Во глубине Тянь-Шаньских гор... начало

       На фото:
1. Навес, служащий столовой (если внимательно приглядеться, можно увидеть ряд подвешенных бутылок, выполняющих роль гонга, созывающего к трапезе);
2. Сбор сушняка (надеюсь, комментарии излишни);
3. Наше жилище (опять-таки, если очень внимательно вглядеться, то в верхнем левом углу можно увидеть кусочек озера).


       Если с самых ранних лет, образно выражаясь, ты видишь в одном окне голубой хребет Могол-Тау, а в другом – бледно-лиловый Кулундинский, если, став постарше, для тебя начинаются вылазки на природу длительностью от 1 до 3-х дней, то неудивительно, что влюбляешься в горы на всю оставшуюся жизнь.
       Одно из самых первых воспоминаний – мы с мамой в небольшом автобусе (вроде это был ПАЗик), мотаясь и подпрыгивая на ухабистой дороге,  едем в гости к маминой сестре в городок с необычным именем Табошары. Пересекая речушку, автобус глохнет, водитель обращается с просьбой о содействии к парням-пассажирам. Те, видимо уже не в первый раз попадая в такую ситуацию, сразу снимают обувь, закатывают брюки, и со смешками, с оживленными, но добродушными подколками, выталкивают автобус из водяного плена на дорогу, и наш путь продолжается.
       Лирическое отступление закончено, и память переносит на почти двадцать  лет позже.

       Я уже студентка, и впервые в жизни мы – «четыре орхидеи» - без родителей (но по путевке, не самовольно, не «дикарями») отправляемся в путешествие по горам Западного Тянь-Шаня.
       Наш путь начался в городе Ош, правда, город особого впечатления не произвел, поэтому мы были рады, что первые несколько дней провели на турбазе за пределами города. Уже на той турбазе хотели напроситься жить в палатках, но свободных палаток не оказалось (желающих и без нас с избытком), поэтому поселили нас в приятно пахнущем свежим деревом недавно отстроенном … Как же назвать эти домики для туристов? Мини-отель? Коттедж? Шале? В общем, заселили нас в номер, где 2 стены являлись окнами, от потолка и почти до самого пола, в номер с привычными кроватями, тумбочками, шкафом.
       От тех дней в памяти остались только встреча с актером местного театра и невероятной красоты девушка-киргизка на раздаче в столовой. Любуясь ее лицом, я впервые в жизни посожалела, что обделена даром художника и не смогу запечатлеть такой прекрасный облик. Фотографироваться девушка отказывалась наотрез, замечая направленный фотоаппарат низко опускала голову или отворачивалась.
       В окрестностях Ошской турбазы природы хватало, тем не менее, присутствие цивилизации отмечалось на каждом шагу. А нас же тянуло в дикие края, туда, где одним из главнейших предметов стала бы  книга «По следам Робинзона» - советское пособие по выживанию. Я этой книгой с 8-ого класса зачитывалась и все мечтала попасть в такие условия, где пригодились бы изложенные в ней подсказки.

