, но как она страдала, материнское сердце разрывалось на части от горя, я чувствовала это, как она тогда сильно постарела (наверное, это был последний удар для неё). Вскоре Санька поправился. Но мамочка перенесла инфаркт на ногах…
    Так случилось, что в тот страшный день я поехала в Ставрополь к дочери (она училась в медицинском) … На следующий день мы с Настенькой должны были приехать к ней… А вечером звонок поступил, у меня вдруг что-то кольнуло в сердце. Ответив, услышала страшный крик: «Наташа, Наташа, мама умерла…».
Вьюги землю заметают,
Кружилась листва,
Собиралась в гости к маме, не день и не два,
А дорога поздней вышла,
Печальным рассвет,
Тот же дом и та же вишня,
Только мамы нет…
Я до сих пор слышу этот голос, просыпаюсь от крика по ночам и плачу…
Дальше все, как в тумане… Её смерть была мгновенной, оторвался тромб и перекрыл легочную артерию, … Говорят, Господь видит, что человек изнемог и устал на жизненном пути, и чтобы он не пал в борьбе с невзгодами, зовёт его к Себе.
Ты теперь в раю, я знаю, мама,
отдыхаешь от мирских забот.
На земле здесь отдыха не знала,
было дел всегда невпроворот.
Тоска по маме, невыносимая порой нужда в её ласках, сопровождает меня с тех пор. Только я уже стараюсь не говорить об этом вслух, мой друг. Это больно. Это внутри меня. А её «звезда заветная» всегда горит и оберегает нас, освещая нам путь…

Р.S. Я не буду читать тебе мораль, дорогой читатель, просто дам совет, лишь совет.
    Если Ваша мама рядом, то говорите ей ласковые слова, о том, как Вы её сильно любите, как Вы благодарны за то, что она дала Вам жизнь, а если мама далеко, то присылайте ей весточку, ведь она этого постоянно ждёт.    
   Уважайте и цените каждый миг, проведенный с ней, ведь наша жизнь так скоротечна, и неизвестно, что может случиться завтра.
     Не откладывайте поход к матерям, иначе однажды это может оказаться невозможным, ведь мы не знаем, что нас ждет за очередным поворотом дороги повелительницы-судьбы. Любите и воспринимайте их такими, какие они есть. Берегите своих матерей!

               
                Н. Ковалевская 2


Рецензии
Мамочки... Как их не хватает в нашей жизни...

Ольга Хамдохова   20.12.2020 10:02     Заявить о нарушении
И понимаем мы это, к сожалению, очень поздно...

Наталья Ковалевская 2   20.12.2020 10:12   Заявить о нарушении