Парад 7 ноября 41-го. От стен Кремля к Победе

Участником военного парада 7 ноября 1941 года на Красной пощади в  Москве  был уроженец Орловской области Павел Николаевич Козленков.  Утро 7 ноября 41-го, военный парад и напутственную речь Сталина ветеран и сейчас помнит в деталях.

В год  75- летия  Великой Победы, мы не можем не вспомнить, с чего Победа начиналась!  А именно с военного парада 7 ноября 1941 года.
Парад на Красной площади, проведённый советским командованием буквально под носом у наступающего врага, ранее обещавшего в тот день провести в Москве собственное победное шествие, не имеет аналогов во всей мировой истории войн.  В нём участвовали 28 тысяч 467 человек. Вооружение и военная техника были представлены 296 пулемётами, 18 миномётами, 12 зенитными пулемётами, 140 артиллерийскими орудиями различной мощности,   160 танками. Из-за сильного снегопада и  ограниченной видимости авиация участие в параде не принимала.
Прямо с Красной площади курсанты военных училищ, артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки уходили на фронт, линия которого проходила всего в 30 километрах от Москвы.
Одним из участников легендарного парада был наш земляк Павел Николаевич Козленков.  Утро 7 ноября 1941 года, парад  и напутственную речь Сталина ветеран помнит в деталях. 

Крестьянский сын

Павел Николаевич родился в 1921 году в деревне Берёзовка Дмитровского района Орловской области в многодетной крестьянской семье.  С раннего детства мальчик работал на колхозных полях, помогал родителям, пешком ходил в школу в соседнее село за 5 километров от дома. В 1938 году он окончил семь классов местной школы и по путёвке комсомола работал учителем начальных классов. Но мечтал Павел Козленков  совсем о другом, сколько себя помнил – всегда хотел стать военным и  защищать Родину.

Курсант

4 октября 1940 года из военкомата пришла повестка, Павла Козленкова призвали в ряды Красной армии и направили служить в Балашиху.
 «Мы все с ребятами очень хотели быть лётчиками, мечтали об этом с детства. Поэтому и направили нас с военкомата в школу младших авиаспециалистов под Москвой», — вспоминает Павел Николаевич.  Проучившись 2 месяца, Павел Козленков был направлен на учёбу в Ивановское военно-политическое училище.
В начале лета 1941 года будущие офицеры, сдавали свою первую в жизни сессию. Успешно сдав экзамены, курсанты-первокурсники приготовились к отъезду домой, в отпуск. Машины до вокзала должны была прийти уже завтра… Но завтра была война.
В условиях военного времени за 2,5 месяца курсанты прошли ускоренный курс обучения и получили офицерские звания. Павел Козленков в статусе младшего политрука был отправлен на северо-западный фронт под Ленинград в 966 стрелковый полк 286 стрелковой дивизии.

Оборона Ленинграда

«Когда я прибыл в Ленинград, в стрелковую роту, куда меня отправили, за неделю убило всех трех командиров. Ведь часть стояла в 300 метрах от поля боя. Ко мне подошёл один красноармеец, и сказал: «товарищ политрук, командиров у нас не осталось. Роту в бой придется вести Вам», — вспоминает Павел Николаевич.  Я был в шоке  – какой из меня, вчерашнего курсанта, командир?! Но я  понимал, что я  – политрук, и моя задача – воодушевлять солдат на бой. Я повёл их в атаку. Я был как шальной, плохо помню, как это было, но я первым ворвался в траншею, и красноармейцы пошли за мной в бой».
Под Ленинградом Козленков провоевал 90 дней. За это время он получил досрочно звание лейтенанта. В тех боях политрука ранило дважды, второй раз – серьезнее, осколком перебило левую руку. Но полечиться удалось недолго – в госпиталь приехал майор с Москвы, и  сообщил, что положение там очень серьезное.

