Открой тайну, несчастный!

Многие, кто учился в советской школе, помнят это произведение Аркадия Гайдара «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово». Появилось оно в 1933 году в «Пионерской правде».
В особенности – потрясающую концовку про смерть героя и паническое бегство супостата:
«… И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко  проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной…»
В детстве мне (да, думаю, и другим тоже) не давал покоя вопрос, а что это, все-таки, за военная тайна, которую так и не выдал героический Мальчиш-Кибальчиш? Выражаясь словами Главного Буржуина:
«… Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат  свое твердое  слово?...»
В этом был потаенный смысл произведения – то, к чему готовили и нас, подрастающее поколение. Понятно было лишь одно: знай, но молчи обо всем – чтобы не увидел и не узнал! Здоровее будешь! По этой причине многое в СССР было засекречено. Например, многие таинственные предприятия, «почтовые ящики» как их называли, не имели никаких вывесок и обозначений на фасаде (из-за чего, кстати, даже многим командировочным было крайне непросто найти эти предприятия).
В армии, попав в «линейную часть», и обрадовавшись, что служить мне придется в таком знаменитом соединении, я написал письмо родителям, в котором (опять-таки, от осознания значимости момента) «выдал» полное название воинской части: 18-я Гвардейская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова военно-транспортная авиационная дивизия – так это звучало (согласитесь, гордо)! Внутри гарнизона эта полная фраза виднелась почти везде, но за ее пределами знать полагалось лишь избранным. Причем, знать … и молчать!
Солдатам же в письмах рекомендовалось указывать лишь номер в/ч (наша, например, писалась так – 06937-У, управление значит).
В общем, на следующий же день мне досталось от своего непосредственного начальства по полной – заместитель начальника оперативного отделения Штаба дивизии отчитал меня за невнимательность и фактическое «разглашение государственной тайны».


****


Держать ухо востро полагалось еще со времен Первой мировой войны – слишком свежи были примеры беспечности и печальны последствия.
Даже сказочные герои из «Приключения Буратино» все время пытались выведать тайну! Что уж там говорить о реальностях военного времени!
В приказании армиям Северного фронта от 7 декабря 1915 года за №68:
«… За последнее время наблюдались случаи, что г.г. офицеры, чиновники и прочие лица, состоящие в частях войск и учреждений, а также находящиеся в отпуску или эвакуированные по разным случаям – в своих письмах и беседах, даже с мало знакомыми людьми, позволяют говорить о военных действиях, расположении частей войск, о своих военных впечатлениях, наблюдениях и пр.
Не редко разговоры эти ведутся даже с корреспондентами разных газет, которые потом воспроизводят на столбцах своих газет эти разговоры, с прибавлением известной доли своих личных предположений и заключений.
Подобные разговоры и письма совершенно недопустимы, т.к. являются разглашением таких сведений, которые составляют военную тайну, и, кроме сего, являются нарушением данных в разное время по своему вопросу указаний и запрещений.
В виду сего Главнокомандующий приказал вновь подтвердить всем нижним чинам войсковых частей и учреждений, а также чинам общественных и профессиональных санитарных и других учреждений и обществ, находящихся в районе Северного фронта, необходимость строго воздерживаться как в письмах, так и в разговорах от разглашения всякого рода сведений о расположении, движении и действии войск и учреждений их обслуживающих, хотя бы эти сведения и передавались в виде личных впечатлений или наблюдений, а также приказал напомнить, что сообщение указанных сведений будет рассматриваться как разглашение секретных, вверенных по службе данных и потому влечет за собой ответственность по суду, письма же подлежат конфискации.
Вместе с тем Его Высокопревосходительство приказал начальствующим лицам разъяснять всем подчиненным им чинам это приказание и значение военной тайны и впредь ознакомливать с этим также всех чинов, пребывающих вновь на театр военных действий.
Справки: Приказание Верховного Главнокомандующего 20 апреля с.г. №28 и приказ 31 октября 1914 г. за №133.
Подписал: и.о. начальника Штаба Главнокомандующего армиями Северного фронта генерал-майор Бонч-Бруевич…»


Рецензии