Рассказ о картине - Мороз

"Мороз", 56,5х76,5 см, холст, масло, 1998-1999 гг. Автор — Алексей Акиндинов.

Картину "Мороз" я написал более двадцати лет назад. В то время, закончив обучение в Рязанском художественном училище я находился в начале пути разработки своего стиля орнаментализма. Экспериментируя с методом создания орнаментального изображения, в этой картине я впервые использую один из новых способов создания орнаментальной живописи.

Сюжет картины простой, но писал я его два года. Причиной тому стал особый метод создания орнаментальной поверхности - я впервые применяю рельефную узорную живопись. Для этого, в самом начале, на холсте я создал масляной краской рельефные узоры — взял густую масляную краску двух цветов и тонкой кистью наносил цветочные орнаменты. Применял метод дополнительных цветов - в узорах только два цвета: светло бирюзовый и светло-розовый. Цвета, находясь рядом друг с другом из-за оптического эффекта создают мерцание. После того, как рельефная поверхность была создана, я оставил на время картину, так как масляная краска сохнет очень долго. На тот момент я не знал, каким будет сюжет полотна.

Примерно через год, в преддверии новогодних праздников, родилась тема картины. Новый год — семейный праздник, его все встречают собравшись у праздничного стола и "домашнего очага". В своей картине я хотел выразить тему одиночества. Когда человек в такие дни, по тем или иным причинам остаётся один. Сюжет полотна я писал поверх высохших узоров. Рисунок нанёс масляной краской и приступил к живописному процессу.

Композиция включает в себя условный интерьер кухни. Девушка сидит у холодильника прижавшись к нему, она сложила на груди руки, закрыла глаза. Героине картины холодно не только снаружи, но и внутри, а может быть и внутренний мороз ещё холоднее, так как она ищет тепло даже у холодильника. Из открытой форточки дует холодный ветер. Эффект леденящего сквозняка особенно подчёркивают узоры. Бывает струение от горячего воздуха, который летом можно наблюдать от раскалённой дороги или крыши гаража, а у меня в картине есть то же самое струение, но это морозный трепет, и он мне удался именно за счёт контуров узоров и игры их цветов — розового и бирюзового. С расстояния они оптически смешиваются, мерцают и дают эффект серого морозного цвета.  За девушкой стоит новогодняя ёлка - атрибут зимнего праздника. Но в сюжете она даёт многозначный эффект. Так, у головы ветви ёлки напоминают развивающиеся на ветру волосы, а весь тёмный силуэт с новогодними игрушками — как портал в открытый ледяной космос с планетами. Верх этого "домашнего космоса" венчает золотой наконечник.

Что произошло с героиней картины не знаю. Но бывают моменты, когда человек остаётся один или по собственной воле или по независимым от него причинам. Так или иначе, люди не должны "проходить мимо" этих несчастных. Моя картина это молчаливый призыв в красках — люди не будьте равнодушны. Помогите тем, кто нуждается в тепле душевном или физическом, присмотритесь к тем, кто вас окружает. И может быть потом, когда это потребуется, также помогут вам, а вы либо не захотите сказать об этом или будете не в силах это выразить...

Интересные факты:
1. - Вначале в эскизах идея была совсем другая. Я нарисовал загадочного молодого человека. Он обнимал рукой холодильник. Рука его была настолько длинная, что она ложась сверху холодильника, спускалась с другой его стороны, свешивалась до середины. И назвалась картина "Парень-мандарин". Это был странный юноша. Что-то из рубрики городских легенд, придуманных мной. Странный парень-мандарин, который может обнять своими длинными руками в несколько оборотов разные предметы мебели, он любит мандарины и не спит по ночам.
2.  - На холодильнике есть надпись "Саян" - это слово я словно услышал. Его мне как-буд то кто-то шепнул для этой картины, что-бы я его изобразил на холодильнике. На фоне сюжета, над холодильником, есть элементы узоров, которые я применил в картине "Северная ночь", а именно загадочные башенки с шестерёнками. Они у меня олицетворяют в обеих картинах Арктику и Антарктику. Также на холодильнике я изобразил загадочный знак, в виде вращающихся вокруг центра частиц. В центре "знак качества", который применяли в СССР, и выше этого знака символы: яблоко; рыба; мандарин.
3. - Для картины я взял образ реально существующей девушки — это моя однокурсница по Рязанскому художественному училищу — Олеся Ворона.
4. - После того, как сюжет был написан и слой краски высох, я взял лезвие для бритья и аккуратно проскоблил всю поверхность холста. Так, скрытые узоры, обнажившись проступили сквозь изображение и стали неотъемлемой частью сюжета.
5. - Картина вот уже двадцать лет находится в Германии и принадлежит частному коллекционеру Петеру Фишеру из Мюнстера.


Рецензии