Старинные вещи. Часы с боем

2. Старинные вещи. Часы с боем.

Начало: "Старинные вещи. От  автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719


Бабушкины старинные часы я помню с самого раннего детства. Да и как их было не помнить, если о своём существовании они напоминали боем. В этой связи у меня вопрос: «Можете ли вы спать под бой часов?» Вопрос возник не на пустом месте, спать под бой часов, а время они отбивают каждые полчаса, могут не все. Например, моя супруга не может заснуть не только под бой часов, но даже под их тиканье.  А я к бою часов привык с самого детства, и приучили меня к бою бабушкины старинные часы, о которых мне и хочется здесь рассказать.

Часы с гирями иногда ошибочно называют ходиками,  что не правильно. Ходиками обычно называют стенные часы упрощенного устройства без боя и с одной гирей. А наши часы были с боем  и двумя гирями (вторая для боя). Перед тем, как ложиться спать, бабушка подтягивала гири. Если не подтянуть, ночью часы могли остановиться. Когда я подрос, подтягивать гири поручили мне и эту обязанность я охотно выполнял.

Происхождение бабушкиных часов мне неизвестно.  То, что они старинные, никаких сомнений не вызывало, поскольку раньше они  принадлежали  отцу бабушки, отставному унтер-офицеру Сергею Алексеевичу  Гречишникову. Выглядели часы примерно такими же, как на снимке, предваряющем рассказ: у них был  такой же желтый циферблат и такие же  римские цифры, только на циферблате были нарисованы не цветы, а какой-то пейзаж с домиками европейского типа. В царские времена часы в России выпускались множеством артелей и вполне возможно, что бабушкины часы были изготовлены в одной из таких артелей. Однако часы прадед мог привезти и из Вильно, где он  служил в 107 Троицком пехотном полку.  Кстати, из Вильно он привез свою жену Елизавету Адамовну, так что часы раньше могли принадлежать ей.
 
Часы висели на стене возле двери, ведущей из залы в спальню. Я рано, еще до школы, научился понимать цифры как арабские, так  и римские, знал, что маленькая стрелка показывает часы, а большая минуты, а вскоре научился определять по часам и время. И уже знал, что вместо пятнадцать минут второго, тридцать минут второго, без пятнадцати два можно было сказать четверть второго, половина второго, без четверти два. А когда бабушка говорила: «Посмотри, который час», я с гордостью  отвечал: «Двадцать минут одиннадцатого». В те годы не спрашивали нелепо звучащее «Сколько времени?», а спрашивали только так: «Который час?».

Бой часов мы слушали до самой войны. О том, как наша семья, бросив нажитое годами имущество, покидала  Калугу, к которой приближались немецкие войска, я уже упоминал в других рассказах. Из эвакуации в Калугу мы вернулись только через два года. Вернулись, но в дом, в котором жили раньше, не попали. И не потому, что дом не уцелел, хотя мог и не уцелеть, поскольку после  освобождения Калуги от оккупантов, налёты немецкой авиации случались чуть ли не каждый день. При очередном налёте вражеская бомба упала в метрах пяти от дома, полностью  разрушив соседний дом. Так что нашему дому повезло, в нём лишь выбило оконные рамы. А в дом мы не попали по той причине, что в нашей квартире жили чужие нам люди. За время нашего отсутствия в квартире сменилось несколько жильцов. И все они, съезжая с квартиры, забирали с собой «на память» что-то из нашего имущества. Мама выяснила,  кто проживал в квартире и где эти люди живут теперь. Мы шли к ним и, к нашей радости,  кое-что из имущества нашли. Нашли и бабушкины часы. Увидев их при посещении очередной квартиры, мама радостно воскликнула: «А это наши часы, они с боем». И эти слова «они с боем» почему-то убедили их нового «владельца», что часы действительно наши. Надо отметить, что обнаруженные нами вещи их новые обладатели возвращали безропотно, видимо, опасались обвинений в воровстве. Без возражений были возвращены и часы. Потом, когда после окончания войны нам вернут прежнюю квартиру, часы займут в ней своё старое место у двери.  Мы снова слушали их мелодичный бой, напоминавший нам довоенное мирное время.

Прошли годы, ушли в мир иной бабушка, за ней  мама, а часы еще живы, но уже давно не ходят. Их механизм состарился и требует капитального ремонта с заменой износившихся за долгую жизнь деталей.  Нужен хороший часовщик, умелец, способный подарить им вторую жизнь.  И тогда старинные часы еще могут послужить нашим внукам и правнукам. Хотелось, чтобы так и случилось!..

Продолжение следует.


Рецензии
М-да... старинные часы с боем. Есть в этом что-то загадочное... магическое. Такие часы как бы отсчитывают не только минуты и часы, но и года, десятилетия и даже века.

Читаю Ваши воспоминания, Вадим Иванович, и невольно по-хорошему завидую. Я очень люблю старинные вещи, или как ещё говорят "антиквариат", но в моём детстве не было ни часов с боем, ни самоваров, ни сундуков. Мы часто переезжали с места на место, и поэтому многие старые и дорогие сердцу вещи канули в небытие. Остался только ковёр. Он практически мой ровесник. Теперь лежит на полу, исполняя роль паласа, за 60 лет много раз побывал в химчистке, а ему хоть бы хны. Как новенький. Вот это было советское качество!

Спасибо Вам за интересные рассказы. Удивляюсь Вашей цепкой памяти и наблюдательности. Многие Вам лета, мой добрый старинный товарищ и друг! Ваша Лариса.

Лариса Евсикова   13.10.2021 13:47     Заявить о нарушении
Лариса Георгиевна!
Не знаю как так получилось, что я пропустил Ваш отзыв на миниатюру о часах. Как говорят, и на старуху бывает проруха.

Мне очень понравилось Ваше необычное замечание о часах, что в их бое Вы обнаружили что-то магическое и загадочное, и что они как бы отсчитывают не только минуты и часы, но и года, десятилетия и даже века. Вы правы, за свою долгую жизнь часы отсчитали десятилетия, что не вызывает никаких сомнений, но кто знает, возможно, успели отсчитать и столетие.

Не может быть, чтобы в Вашей семье не имелось ни одной старинной вещи. Покопайтесь хорошенько в своей памяти и наверняка обнаружите, что такие вещи у Ваших родителей имелись. Поначалу и мне казалось, что ограничусь четырьмя-пятью миниатюрами о старинных вещах, а потом память подсказала, что их будет гораздо больше. А фактически написал о тринадцати вещах.

Большое спасибо Вам за отзыв и добрые пожелания.
Многие лета в добром здравии и благополучии и я Вам желаю!

С поклоном -
Ваш Вадим Иванович.


Вадим Прохоркин   14.10.2021 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.