Мимолетная встреча в Хабаровске

У меня есть племянница в городе Комсомольске-на-Амуре. Она врач-педиатр, но сейчас уже на пенсии. Всегда была очень активной, особенно в профсоюзной работе. Выйдя на пенсию, записалась в  вокальную группу, исполняющую русские народные песни. Группа очень популярна в городе и Комсомольском районе, её постоянно приглашают на всякие на всевозможные мероприятия.

Но помимо того, что она сама поет, племянница любит посещать концерты приезжающих в город певцов, причем на их концерты она ходит вместе с многолетними подругами. Очень давно они дожидаются после концерта у служебного выхода, когда исполнитель уезжает в гостиницу, и просят сфотографироваться с ними. Обычно отказов не бывает. И у племянницы уже собралась приличная коллекция совместных фотографий со знаменитостями. 

У меня такой тяги к совместным фотографиям с известными людьми никогда не было. Хотя имея с начала 90-х годов хороший японский фотоаппарат, я часто фотографировал приезжающих в край различных известных людей. Например, президента Академии медицинских наук СССР Покровского, председателя комитета по здравоохранению Верховного Совета СССР Аскалонова, заместителей министра здравоохранения России Ваганова, Шабалина. С некоторыми из них есть и совместные фотографии.

А вот встреча с известным в те далекие годы и популярным исполнителем советских песен Николаем Гнатюком никак не задокументирована. Просто она произошла еще в середине 80-х годов, когда у меня еще не было приличного фотоаппарата, а и если бы и был, не носил бы я его на работу.  Но прежде чем расскажу об этой встрече, поведаю о самом певце.

Николай Гнатюк родился в украинском селе Немировка 14 сентября 1952 года. Его матерью была учительница младших классов, а отцом – председатель колхоза. Отучившись в школе, Николай успешно поступил в Ровенский педагогический институт, на музыкально-педагогический факультет. Уже тогда Гнатюк был уверен, что хочет связать свою жизнь с музыкой, и намеревался во что бы то ни стало реализовать эту мечту.

Свое восхождение на творческий Олимп музыкант начал с ансамбля под названием «Мы – одесситы». Не переставал петь он и во время службы в Советской армии, демонстрируя свои вокальные таланты в ансамбле восьмой общевойсковой гвардейской армии, организованном на базе группы советских войск в немецком городе Веймаре.

Отдав свой долг Родине, Николай Васильевич начал брать уроки в студии Ленинградского мюзик-холла, одновременно с этим получив уникальную возможность гастролировать по различным городам СССР в составе популярного вокально-инструментального ансамбля под названием «Дружба».

За годы своего существования коллектив сменил немало музыкантов, и для каждого из них было честью иметь в своем послужном списке работу в этом прославленном ансамбле.

Несмотря на то, что артист уже с юных лет работал в музыкальной индустрии, настоящую популярность он приобрел лишь в 1978 году. Тогда он заслуженно занял первое место на украинском конкурсе артистов эстрады, проводившемся в Запорожье. Год спустя Николай завоевал третье место на шестом конкурсе артистов эстрады всесоюзного масштаба, а в 1980 году музыкант получил гран-при на фестивале Интервидения, проводившемся в Сопоте, и на конкурсе эстрадной песни в немецком Дрездене.

Именно на конец 1970-ых – начало 1980-ых годов пришелся пик популярности артиста. Исполненные им песни, такие как «Танец на барабане», «Девчонка из квартиры 45», «Если город танцует», «Птица счастья» и многие другие были слышны из радиоприемников по всему Советскому Союзу. Людям нравились легкие, быстро запоминающиеся мелодии песен Гнатюка, а также простые и приятные тексты к ним.

На пике своей карьеры артист не только занимался сольным творчеством, но и активно сотрудничал со множеством ансамблей. Так, в числе его музыкальных «партнеров» значились вокально-инструментальные ансамбли «Мрия» и «Мальвы», а также джаз-роковый коллектив «Кроссворд». Именно с «Кроссвордом» исполнитель выпустил свою первую сольную пластинку, включавшую в себя переводы нескольких мелодичных французских песен.

Для записи второго своего альбома Николай Гнатюк пригласил ташкентский ансамбль под названием «Лабиринт». Пластинка вышла в 1985 году и состояла из песен, написанных Евгением Ширяевым. Вскоре после этого артист познакомился с композитором Александром Морозовым, которому предстояло сыграть огромную роль в его творческой карьере.

