Бусы

Я очень хорошо помню эти бусы, которые носила моя бабушка – помутневшие, с царапинками, очень короткие – как говорится, под самую шейку. Янтаринки жёлто-коричневого цвета в форме оливок. Но историю украшения я узнала только сейчас...

Тётя Аня жила по соседству с моими дедушкой Иваном и бабушкой Ксенией – на той же улице, только на противоположной стороне, через пару домов. Семья была обычной для того времени: муж-шахтёр, четверо детей, мать-домохозяйка: тихая, очень скромная женщина... Нельзя сказать, что они с моей бабушкой были подругами – просто соседками.
Когда умер муж тёти Ани, одна из старших дочерей решила забрать мать и младшую сестру к себе, в Тогучин. Домишко они продали и перед отъездом тётя Аня пришла попрощаться. За чаем бабушка Ксения пожаловалась ей – здоровье уже не то, недомогать стала. А ещё и маленький ребёнок на руках – мне тогда, может, года два было. Родители работали, оба посменно, а я росла под присмотром маминых родителей. И тогда тётя Аня сняла со своей шеи янтарные бусы – с давних времён замечено, что древняя смола помогает сохранить женское здоровье – и подарила соседке на память. Своё единственное украшение… Да и откуда было взяться цацкам в небогатой семье?

...Я очень хорошо помню, какое тепло исходило от янтарных бус, когда временами бабушка давала мне ими поиграть. Даже сейчас, спустя десятилетия, закрыв глаза, я вижу каждую царапину, каждую потёртость... Вижу, как сквозь поволоку окислившейся корочки проглядывалась чистота и прозрачность природного камня, и это похоже на волшебство, на приоткрывающуюся тайну. Может быть и моя нынешняя страсть к янтарю – не так уж и случайна? Может быть, у неё давние корни?

Когда я спросила маму, куда делись те бусы, она мне тихо ответила:
– Бабушку в них похоронили…


Рецензии