Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 57

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


НА РАСПУТЬЕ ВСЕХ ДОРОГ

Итак, LEPEL SPAL – сожженный Лепель, будоражит умы, однако реальность его существования пока под большим вопросом. А раз так, то будем исходить из имеющихся на сегодня документов – что они говорят о первоначальном Лепеле?

Рассматривая привилеи, данные королевско-великокняжеской властью, мы установили, что первое письменное свидетельство о нем относится к 1503-му году, когда витебский плебан Кухарский получил в свое распоряжение Боровно с Леплем.

Белорусские историки однозначно указали на окрестности западнее Витебска. Там огромный водоем, названный сегодня Лепельским, и оттуда начиналась «чашеобразная» Улла - главная речная артерия междуречья.

Боровно почти в истоке Уллы, второе название которой осело в местном наречии как Ульянка. Этим объясняется выбор плебана. Боровно, корень которого производный от «бора» - крупного лесного массива – это лесные богатства, это грибы и ягоды, звери и птицы, то есть, весь набор необходимых для жизни предметов. Но не только. Лес шел на строительство городов и постройку лодок, а это дополнительный ресурс для функционирования плебании. Дары природы легко было транспортировать как в Витебск, лежавший на Двине, куда стекала Ульянка-Улла, так и в другие направления.

Лепль располагался рядом с Боровно, в красивом «боголепном» месте – тоже в виде природного зодчества. Озеро на стыке двух рек смотрелось с возвышенности как вогнутая куполообразная «чаша», откуда расходились речные пути.

Место идеально подходило для развертывания религиозного хозяйства, несмотря на удаленность от богодельного центра в Витебске. Условно можно предположить, что Кухарский «забивал» себе это местечко еще в первом привилее, куда было вписано некое «непонятное» сельцо (мы уже говорили об этом). Если связывать это с мерами в отношении евреев, о чем высказывался профессор Вернадский, то предположение обретает реальный смысл. В какой-то момент жители LEPEL SPAL были изгнаны с насиженных мест под Лукомлем, а по возвращении им отвели вместо спаленной другую обитель.

Но, повторюсь, это только домыслы, не будем зацикливаться.

Пока ясно, что витебская плебания получила в 1503 году уникальное пристанище для расширения поля деятельности, обогащения католического прихода Святой Троицы. Пусть в отдалении, но местечко надежно связывало два культурных центра средневековья – Вильно и Витебск, запад и восток.

Лепль, привязанный к Боровно (а именно так можно рассматривать последовательность вписанных в привилей топонимов), начинал новую жизнь в качестве «приложения» к плебанскому двору витебского священника.

(Продолжение следует).

На снимке Владимира Шушкевича: Мельничный мост в современном Лепеле.


02.11/20


Рецензии