Именно ему он обязан наличием в своем репертуаре широко известной песни «Малиновый звон», компанию в исполнении которой ему составила Наталья Варлей. В конце 1980-ых годов были выпущены пластинки «Малиновый звон» и «Не покинь меня», ставшие самыми успешными записями Гнатюка. Лучшие песни музыканта превращались в хиты всесоюзного масштаба и многие из них до сих пор любимы старшим поколением.

В конце 80-ых годов прошлого века Николай Васильевич, выпустив в общей сложности пять пластинок и став одним из самых популярных артистов Советского Союза, переехал жить в Германию. На достаточно продолжительный период времени он пропал из поля зрения своих поклонников. Он мало выступал и практически полностью приостановил свою гастрольную деятельность.

Триумфальное возвращение артиста началось в 1993 году, когда он записал песню «Час рiкою пливе» на украинском языке. Композиция, несмотря на долгое отсутствие Николая Гнатюка на эстрадном небосклоне, приобрела огромную популярность и стала общенародным хитом. Летом 1996 года артист выпустил одноименный альбом (уже не пластинку, а CD и кассету).

Еще одной крайне популярной песней периода возвращения Гнатюка к былой популярности стала композиция «Ой, смерека!», посвященная особой породе стройных живописных елей, произрастающих в Карпатах. Сейчас в Закарпатье эту песню считают практически своеобразным гимном региона. Компаньоном в исполнении данной композиции на концертах для артиста неоднократно становился его брат.

В 47-летнем возрасте Николай Васильевич обратил пристальное внимание на духовную составляющую своей жизни и поступил в Белгородскую духовную семинарию, на миссионерское ее отделение. С тех пор в текстах песен Гнатюка нередко проскальзывает тема веры и близости с Господом, а одна из последних пластинок артиста даже получила название «Господи, помилуй».

Эта пластинка впоследствии была дополнена новыми композициями и переиздана под названием «Господи, спаси, сохрани». В альбом вошли такие песни, как «Малая Родина», «Вера», «Пора покаянная», «Аве Мария», «Ксения Блаженная», «Песня о Святом Николае». В роли издателя альбома выступил не звукозаписывающий лейбл, а Свято-Успенская Почаевская лавра.

В 1980 году артисту был присвоен титул Заслуженного артиста Украинской Советской Социалистической Республики. В 1988 году Гнатюк получил еще более почетное звание Народного артиста Украинской ССР.

В 2006 году Николай Васильевич был удостоен Ордена Франциска Скорины, который ему вручили за весомый личный вклад в развитие белорусско-украинских культурных связей. В 2002 году примерно по той же причине артист стал «Почетным гражданином Могилева».

Обаятельный и талантливый артист всегда привлекал внимание представительниц прекрасного пола: его довольно высокий рост, открытое лицо, харизма неизменно вызывают симпатию. Со своей единственной супругой Натальей музыкант познакомился во время интервью. Очаровательная пухленькая девушка (вдобавок еще и умная) привлекла внимание музыканта, и вскоре они начали встречаться.

Забавно, что сватом для четы Гнатюков стал космонавт Гречко. Николай Васильевич встретился с ним на съемках, после чего Гречко пригласил любимого музыканта в ресторан. По загадочному стечению обстоятельств - как раз тогда Гнатюк собирался отправиться сделать предложение Наталье. Космонавт, прихватив ящик яблок, отправился с прославленным знакомым к его невесте.

Жена подарила артисту такое счастье, как дети: у пары родился сын Олесь. К сожалению, со временем семья распалась, и с тех пор Николай Васильевич больше не женился.

После аварии на Чернобыле Наталья вместе с Олесем эмигрировала в Германию, там сын супружеской четы и вырос. Именно поэтому на фото Гнатюк часто запечатлен на фоне немецких достопримечательностей: артист часто ездит в Германию, чтобы повидаться с сыном.

