Среброкипящий Барнаул

Среброкипящий Барнаул в чем-то повторяет судьбу златокипящей Мангазеи.
Конечно, не в буквальном смысле слова. Но судьбой своего неповторимого и очаровательного архитектурного облика, который ему был присущ. Как и вместе с ним и его деревянной резьбой на его деревянной постройке. Не прянишной, без переизбытка всякой патоки при оценке всего того, что в нем когда-то было. Но уходящей в суровую память расплескавшейся по широким весям и просторам Сибири и Алтая истории.
Являвшейся ее непременным элементом.
Будь то роскошный купеческий особняк. Будь то добротная массовая застройка, из которой в массе своей города сибирские состояли.
Ведь нелепо, скажем, говорить о деревянной архитектуре Франции или Англии  применительно к сибирским ее образцам? Да и та у таких хоть была?
Я даже встречал на более чем неказистой постройке более чем восхитительные образцы ее.
А почему бы и нет. На царские палаты у хозяина домика денег нет, а наличник, он  лицо дома, да и разом портрет хозяина — да вот вам, пожалуйста!
Что до скифов в этой истории, то их скифов я вижу здесь связующим звеном. Точным и верным.  И неотъемлемым. Может быть не в строго научном плане. Но поэтически-метафорическом. И этот клад, с жар-птицей в ней сокровищ, есть вопрос, распакован ли он еще?
В русской истории скифы были разве чужие, если отнести, согласно броской и выстраданной метафоре большого поэта, что  мы им, на наших, бывших когда-то такими необъятными, евро-азийских просторах, не то, что родня, мы — скифы сами.
Что до судьбы деревянной архитектуры Сибири, то есть ли в том печаль? Есть.
И разом — и нет.
Она буйно отцвела. И как это не печально — век ее ушел.
Все в этом мире и временно и тленно, и расцвет деревянного зодчества Сибири — тому исключением не будет. Он этап развития архитектурной среды, как системы, со всеми  приобретениями и неизбежными потерями.
Сегодня  уже речь идет даже не о ее сохранении, даже о систематизации не идет того, что порой мило умещается в аббревиатуре Д.Р.
Когда-то этому, сорок лет назад я отдал время, но кто-там сказал из великих греков — в одну и ту же реку дважды не вступают.
Д.Р. же сегодня — архаика.
Она уже — на уровне артефаков.
Сохранять ее — затратно, даже по времени.
Тут даже ныне непонятно к какому берегу можно с какой-либо долей надежды грести.
И это — я буду честным, и сегодня мало кому интересно.
Разве за исключением воздыхания любителей.
Век жесткий прагматичный, умеющий цепко считать  деньги и скупой на слезу (а если она и есть порой, то имя ей  — благотворительность). Новый город с его новыми парадигмами развития перемелет остатки старого города, несмотря на все широковещательные программы, тоже.
Удастся ли это хоть в малой толике  систематизировать и сохранить?
Лично я, когда меня спрашивают о моих мечтах, то они, как правило,  устремлены в будущее, а не в горечь и смуту утрат прошлого.
Да и не это главное.
Утрачивается столь колоссально много чего.
Главное, и это мною давно и основательно теперь  сердцем выстрадано и мыслью вычерчено, сохранить дух города, преемственность истории, оплодотворить развитие его всем, что дано нам в руки минувшими веками не только  формой, но и содержанием этой идеи.
Какие бы великолепные всходы это дало взметнувшейся ввысь сиянием тысячелетней традиции.
Тут тебе и Геродот со скифами, тут тебе и огненная  машина, и среброкипящий Барнаул, и блеск и шик сибирского деревянного зодчества. Со всеми вкупе достижениями последующих лет, которые сутью были  таким же продолжением всего, а не его отрицанием. Как синтез всего вместе взятого.
Вот где корень развития.
Прежде всего, в неумирающей памяти.
И памяти, откуда мы.

Вот на эту тему оставшийся в моем архиве эскиз большого графического листа, который был сделан в приложение к статье о  старом деревянном Барнауле.
Плюс несколько примеров деревянной резьбы на массовой городской постройке  нашего города.
А вот еще пару писем от академика Окладникова той, теперь уже давней поры, много говорившего о преемственности истории и много сделавшего на этом поприще и слова которого не потеряли, как это видно, своей актуальности до сей поры.


АКАДЕМИК
Алексей Павлович ОКЛАДНИКОВ


Владимиру Бровкину

Уважаемый тов. Бровкин Владимир.
Извините, что ответ так задержался на Ваше письмо —
по многим обстоятельствам).
Сейчас же я с большим удовольствием в нем разобрался
и могу сказать, что Вы выполнили, судя по Вашему письму (очень ценную для истории культуры Сибири и, особенно Новосибирска) работу.
Вы справедливо ставите вопрос о публикации материалов по деревянной архитектурной резьбе Сибири.
И, поскольку это будет в моих силах, я готов поддержать Вашу инициативу.
Первое, что я могу Вам предложить — напечатать в наших «Известиях» СО АН
или в очередном сборнике Вашу статью по резьбе г. Новосибирска. Но, хотелось бы, естественно, познакомиться со всей массой Ваших фотографий и графических работ.
Как это сделать?
Если сможете, дайте сведения и о себе: сколько Вам лет, где учились, чем заняты сейчас.
О Ваших сборах я намерен рассказать и общественности, в частности, на конференции общества Охраны памятников.

С приветом.
А. Окладников

В.Н. Бровкину

Приветствую Вас, Владимир Николаевич и благодарю за последнее Ваше письмо.
Как Вы уже знаете, меня волнует проблема изучения и спасения  ¬по мере сил и возможности, памятников деревянной архитектуры Сибири.
В том числе — Новосибирска, поскольку наш Академгородок является
спутником Новосибирска. Кроме того, нам предстоит строить Музей под открытым небом в Академгородке, о чем Вы знаете.
Итак, есть возможность напечатать статью Вашу о деревянной
резьбе Новосибирска — посылайте ее мне на домашний адрес.
У меня есть мысль, не легко осуществимая, привлечь Вас к работе по
музею. Но, об этом — позднее.
Сейчас же — шлите статью.
Если сможете, сообщите адрес В. Черепанова (поскольку речь идет о его собрании фотографий: Их так много, как Вы пишете?).
Скоро предстоит годичное собрание общества охраны памятников в
Новосибирске. Если я буду на нем обязательно выступлю с сообщением о Вашей работе по собиранию образцов деревянной архитектуры Новосибирска, полагаю, что эту будет интересно и пробудит интерес к ней.

С приветом.
А. Окладников

А сколько вам лет?

https://zavtra.ru/blogs/srebrokipyashij_barnaul


Рецензии