На защиту Москвы

С октября 1941 года по ноябрь 1943 года Павел Козленков воевал на Западном фронте, принял участие в битве под Москвой в должности политрука пулеметной роты 518 стрелкового полка 2-й Московской дивизии, в будущем 129 –й Орловской стрелковой дивизии.
 «В Москву прибыл в октябре 1941 года. Немец подошёл уже к рубежу, 30 километров до Красной площади, и нам отвели всего 10 дней, чтобы подготовиться к обороне города, – вспоминает Павел Николаевич.
В ночь на 7 ноября к солдатам приехал представитель Московского гарнизона и сообщил, что, несмотря на военные действия и самолёты фашистов над городом, для поднятия духа Красной Армии, готовится парад на Красной площади.

Парад 7 ноября 1941 года

Красная площадь была белая от снега, и тонкие, прохудившиеся подошвы солдатских сапог в обмотках примерзали к брусчатке.
Павел Николаевич отлично помнит то морозное ноябрьское утро: «На курантах ровно восемь и из ворот Спасской башни на коне выезжает Семен Буденный. Снега много, конь идет туго, споткнулся. Мы в оцепенении думаем, что сейчас Семен Михайлович упадет. Но нет! Он же — кавалерист. Стоял туман, но я хорошо видел руководителей правительства и товарища Сталина. Семен Михайлович со всеми нами поздоровался и последовал на трибуну мавзолея.
Речь Сталина была слышна еле-еле. Но то, что я услышал, запомнил на всю свою жизнь. Иосиф Виссарионович говорил: «На вас выпала великая миссия — разгромить немцев на подступах к Москве. Пусть вас вдохновляют в этой войне великие образы наших предков: Минина, Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Пусть осеняет вас великое знамя Ленина, вперёд к нашей Победе, враг будет разбит. Победа будет за нами!».
Мы стояли на площади в сильный мороз, и когда нам отдали приказ — «направо», повернуться-то у нас и не получилось, так как ноги у нас задеревенели, ничего не чувствуем. С трудом тронулись, и вот пока мы дошли до здания Исторического музея, то немного согрелись. Когда же нам отдали снова приказ — развернуться и пройти мимо мавзолея, то мы уже шли чётко и слаженно, чеканя шаг. Тут-то я и разглядел вблизи товарища Сталина».
Промаршировав по брусчатке Красной площади, политрук Павел Козленков отправился защищать столицу к Химкам. Защитники стояли насмерть, как и обещали жителям Москвы.  В бою Павел Козленков получил третье по счёту ранение.
Восстановившись, политрук вновь отправился на фронт. Самое тяжёлое ранение, надолго выбившее фронтовика из строя, Козленков получил 13 февраля 1942 года в бою под Старой Руссой.  Пролечившись  9 месяцев в  госпитале,   Козленков  был направлен комсоргом батальона в Ташкентское пулемётное училище, дислоцированное в г. Термез, где и застало его  известие о Победе.

В мирное время

После окончания Военно-политической академии им. В.И. Ленина в 1956 году и вплоть до самой отставки, Павел Николаевич служил политработником  в ракетных войсках в Сибири.
В 1971 году пятидесятилетний  полковник  П.Н. Козленков был уволен в запас.
Много лет Павел Николаевич проработал заведующим методическим кабинетом кафедры общественных наук в Серпуховском ракетном училище имени Ленинского Комсомола.
На пенсию он отправился лишь в 1996 году  в возрасте 85 лет, но связи с курсантами не утратил и продолжает вести активную военно-патриотическую работу с молодым поколением, встречается со школьниками и студентами, рассказывает о Великой Отечественной войне.  Заслуги  ветерана   отмечены местными властями. П.Н. Козленкову присвоены звания «Почётный ветеран Подмосковья» и «Почётный гражданин города Серпухова».
За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, Павел Николаевич награждён  орденами Красной Звезды,  Великой Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями «За оборону Москвы» «За боевые заслуги»,  «За отвагу»,  «За оборону Ленинграда».
Наград так много, что все они не помещаются на парадном кителе ветерана. И каждая из них – его гордость, каждая из них – память о тех самых страшных днях и тех самых важных победах.
Участник легендарного парада 7 ноября 1941 года Павел Николаевич Козленков  и сегодня бодр, подтянут и оптимистичен. 
23 февраля будущего года он отметит свой 100 день рождения.

Марина САМАРИНА


Рецензии