Дискография
1980 – мини-альбом «Николай Гнатюк и группа «Кроссворд»
1980 – мини-альбом «Николай Гнатюк и ансамбль «Лабиринт»
1981 – пластинка «Танец на барабане»
1988 – пластинка «Малиновый звон»
1989 – пластинка «Не покинь меня»
1996 – пластинка «Час рiкою пливе»
2005 – пластинка «Господи, спаси, сохрани»
2006 – пластинка «Знов»
2011 – пластинка «Золотой альбом»

А теперь перенесемся в далекий то ли 1983, то ли 1984 год. Я работал в те годы заведующим рентгеновским отделением городской больницы № 11 в городе Хабаровске. Как известно, зарплаты у врачей всегда были невысокие, поэтому приходилось совмещать. По своей основной специальности рентгенолога я совмещать не мог из-за вредных условий этой профессии. Поэтому уже несколько лет брал ночные дежурства в травматологическом пункте нашей больницы.  Пока травмпункт был в здании стационара, мне было удобно, ведь я в этом здании работал.  Но потом в нашем больнично-поликлиническом объединении была введена в строй новая поликлиника в Южном микрорайоне города, и туда перевели травмпункт. Теперь мне приходилось довольно далеко добираться.

Автобус, связывающий Пятую площадку, где был стационар, и Южный микрорайон, ходил очень редко,  всегда был переполнен.  Поэтому я, когда была теплая погода, ходил пешком из стационара в травмпункт.  Гарантировано за полчаса я мог дойти. Правда, приходилось переходить через овраг, где было скользко после дождя, и я этот путь проделывал только в хорошую погоду.

Работа по основной специальности у меня была с 8 до 14 часов.  Правда,  она с этим не заканчивалась. Общественная работа парторга больницы с числом сотрудников свыше 2-х тысяч человек, занимала так же много времени.  Но  все равно, к 17 часам я должен быть на новом рабочем месте в травмпункте, и дежурить до 8 часов утра следующего дня.  Питание дежурной смены было организовано самими сотрудниками. Кто-то что-то приносил из дома, санитарка на скорую руку готовила немудренный стол, и когда было немного пациентов и среди них не было тяжелых, мы перекусывали минут за десять, и продолжали вести прием.  Но это на ужин.  А вот пообедать мне было негде.

Правда, у меня был знакомый, живущий в Южном микрорайоне.  Это были знакомые моих родителей по жизни в северном поселке Хабаровского края Херпучи, где я родился.  Мы встретились через много лет в Хабаровске, когда этот знакомый привел свою жену на прием в травмпункт,  и я ей оказывал помощь. С тех пор жена умерла, он вдовствовал, и всегда был рад встрече со мной.  Он знал, когда я дежурил, и готовил для меня небольшой перекус в обеденные часы.  Но в этот день знакомый отсутствовал по каким-то причинам, и я это знал.  Поэтому мне надо было решить, где пообедать.

В центре огромного Южного микрорайона Хабаровска, где  в те годы проживало свыше 80 тысяч человек, находились торговые центры и ресторан «Южный». Это было по пути в травмпункт, и я решил в него зайти.  В это время, уже после 15 часов, он был полупустой, и меня должны были быстро обслужить.  Так и случилось. В большом зале было занято всего 4 или 5 столиков, и я выбрал свободный стол поближе к кухне, чтобы официантке было ближе носить. Заказал обед и огляделся. 

Сидевший за соседним столиком одинокий мужчина примерно моего возраста показался очень знакомым. Я стал перебирать в памяти и наткнулся на фамилию Гнатюк.  Я еще раз внимательно посмотрел на него. Да, это он, популярный певец Николай Гнатюк, чьи концерты проходили в Хабаровске  и афиши об это клеили даже на заборы. Как он оказался в Южном микрорайоне, расположенном довольно далеко от центра города, и совершенно один, мне было непонятно.  Но знаменитость спокойно сидел за столом среди потенциальных своих зрителей, и обедал. Помню, обслуживала его симпатичная темноволосая официантка.  Вообще в хабаровских ресторанах официантами работами только женщины.

Пока я ждал заказанные блюда, и начал обедать, Гнатюк пообедал, расплатился и ушел. Я слышал, как о нем стали говорить официантки, собравший в кружок.  Помню, прозвучала фраза: «Один и без охраны в нашем микрорайоне?». Да, в те годы охранников у эстрадных звезд не было ни на концертах, ни при перемещениях по городу. Это сейчас к суперзвезде типа Леонтьева или Киркорова так просто не подойдешь, охранники не подпустят.  Я видел, сколько их было на вокзале в Комсомольске, куда Киркоров приехал с концертом, и мы ехали в соседних вагонах из Хабаровска.

Вот такая встреча была у меня с известным исполнителем эстрадных песен «Малиновый звон», «Танец на барабане» и «Птица счастья», которые мне нравились. Долгих лет жизни и успешного творчества тебе, Николай Гнатюк! На ты обращаюсь потому, что старше тебя на целых пять лет.  Всех тебе благ!


Рецензии