       И вот – свершилось! Нашу группу везут на турбазу «Кара-Суу», расположенную на берегу озера, давшего свое имя турбазе. Мне – непрофессиональному литератору – навряд ли удастся выразить восторг, охвативший молодежь, когда узнали, что тут жить будем в палатках, поскольку строений из бетона, камня, глины, дерева не имелось в принципе. Женщина-завхоз быстренько ввела отдыхающих в курс дела: готовить будете сами, она будет лишь выдавать посуду и продукты. Поэтому тут же составили список дежурных бригад по кухне. Надо ли уточнять, что мы четверо записались в одну бригаду?
       Завхоз еще добавила, что составление меню - забота дежурных, она (завхоз) сообщает дежурным, какие продукты может выделить, а дальше они сами-сами. Она не вмешивается в процесс, и ей все равно приготовят дежурные для своих товарищей картофельное пюре, картошку "в мундире", запеченную в золе или расстараются на картофель-фри.
       "Четыре орхидеи" сразу устроили мозговой штурм, прикидывая, что будут готовить, когда придет их черед. Увлеченные, чуть было не прослушали, что дрова для очага группа тоже должна обеспечить своими силами. Хороши были бы голубушки, если бы проморгали, как основная масса попутчиков уходит в окружающие лагерь заросли.
       И вот, первое приключение для изнеженных горожан: сбор сушняка в окрестностях турбазы (рубить деревья – ни-ни-ни, разве что высохшее естественным путем, но такое дерево надо было сначала показать работнику турбазы, который был и снабженцем, и ремонтником, поэтому заведовал инструментом).
       Немного позже мы, конечно же, узнали, что собранные нами ветви – если и не капля в море, то все-таки явный нехватеж. Они шли на растопку, а для поддержания огня в очаге требовалось топливо поосновательнее, поэтому имелся штабель бревен, не замеченный нами в первые часы пребывания. Эти бревна надо было пилить или рубить, но «предкухонной подготовкой дров» занимались исключительно парни. Недовольных не было, наоборот, чуть ли не соревнования между собой устраивали, «блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи»
       За ту неделю, что мы провели на турбазе, дважды приходил маленький киргиз (маленький по росту, а его возраст остался для нас тайной, может, это был подросток, а может вполне зрелый муж, который ростом не вышел) и уводил желающих за несколько километров от лагеря, туда, куда самовольно мы бы не сунулись, опасаясь заблудиться. Он был неплохо подготовлен, много рассказывал об истории этих мест, о народах, которые тут когда-то проживали, приправляя исторические сведения легендами и байками.
       Маленький киргиз говорил, что озеро образовалось в результате завала (так оно и есть) и что любое довольно-таки сильное землетрясение может способствовать тому, что завал начнет рассыпаться, и вода неминуемо хлынет по ущелью вниз в долину. Пугал ли нас маленький киргиз, описывая возможные разрушения, или такой риск действительно существовал? Насколько сильно должно тряхануть землю, чтобы каменные глыбы, за тысячи лет засыпанные дополнительным слоем щебня, не удержались бы на склоне и открыли бы тоннам воды доступ в долину? Землетрясений средней силы с той поры отмечено не одно, но естественная плотина пока держится.
       Была поездка на катере к началу озера – месту, где речка Кара-Суу становится озером. Практически для всех в группе катание на катере – явление не из тех, что поражает воображение, каждый успел в детстве не раз и не два узнать что сулит прогулка на лодке с мотором. Но в этот раз… То ли возбудила дикость окрестностей, то ли повлияло отсутствие родителей (в присутствии которых хоть чуть-чуть, но сдерживаешься), то ли еще какие неведомые факторы, или же всё вместе взятое, но эмоции зашкаливали… Хотелось одновременно и взлететь, и нырнуть, и мчаться на своих двоих по взвихренной мотором водной глади в облаке сверкающих брызг...
       Проживая на берегу, в 50 метрах от кромки воды, да ни разу не окунуться – не бывает такого. Правда, в почти ледяной воле долго не поплюхаешься, но зато с каким удовольствием приникаешь к теплым камням пляжа после купания и нежишься под лучами не жгучего горного солнца. Озеру «повезло» образоваться на такой высоте, где солнце еще не поджаривает туристов ударными дозами ультрафиолета. Загорали, но не сгорали.
       Последний день, последний вечер… Возможно, наша группа была не оригинальна, устроив в этот день «костюмированный бал». Но, в очередной раз повторюсь, для меня и моих подруг это было впервые, когда мы изображали ведьм и кикимор не в заранее пошитых нарядах, а от души расписали тела пастой и губной помадой, обвешались шишками, тростником, ветками с ягодами, (я даже повесила в качестве ожерелья подобранную в одном из походов челюсть то ли осла, то ли теленка, а может, горного козла). Снова восторг и море эмоций, которые даже в письме, по горячим следам не удалось в полной мере выразить словами.
       Утром автобус повез нас в следующий пункт предусмотренного путевкой маршрута. Но это уже другая история.


Рецензии